Родители Андрея, Веры и Тамары были бывшими одноклассниками. Они дружили семьями, и часто проводили время вместе. Поэтому ни для кого не было удивительным то, что их дети тоже подружились. Кроме того, Андрей, Вера и Тамара тоже были одноклассниками. Эта неразлучная троица всюду была вместе: и в школе, и во дворе, и на отдыхе. А повзрослев, все трое гуляли в одной компании.
После окончания школы Вера поступила в институт учиться на журналиста, Тамара - на экономиста, а Андрей решил стать архитектором, и подал документы в московский ВУЗ. Узнав о том, что Андрей уезжает, подруги расстроились. Провожая Андрея в Москву, они плакали на вокзале. И стали с нетерпением ждать его приезда на каникулы.
Именно во время разлуки Тамара поняла, что любит Андрея. Она постоянно о нем думала, держала под подушкой его фотографию, каждый день писала ему письма. Андрей отвечал на них часто, и тоже писал, что скучает, рассказывал о своих мыслях и переживаниях, делился сокровенным. Даже звонил несколько раз в неделю. Тамара этому очень радовалась и даже думала, что тоже нравится Андрею, как девушка.
А вот Вера ревновала друга к Тамаре:
— Чего это он тебе так часто пишет и звонит, а мне редко? - возмущалась она. - Вот приедет - я из него всю душу вытрясу.
— Лишь бы быстрее уже приехал! - улыбалась Тамара.
И вот, наконец, наступили первые каникулы. Андрей приехал в родной город. Была зима, близился Новый год. Но верные подруги, несмотря на мороз, дождались Андрея на вокзале и встретили его прямо у поезда. Андрей выскочил из вагона, подбежал к девчонкам, и первым делом схватил на руки Тамару. Он начал её кружить.
— Эй, а меня? - возмутилась Вера. - Или ты что, совсем меня не любишь?
— Да люблю, конечно! - сказал Андрей, и точно так же покружил Веру.
Несколько дней друзья практически не расставались: ходили на каток, катались на лыжах, украшали елку в гостях друг у друга.
Однажды Вера спросила у Тамары:
— Ты что, влюбилась в Андрея?
Тамара покраснела и опустила глаза.
— Значит, влюбилась, - сказала Вера.
Сначала Тамаре показалось, что Вера расстроилась, узнав эту новость. А потом про себя подумала:
«Наверное, мне показалось. Чего ей расстраиваться? Она ведь уже давно встречается с Пашкой».
Тамара спросила у подруги:
— Что, так сильно заметно?
— Ну, не знаю, как Андрею, а мне уж точно заметно, - сказала Вера. - Ты так пристально и преданно смотришь на него.
— А он на меня как смотрит? – спросила Тамара. - Ты не замечала? Как думаешь, я нравлюсь ему?
— Даже не знаю, - пожала плечами Вера. - Мне кажется, что он смотрит на тебя так же, как на всех. Или, может быть, мне это только кажется. Но я обязательно присмотрюсь, а потом тебе скажу.
Через несколько дней подруги вернулись к разговору об Андрее. И Вера сказала:
— Ты первой признайся Андрею в своих чувствах. Вдруг он тоже к тебе неравнодушен. А ты же его знаешь: он застенчивый, скромный, робкий. Тебе нужно брать инициативу в свои руки.
Долго Тамара сомневалась. А потом решила признаться первой. Но не могла придумать, как ей это сделать. И тут Вера помогла советом:
— Я в каком-то фильме видела, как одна девушка оригинально призналась в любви. Она написала письмо, в котором описала все свои чувства. А в конце сказала так: «Если ты не испытываешь ко мне никаких чувств, или не хочешь быть со мной – тогда сделай вид, что этого письма не было. Будем общаться, как ни в чём не бывало. И продолжим дружить, как дружили».
— Мне нравится, - ответила Тамара.
Три дня она писала письмо. Трудно пересчитать, сколько раз Тома хотела отказаться от этой затеи, выбрасывала листки, рвала, сжигала. А потом снова садилась и писала. И, в конце концов, написала всё, что хотела.
