Найти тему

ПОКАЯНИЕ

Евангельская проповедь начинается словами о покаянии. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). На этом призыве Спасителя основано одно из таинств Церкви – Таинство Покаяния. Святые Отцы называли покаяние вторым крещением или баней пакибытия, то есть будущей жизни. В нем как бы омывается сердце кающегося, и дается прощение исповеданных им грехов. К этому церковному таинству православный человек прибегает всю свою сознательную жизнь, начиная с семилетнего возраста. Внимательное исследование совести, осмысление своих поступков и мыслей, несомненно, благотворно влияет на характер человека и облагораживает его личность. В таинстве к усилиям кающегося вырваться из греховного плена присоединяется благодатная помощь Божия. Благодать переживается так явно, так окрыляет, что нередко человек после исповеди в своем сердце полагает намерение через краткое время опять вернуться к святому таинству, и первое время бывает особенно внимателен к своей совести. Счастлив бывает тот, кто исполнит свое намерение чаще исповедоваться. Частая исповедь может совершенно изменить сознание и жизнь человека. И даже его внешность.

«Таинство покаяния – великая сила! Никогда не пренебрегайте исповедью. Она помогает человеку глубоко измениться и уничтожает диавольскую власть над его душой. Перемена иногда бывает столь разительной, что я советую некоторым паломникам сделать фотографии до исповеди и после нее, чтобы они увидели, как велика разница. На первом снимке на лице выражение тревоги, смятения, жестокости, чувства вины…, на втором запечатлен спокойный, умиротворенный облик» (преподобный Паисий Святогорец).

Казалось бы, ощущение своей греховности должно помрачать взгляд, обессиливать, лишать покоя. На самом деле, уже на первом этапе подготовки к исповеди, когда мы вспоминаем свои грехи, а может быть, и записываем их, чтобы потом не растеряться, не забыть чего-либо, мы получаем некоторое успокоение. Как можно видеть из притчи о блудном сыне – Господь и намерения целует.

В сознании или, скорее, в практике некоторых верующих Таинство Покаяния обычно связано с Причастием, и поэтому совершается столько раз, сколько человек причащается. Действительно, в нашей отечественной традиции Причастию мирян предшествует исповедь. И это понятно, к Чаше должно подходить с чистым сердцем, примирившись через покаяние с Господом. Однако таинство Покаяния – самостоятельное таинство. Исповедоваться можно хоть каждый день. Что и принято в некоторых монастырях. Исповедь может совершаться и вне церкви, она не связана временем службы. В годы советских гонений духовники принимали верующих и у себя дома, и в домах надежных людей, и на кладбищах. Где придется. Такая практика существует и сегодня. К приходскому священнику обращаются с просьбой поисповедовать в свободное время, чтобы исповедь была более полноценной, не второпях, а может быть и дополнена советом или полезным поучением. Еще существовала традиция ездить на покаяние в монастыри, к известным духовникам, к старцам, к духовным людям. В последние десятилетия традиция эта возобновилась. Те, кто активно строит свою душу, стараются исповедоваться как можно чаще. «Нечувствие», каменность, мертвость души – от запущенных и неисповеданных вовремя грехов. Как облегчается душа, когда немедленно, пока больно, исповедуешь совершенный грех! Отложенная исповедь дает бесчувствие» (из записей священника Александра Ельчанинова).

Причастие – это благоволение к нам Господа. Оно превосходит всякое человеческое сознание. Мы можем только благоговеть перед Страшными Тайнами. А Покаяние, выраженное словами исповеди – это плод сокрушенного сердца и осознание своей вины перед Господом. Оно требует от нас личного труда, в том числе и умственного. По словам святителя Игнатия Брянчанинова: «Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры». Нередко слышишь на исповеди: а в чем каяться? Разве это грех? Вот он и первый грех – неведение своей веры. Отсюда и слепота к своим грехам. «Даруй мне зрети моя прегрешения» – слова прошения из молитвы преподобного Ефрема Сирина, читаемой Великим Постом. Пусть этот молитвенный вздох станет для нас естественным и желанным.

Нередко человек к осознанию своих грехов и истинному раскаянию приходит через резкое изменение жизни, болезнь, жизненную трагедию. И тогда он начинает жаждать исповеди. Причем эта жажда правды в русском человеке, порой, бывает столь острой, что может даже побудить его открыть свои грехи публично. Свидетели Березовской ссылки князя А.Д. Меньшикова оставили заметки о последних годах его жизни. «Меньшиков, прибыв в Березов, начал серьезно помышлять о своей душе, причем пришел к сознанию, что во всю предшествующую жизнь не имел других целей, кроме собственного возвышения. Дома и всенародно признавал он себя виновным перед своим государем и вполне достойным тяжкой казни, постигшей его. Он видел в ней не казнь, но небесное благодеяние, отверзающее ему путь ко вратам искупления».

