Найти тему
BadLibrarian

Сара Брукс "Территория чудовищ": обзор

"Территорию чудовищ" мне советовали друзья со всех сторон и пройти мимо было действительно сложно. Еще бы: хтоническая Сибирь, поезда и людишки на фоне пустошей. Но на протяжении книги мои впечатления менялись от "вау, как здорово" до "что за хрень вы мне подсунули?". Попробую немного собрать в кучу мысли и напроводить параллелей с тем, с чем роман Сары Брукс успели сравнить.

Задумка романа, на мой взгляд, прекрасна: Великая Сибирь превратилась во что-то типа Зоны Икс из "Аннигиляции", место трансформаций и хаоса жизни, хищное и недоброе Запустенье. Транссибирский экспресс, поезд-крепость, возит людей от Пекина до Москвы сквозь эти страшные места. Экспресс принадлежит английской транссибирской корпорации, то есть, мы получаем такой союз двух огромных империй и третьей империи, торгового монополиста. Который, помимо перевозок, занимается еще и исследованиями Запустенья.

На последнем рейсе случилась какая-то беда: то ли лопнуло стекло, то ли что-то еще, погибли люди. В этом обвинили мастера-стекольщика, русского, живущего с семьей в Китае. Это не совсем спойлер, но это часть сюжета.

Дримтим истории и основные действующие лица: молодая русская девушка, желающая восстановить справедливость и доброе имя отца, невротичный ученый, жаждущий реванша и новых открытий, чтобы утереть всем нос, и юная Вэйвэй, девочка, которая родилась в поезде и выросла в нем, знает ритм движения и все тайные уголки, и кое-кто еще, не буду раскрывать для тех, кто планирует читать. На втором плане – старик-профессор, изучавший мутации, картограф-японец, секси-мэн в моем стиле (трудоголик, интеллектуал, утонченная личность), пожилая начальница поезда, ведущая свой род от тех народов, которые населяли Сибирь до Запустенья. В противовесе им, в условных антагонистах – смотрящие от корпорации, унылые мужики, похожие на воронов, и лицемерное общество (ладно, Графиня хороша!)

Пассажиры занимают места, поезд отправляется и... мы же понимаем, что ничем обычным это не закончится? Конечно, случится что-то особенное – дримтим впустит Запустенье в крепость, изменятся роли и восприятие читателя, хаос и буйство природы победит строгость нравов и структурированный прогресс. Запустенье хищное – но и прогресс хищник тоже, Запустенье окутывает все лианами и корнями – прогресс изобретает правила, выгодные только тем, кто обладает властью и деньгами. Остальных он сжирает и переваривает. Шо то херня, шо это херня, хотя постойте...

Я написала "ничем обычным не закончится", а не "ничем хорошим не закончится". Всю книгу Сара Брукс пугала читателя и героев видениями Запустенья, сводящими с ума, хищными тварями, опасностями, но в конечном итоге это все превратилось в историю о противоборстве упорядоченного прогресса хищной цивилизации и не менее хищного (как заявлено, но по факту все не совсем так) хаоса неизведанного и иррационального. Такой вот антиколониальный, экологический манифест, в финале которого стихия рушит преграды, люди ликуют, а хорошие люди, получившие от Запустенья конвенционально красивые трансформации, радостно обнимаются, танцуют и едут на ожившем поезде дальше, несут разумное, светлое, вечное, пока за ними охотятся попы и ищейки корпорации.

Никакого тебе призвука тоски, никакого катарсиса, никаких клыков и когтей, страшных чудовищ и сложности мира. Впрочем, никто их и не обещал – если не считать страшилок, которыми тебя кормят всю дорогу от Пекина до Русской стены. Да, здесь местами хорошо звучит иная логика непостижимого мира, в котором нет людей, но перед лицом добра и справедливости все это нечеловеческое принимает правильную сторону и правильные ценности. Ну камон. Все хорошие хорошие, все плохие плохие, никакой интриги.

Книга очень кинематографичная, очень визуальная, очень миядзакиподобная – и по конфликту, и по конкретным образам внутри текста, как минимум дважды я ловила общие штуки: жуки из "Навсикаи" и духи леса из "Мононоке", мне кажется, это были намеренные отсылки. Она очень в духе приключенческо-фантастических романов Жюля Верна и около него, но с современной оптикой и инструментами. И тут, пожалуй, бремя ответственности за собственное разочарование лежит на мне самой: я хотела от книги про Великую Сибирь, чудовищ и поезда получить что угодно, но не беззубый роман о мечтателях, которые своим наивным стремлением к новизне и любопытством двигают мир вперед и рушат все преграды. Не оптимист я, щитоподелать. После мрачных заходов и страшилок читать такой радостный финал было странно, сахар на зубах хрустел.

В моем окружении книгу сравнивали с "Аннигиляцией" Вандермеера и "Пикником на обочине" Стругацких, так вот, "Аннигиляцию" я очень люблю, а "Пикник" по такому поводу даже перечитала. Да, действительно, с Зоной Икс у Запустенья и правда много общего: это таинственная и непостижимая хаотичная штука, это переплетение нитей жизни, неконтролируемое буйство всего. Но у "Аннигиляции" был совсем другой посыл: она тоскливая, в ней другая оптика, в ней депрессивная женщина-ученый смотрит на мир и рефлексирует о том, как в замкнутых системах развивается жизнь. От Зоны Икс не ждешь ничего хорошего, она как бесконечный бэдтрип, расплывающаяся, зыбкая реальность. Да, в "Территории чудовищ" тоже есть наукообразный взгляд, но это наука позапрошлого столетия, внутренний конфликт богослова и мечтателя с прагматиками, как мне показалось, а не зацикленность персонажа на процессах размножения бактерий в луже на автостоянке. Ничего не имею против, даже за, я люблю историю науки. Просто выводы получились абсолютно противоположные моему взгляду на мир.

А вот с "Пикником" я вообще не нашла ничего общего вообще, если честно, потому что если "Аннигиляция" ему напрямую наследует, то "Территория чудовищ" забирает у "Аннигиляции" те штуки, которые с "Пикником" если и связаны, то опосредованно. Стругацкие мизантропичны, они этот ваш гуманизм вертели и крутили во все стороны, и Зона из "Пикника" с Запустеньем вообще никак не мэтчится. С Зоной Икс – да, она такая же ебуче опасная, с непостижимой для человека логикой (если смотрели экранизацию "Аннигиляции", то там попытка Зоны Икс познать человека показана максимально крипово). Она не превратится в подконтрольное добрым человечкам чудо, которое на самом деле не плохое, просто другое. Немного. Чуть-чуть. Но способно научиться быть как люди в лучших их проявлениях, если встретит тех, кто это объяснит. Ну, да, и там, и там есть корпорации, которые пытаются вытащить из пространства аномалий все ценное и использовать это в своих целях, но это мне кажется совершенно очевидной частью конфликта в подобной истории. И герои, и сюжет, и выводы у этих двух тайтлов совершенно разные. Если вы прочитали "Территорию чудовищ" и вам слишком сладенько, заедайте Стругацкими, помогает, я проверила :)