— Я запаковала письмо в конверт, на котором было изображение Эйфелевой башни, подписала, - рассказывала Тамара невестке. – И попросила Веру отдать Андрею лично в руки. Она отдала. На следующий день я ждала, что он скажет. А он при встрече сделал вид, что всё, как прежде, и никакого письма не было.
Юная Тамара рыдала. Она ведь чувствовала, что Андрей к ней неравнодушен, и недоумевала: почему он тогда не ответил ей ничего, почему проигнорировал её чувства.
«Может быть, он любит меня, просто считает, что я ему не пара, - думала девушка. – Или хочет видеть рядом другую, более стройную и красивую».
Через несколько дней, когда Тома и Андрей встретились во дворе, девушка напрямую спросила:
— Ты действительно не любишь меня?
— Что это за вопросы такие? – засмеялся Андрей.
— Я же вижу, как ты смотришь на меня, - сказала Тамара. – Значит, я тебе как минимум нравлюсь.
— Да не выдумывай ты! – с улыбкой ответил Андрей. – Я на всех друзей смотрю так же, как на тебя.
— Ах, на друзей! – возмутилась Тома. – Да какой ты мне друг после этого? Я тебе такое письмо написала. Призналась во всём, душу излила. А ты проигнорировал! Хоть бы поговорил со мной, как-то попытался…
— Какое письмо, о чём ты? – удивился Андрей.
— Хватит приотворяться! – закричала Тома. - Я всё поняла! Тебе на меня плевать. И как на друга, и как на девушку! Я очень в тебе разочарована.
После этого разговора Андрей несколько раз пытался узнать у Тамары, о каком письме шла речь. Она отвечала:
— Не было никакого письма. Я пошутила.
Маша внимательно слушала свекровь и кивала.
— Потом я назло ему стала встречаться с Олегом, - сказала Тамара Маше. – А он с Диной. Мы с Олегом поженились, у нас родился Саша. И всё у нас в семье хорошо было. Я полюбила Олега. Но про Андрея постоянно думала. Он мне каждую ночь снился. И снится до сих пор. Я ведь со временем только поняла, что он тогда струсил признаться мне во всём. И всё думаю: а что было бы, если бы он тогда признался мне в своих чувствах? Мы ведь могли быть счастливы.
— А вы после этого с Андреем не общались? – спросила Маша.
— Общались, - ответила Тамара. – Даже встречались нашей троицей несколько раз. И однажды он мне сказал, что я ему очень нравилась раньше. Но я прервала его слова. Не хочу этого слышать. У меня в жизни всё уже устоялось. А это признание, я боюсь, выбьет из-под меня почву. Я буду переживать, думать, метаться. Нет уж. Я не хочу этого. Мне и одной хорошо.
— Зря вы так, - с расстройством сказала Маша. – Видно же, что вас тянет друг к другу. Жаль, что вы не даёте чувствам раскрыться. Он одинок, вы тоже. Почему бы вам не…
— Всё, хватит разговоров, - перебила Тамара Машу. – Сменим тему. Не хочу об этом.
Женщины молча прибрали посуду и разошлись по своим комнатам. Тамара, сидя в одиночестве, думала об Андрее. А потом размышляла о Маше.
Свекровь вспоминала, как невестка утешала её, как внимательно выслушала её историю, как старалась доказать, что нужно сделать шаг в сторону своей любви, и не бояться устраивать личное счастье.
И Тамаре стало стыдно: ведь Маша из-за её постоянных придирок и упрёков ни дня спокойного не видела за всё время, пока живёт в её квартире. Но, несмотря на это, в трудных ситуациях Маша жалеет свекровь, помогает ей, прощает. Будто не помнит зла, которое Тамара ей причинила. И Тамара Фёдоровна заплакала, понимая, как неправильно вела себя по отношению к невестке.
А Маша была под впечатлением от истории, которую услышала от свекрови. Ей было жаль, что два любящих друг друга человека никак не могут быть вместе.
Воскресный день Тамара провела на даче. Хотела побыть одна и собраться с мыслями. А Маша отдыхала дома одна.