Покаяние – важнейшая составляющая духовной жизни. Причем, жизни повседневной, а не время от времени, пусть даже и на частой исповеди. Покаянные мотивы присутствуют почти в каждой молитве. В молитвенное правило христианина входит вечернее «Исповедование грехов повседневное». Если слова молитв произносить осознанно, вдумываясь в их смысл и соотнося их с собой, (ведь от себя мы говорим с Богом, хотя может быть и не своими словами), то через какое-то время освоит их наше сознание и усвоит сердце. Покаянное чувство особенно близко нашему менталитету. Как заметит отечественный философ: «Русские очень легко чувствуют себя грешниками и из всех народов земли они более всех склонны к покаянию. Это характерная черта». Слово прощайте при расставании от – простите. Мы говорим его, не задумываясь, причем, порой, просим прощения совсем малознакомых людей, которым мы ничем по жизни не навредили. У нас принято просить прощения у умирающего. И принято просить прощения в случае, когда мы сами находимся в смертельной опасности. Например, перед операцией, в тяжкой болезни. В православной традиции – перед возможной встречей с Господом примириться со всеми. Даже с теми, кто нас обидел, причем, с ними – в первую очередь. «Первее примирися тя опечалившим» – говорится в Последовании ко Причащению. Перед исповедью принято, повернувшись ко всем людям просить у них прощения. У нас в Церкви есть обычай Прощеного Воскресения, когда все просят прощения друг у друга. Причем, независимо от статуса. Как раньше говорили: Господин у раба, царь у смерда, хозяин у холопа.

В благополучном браке, где действительно живут совет и любовь, у супругов зачастую складывается привычка виниться друг другу. Причем не только в грехах семейных – плохого настроения, грубого слова, невнимания или хозяйственных промашек. Но и в грехах против своей души. Можно вспомнить сцену между супругами Ростовыми из эпилога «Войны и мира». Когда Николай Ростов, не сдержавшись, ударил управляющего, супруга его, Мария Николаевна, своими тихими слезами скорби о его душе, вызывает в нем раскаяние. «Мари, – сказал он, тихо подойдя к ней, – даю тебе слово, что этого больше не будет никогда; даю тебе слово. Никогда, – повторил он дрожащим голосом, как мальчик, который просит прощения». Во многих семействах у супругов принято в конце дня рассказывать друг другу о том, как прошел день, не скрывая при этом и своих неблаговидных поступков, если в них обличает совесть. Как бы приглашая помолиться в этом смысле за себя.

В нашем национальном характере еще до христианства было заложено расположение к пониманию идеи покаяния, и потому евангельские слова покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17) нашли в сердцах наших соотечественников добрую почву. Славянское язычество не было мрачным. Наши предки были людьми живой совести, на Руси была принята исповедь земле, как живому существу, дающему жизнь всему живому. С принятием христианства она, конечно, потеряла свое первоначальное значение. Но не исчезла совсем. Так, например, в случае угрозы жизни, если рядом не оказывалось священника или другого человека, то исповедовались любому представителю Божиего мира, как творению Божию. Конечно, такой взгляд был скорее присущ раскольничьим толкам, и чаще встречался у поморов или в Сибири. Один священник сообщал о своих наблюдениях уже в конце ХХ века: «От многих сибиряков мы слыхали, что каяться можно и старикам, и земле, и дереву. Станешь возражать, а тебе в ответ такой аргумент: «Ну а как же быть-то, если болезнь захватит в поле или в лесу? Кому же, как не земле или дереву каяться, коли человека-то не будет?»

Может ли быть достаточным личное, так сказать, домашнее покаяние перед Богом? Услышит ли Он его? Конечно, услышит. Покаяние было частью человеческой жизни и до воплощения Сына Божия. О покаянии говорили ветхозаветные пророки. Можно вспомнить хотя бы покаянный псалом пророка Давида, который верующие читают каждый день. Но с приходом Спасителя пришло время Нового Завета. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Новое – это Церковь Христова с ее Таинствами. Церковь, для установления которой и воплотился Сын Божий, ради которой Он пострадал и принял смерть на Кресте. Церковь, в которой Он дал своим служителям власть совершать Таинства. Как Меня посылал Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Совесть, обремененная грехом, обвиняет и терзает согрешившего, понуждая его к активному действию. Совестный акт может быть выражен заглаживанием вины перед кем-то или покаянной молитвой к Господу с исповедованием своего греха. Но освобождение и успокоение может совершиться только в Церкви, куда мы придем на исповедь. Откликнувшись на призыв Спасителя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Протоиерей Сергий Николаев

Журнал Славянка № 71 сентябрь-октябрь 2017г. Помочь журналу или подписаться на журнал.

Духовно-просветительская программа фонда Лето Господне