На следующий день приехал Саша. Маша была на работе, когда муж позвонил и сказал, что уже дома. Он обещал встретить Машу после работы, но потом позвонил и сказал, что не сможет: у него назначена встреча на 5 вечера.
— А с кем? – спросила Маша.
— Приеду и расскажу, - ответил Саша.
Молодая жена поняла, что муж, скорее всего, поехал встречаться с Люсей. Она могла бы закатить истерику, потребовать приехать за ней сию секунду и даже не думать о встрече с бывшей. Но Маша поняла, что это глупо. Зачем всё это? Это только испортит их отношения. В семье должно быть доверие.
Придя домой, Маша прошла в комнату и легла на кровать.
— Что с тобой? – спросила Тамара, заглядывая к невестке.
— Ничего, - ответила Маша.
— А Саша где? – удивилась свекровь.
— Скорее всего, поехал встречаться с Люсей, - ответила Маша.
Тамара тихо закрыла дверь.
Минуты тянулись, как резиновые. За то время, пока Саша отсутствовал, Маша себе навыдумывала невесть чего. И вот, где-то через час, Саша приехал домой.
— Где был? – спросила мать.
— С Люсей встречался, - радостным голосом сказал сын.
— Ну, и как посидели? – спросила Тамара.
— Нормально, - ответил Саша. – Кофе попили. Поболтали.
— А зачем она тебя приглашала? – поинтересовалась мать.
— Она нас всех на свадьбу к себе позвала, представляешь? – улыбнулся Саша. - Через месяц они с Пьером женятся в Москве. Вот она и хотела встретиться, чтобы увидеться и приглашения отдать. Всё, я к себе.
Тамара растерянно посмотрела на сына, проводила его взглядом, и зашла в кухню.
Саша застал жену в комнате, плачущей в подушку.
— Ты чего? – спросил он. – Что случилось?
Маша села, сделала серьёзное лицо и спросила:
— С кем встречался?
Андрей рассказал о встрече с Люсей, показал пригласительные. У Маши как камень с плеч упал. Она зарыдала и снова уткнулась в подушку.
— Чего ты плачешь? – стал спрашивать Саша.
— Я думала, что ты больше ко мне не вернёшься, - сказала Маша сквозь слёзы.
— Это ещё почему? – удивился муж.
— Мне же твоя мама давно уже сообщила, что ты хочешь встретиться с Люсей, - сказала Маша. – Рассказывала, какая любовь у вас была. И фотки её мне прислала. Я думала, что ты увидишь её, такую красивую, ухоженную, стройную, - и старые чувства снова проснутся.
— Ох, мама, мама! – заворчал Саша. – Маша, я не хотел тебе об этой встрече заранее говорить. Вообще сомневался, стоит ли на неё идти. А маме сказал, что точно пойду, чтобы она успокоилась. А сегодня Люся позвонила и про свадьбу сказала. Я и поехал.
— Значит, ты всё ещё любишь меня? – наивно спросила Маша.
— Ну конечно, - ответил Саша. – Что за глупости? Ты думала, что я увижу её и сразу про тебя забуду.?
— Она же такая красивая, - сказала Маша. – Не то, что я.
— Для меня ты самая красивая, - ответил Саша. – Знаешь, почему я на тебе женился?
Маша пожала плечами.
— Ну, во-первых потому, что ты красивая, - сказал мужчина. – А во-вторых, потому, что рядом с тобой я всегда чувствую себя уютно, как дома. Не важно, где мы находимся. Ты рядом – и мне уютно.
— Мне бабушка всегда говорила: «Выбирай не по внешности и не по кошельку, а по тому, уютно тебе с человеком или нет», - с удивлением сказала Маша. – Ничего себе!
— Вот видишь, как совпало! – засмеялся Саша. – Значит, это судьба! Быть нам вместе до ста лет! Всё, хватит плакать.
Он обнял жену.
Вдруг из кухни послышался какой-то грохот. Молодые супруги выбежали из комнаты. Они застали Тамару, лежащей на полу без сознания..
В коридоре больницы Саша и Маша провели минут 40. Врач сказал им, что у Тамары случился гипертонический криз, и ей необходимо остаться в больнице под наблюдением.
— А к ней сегодня можно? – спросил Саша.
— Нет, не нужно, - ответил врач. – Она сейчас спит. Ей нужен полный покой. Мы отключили её телефон. Она включит его сама, как только почувствует, что стало лучше. Идите домой. Завтра в часы приёма сможете навестить пациентку.
Саша и Маша вернулись в квартиру. Постоянно поглядывали на телефон, волновались, переживали за Тамару, ждали от неё весточки.
Где-то в 10 вечера Тамара написала Саше, что чувствует себя лучше. Облегчённо вздохнув, молодые супруги легли спать. А утром приехали в больницу к матери и свекрови. Привезли ей всё, что она попросила, и ещё всякие гостинцы. Вошли к ней прямо в палату и сели у кровати.
Женщина сказала, что чувствует себя неплохо. Но врач попросил её задержаться в больнице ещё дня на три.
— Извините, мне с работы звонят, - сказала Маша, и вышла из палаты, чтобы ответить на звонок.
Воспользовавшись тем, что супруги нет рядом, Саша спросил у матери:
— Ты что, так сильно вчера расстроилась из-за того, что Люся замуж выходит не за меня? Я же прекрасно понял, зачем ты хотела, чтобы я с ней встретился, зачем Маше её фотки отправляла. Ты же хотела, чтобы я к Люсе от Маши ушёл? И расстроилась, что ничего не вышло, так?
— Нет, сынок, - растерянно ответила Тамара. – Я не расстроилась из-за этого. Вернее, я вообще не из-за чего не расстраивалась вчера. Просто… с утра забыла выпить свои таблетки. Вот давление и подскочило.
Тут в палату вернулась Маша.
— Тамара Фёдоровна, извините, пожалуйста, но мне на работу ехать нужно, - сказала она. – Шеф звонил. Срочно нужны мои макеты.
— Езжайте вместе, - ответила Тамара. – Чего вам тут возле меня сидеть? Я в порядке, не волнуйтесь. Работайте спокойно.
Саша обнял мать на прощание. Маша стояла рядом. Свекровь вдруг протянула к ней руки. Невестка сначала опешила. А потом тихонечко подошла к Тамаре и обняла её.
— За клюквенный морс отдельное спасибо! – сказала она. – Очень вкусно!
— Выздоравливайте! – с улыбкой сказала Маша.
Они с Сашей вышли в коридор.
— Что это сейчас было? – растерянно спросила Маша у мужа.
Саша пожал плечами.
— Наверное, просто захотела обнять тебя, что в этом такого? – сказал он.
— Слышал бы ты, что она мне говорила, пока тебя не было дома, - ответила Маша. – Там такое было сказано! А тут на тебе, обниматься… Чудеса какие-то! Ладно, поехали скорее на работу!
И молодая пара быстро пошла по больничному коридору к лестнице.
Как только Тамара услышала звук удаляющихся шагов, она уткнулась лицом в подушку и заплакала навзрыд. Соседки по палате, с которыми Тамара уже успела подружиться, стали спрашивать, что случилось. И Тамара рассказала им про свои отношения с невесткой.
Так вышло, что в палате все женщины были возрастом 45+, и у каждой за плечами был уже немалый жизненный опыт. У кого-то из них тоже уже была невестка, кто-то сам был в роли невестки вредной свекрови. Поэтому рассказ Тамары они слушали внимательно, с пониманием, тяжело вздыхая и кивая.
— А вчера, когда сын пришёл домой и сказал, что Люся выходит замуж за другого, я так расстроилась, - плакала Тамара. – Ну всё, думаю, теперь придётся для него другую невесту искать, раз та сорвалась. Пошла в комнату за телефоном, чтобы подруге позвонить. И слышу, как Саша с Машей в любви друг другу объясняются. Он ей говорит: «Рядом с тобой я всегда чувствую себя уютно. Ты рядом – и мне уютно». И меня как молнией по голове ударило!
Тамара зарыдала с новой силой. Несколько секунд она не могла сказать ни слова. А потом всё-таки продолжила говорить:
— Я подумала: какая же я дура! Они так любят друг друга. А я им тут палки в колёса втыкаю! Зачем? А если молодые сейчас под моим воздействием разведутся, а потом всю жизнь мучиться будут? Зачем я буду такой грех на душу брать? Родного сына лишать счастья. И Машу тоже. Она ведь не плохая…
Услышав финальную фразу, женщины улыбнулись.
— Дошло, наконец, - сказала Ирина. – По твоим рассказам я поняла, что невестка у тебя – золото. Моя на каждое моё слово криком отвечает, ругается со мной. А твоя вон, терпит, молчит. Мудрая. И бежит к тебе, когда беда случилась. Моя вон за неделю даже не позвонила ни разу. Так что цени свою Машу, и не обижай её. Хорошая из неё жена для твоего сына получится. А для твоих внуков будет хорошей матерью. Воспитает их правильно.
Остальные соседки по палате тоже стали утешать и подбадривать Тамару. Она их угостила клюквенным морсом, который приготовила Маша. Все похвалили невестку Тамары, попросили передать ей спасибо за вкусный напиток, и написать для них рецепт морса. Потом разговор плавно перешёл в сторону рецептов и готовки, и Тамара окончательно отвлеклась от переживаний.
Дни летели быстро. Тамара шла на поправку, но из-за анализов врач оставил её в стационаре ещё на пару дней. Она даже не расстроилась – за это время она очень сдружилась с соседками по палате, им было весело вместе, и расставаться даже не хотелось.
Саша и Маша ходили к Тамаре каждый день. Маша всегда приносила свекрови что-нибудь домашнего: блинчики, запеканки, паровые котлетки. Угощала она этим и соседок Тамары по палате. Женщины благодарили и хвалили Машу, говорили ей кучу комплиментов. И в этот момент Тамара гордилась невесткой.
На прощание она теперь обнимала и Сашу, и Машу. Причём невестку Тамара обнимала особенно нежно, и всегда от души благодарила её за домашнюю еду и угощения.
Как-то раз Тамара позвонила Маше в разгар рабочего дня.
— Машенька, есть просьба, - сказала она. – Не могла бы ты съездить сегодня к Вере домой, забрать у неё мою тетрадку с рецептами, и привезти её мне? А то я своей соседке по палате, Юле, обещала один своей рецепт дать. Её выпишут завтра утром. Она в деревне живёт, там связь плохая, боюсь, не дозвонюсь до неё потом. А ей это рецепт позарез нужен.
— Ладно, - ответила Маша. – Заберу и привезу её вам часов в 6.
— Благодарю! – радостно сказала Тамара.
Маша поехала к Вере сразу после работы. Дверь квартиры открыл Валентин, муж Веры, и сказал:
— Вера убежала в магазин. А я сам не знаю, как выглядит эта тетрадь. Ты иди сама, посмотри в шкафу.
По описанию свекрови Маша нашла нужную тетрадь и взяла её в руки. А когда стала закрывать дверь в шкаф, случайно задела одну из книг, и всё с полки упало на пол.
Собирая книги, Маша вдруг увидела на полу старый конверт, и замерла. На нём в правом углу было изображение Эйфелевой башни. В качестве отправителя была написана Белявская Тамара. А получатель – Иванцов Андрей. Подчерк свекрови Маша не могла перепутать – Тамара Фёдоровна всегда свои буквы сопровождала интересными, необычными завитушками. Такие были и на конверте...
Уважаемые читатели, на канале проводится конкурс. Оставьте лайк и комментарий к прочитанному рассказу и станьте участником конкурса. Оглашение результатов конкурса в конце каждой недели. Приз - бесплатная подписка на Премиум-рассказы на месяц. Так же, жду в комментариях ваши истории. По лучшим будут написаны рассказы!
→ Победители ← конкурса.
Как подисаться на Премиум и «Секретики» → канала ←
Самые → лучшие, обсуждаемые и Премиум ← рассказы.