Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Все фильмы Даррена Аронофски: от худшего к лучшему

Оглавление

Даррен Аронофски — весьма специфический режиссёр драматических фильмов с упором на двойные смыслы и нетипичную манеру повествования. Аронофски трудно назвать режиссёром исключительно Каннского кинофестиваля, его работы более презентабельны для обычного зрителя. Однако это нетипичный голливудский режиссёр, его работы всегда вызывают ажиотаж и споры, а мораль и подтексты трактуются по-разному. Стартовала карьера Аронофски в 1997 году с чёрно-белым любительским фильмом «Пи». При мизерном бюджете в 60 тысяч долларов кино стало хитом и завоевало внимание критиков и зрителей. В 2000 году это привело к главному зрительскому шедевру режиссёра — «Реквиему по мечте». И после Даррен Аронофски продолжал идти в таком же направлении — нетипичная история в нетипичных обстоятельствах, религиозный подтекст. Лишь один раз режиссёр немного отошёл от привычной схемы и для блокбастера «Ной» создал более понятный и зрительский проект. Но на «маме!» и «Ките» в дальнейшем отыгрался сполна. В 2025 году выходит девятая картина постановщика — «Пойман с поличным». Жанрово для режиссёра кино удивительное — криминальная комедия. Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

9. Ной (2014), (66+58+(75+68)/2)/3=65.16

Я был достаточно посредственно знаком с фильмографией Даррена Аронофски к просмотру этого фильма, но уже тогда для себя понял, что это очень своеобразный режиссёр, фильмы которого не для всех, включая меня. Его фильмы всегда были наполнены вот этими «чёрными элементами», а посыл и тема того или иного фильма обращали меня если не к депрессии, то к тем моментам, которые я вообще не хочу осмысливать.

Но «Ной» был почти блокбастером с бюджетом в 125 млн долларов, так что студия как-то бы удержала видение режиссёра в разумных пределах, не сделав кино арт-хаусом для эстетов, которые не принесут картине много прибыли. И для чересчур религиозного фильма «Ной» в принципе смотрится неплохо. Конечно, история эта многим известна, но Голливуд — на то Голливуд, поэтому без переосмысления не обойтись. Ной, его семья и живые камни строят огромный ковчег, призванный спасти животных, а людей оставить в анналах истории. Преподносит своих персонажей лента вполне неплохо.

Визуально всё тоже смотрится здорово: картинка, музыка, актёры, декорации — всё на месте. Больше всего мне понравились персонажи Энтони Хопкинса — очень уж милый и него дедуля получился — и Эммы Уотсон, для которой подвезли даже две классных сюжетных линии. Герой Рассела Кроу мне понравился и не понравился одновременно. С одной стороны, это хороший муж, отец и человек в целом, но иногда он поступает просто как натуральная мразь.

Фильм в целом оставил скорее противоречивые чувства, но благодаря хорошо закрученной истории и некоторым симпатичным персонажам «Ной» может понравиться, 6 из 10.

8. Фонтан (2006), (74+71+(52+51)/2)/3=65.5

-2

Пока в прокате гремела заключительная часть трилогии про «Людей Икс», в прокате незаметно пролетела и более специфическая актёрская работа Хью Джекмана у Даррена Аронофски.

«Фонтан» — это кино-долгострой, которое добиралось к экранам непомерно долго. Изначально всё пошло не по плану из-за больших затрат на кино. Подобный арт-хаус невозможно продать с большим бюджетом, поэтому и смысла вкладываться в кино нет. Тем не менее, «Фонтан» всё-таки вышел в 2006-м с бюджетом в 35 млн. Случилось это из-за того, что Аронофски упростил сюжет до базовой концепции, благодаря чему кино не только стало более дешёвым, но и более рваным.

Центральная мысль картины с бессмертием и перерождением подана нормально, но, как мне кажется, не настолько, чтобы называть «Фонтан» великим фильмом. Хотя зрительские оценки и на удивление высокие. Но вот критики отнеслись к фильму посредственно, с чем я согласен.

Не могу сказать, что несколько побочных сюжетных линий действительно путают. Тут, скорее, приём на уровне «Облачного атласа» Вачовски. Однако мне не понравилось то, как выстроена драматургия «Фонтана». Драма картины держится главным образом на Хью Джекмане и Рэйчел Вайс, которые муж с женой. И у них нет химии, потому что персонаж Вайс слишком странный. При этом персонаж Джекмана понравился мне своей напористостью и маниакальным желанием добиться успеха любыми способами.

Но в целом картинка как-то не сложилась. В фильме есть цепляющие элементы, но в целом он прошёл для меня как-то ровно, 6,5 из 10.

7. мама! (2017), (71+66+(68+76)/2)/3=69.66

-3

В карьере Дженнифер Лоуренс хватает драматических ролей, однако она всегда выбирала фильмы, доступные широкой аудитории. Даже та же «Зимняя кость» — кино не самое массовое, но при этом картина достаточно проста в понимании. Проблематика её несложная, так что, даже если просмотр будет проходить не очень хорошо, центральную мысль вы вряд ли упустите.

В случае с «мамой!» случай совершенно иной. Это кино от Даррена Аронофски, который всегда был за арт-хаусные высказывания. Которые ещё и мне было понять довольно трудно. Истории по типу «Чёрного лебедя» скорее меня в плохом смысле пугали, так что «маму!» мне смотреть очень не хотелось. Но вот мы здесь.

Пожалуй, я предпочту сказать, что просто кино совсем не понял. Ну мне одному кажется, что оно ни о чём? Есть Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс. Они немного странными отношениями живут вместе, Хавьер вообще похож на какого-то насильника. Пара хочет завести ребёнка, но на экране то и дело происходит какой-то треш, в котором обычно сам Хавьер и виновен. А Лоуренс только пытается отреагировать на происходящее, но при этом к её мнению не прислушивается вообще никто. Но она пытается хотя бы достучаться до Бардема.

Какой-то трындец начал происходить, когда героиня Лоуренс начала оправдывать название фильма по полной. Тогда я вообще потерял нить повествования полностью.

В общем, сочтёмся на том, что я просто пень, который плохо шарит в смыслах. Поэтому «мама!» просто не для меня, поэтому мне и не понравилось. Трактовку про бога и землю вообще не принимаю.

6. Кит (2022), (77+76+(64+60)/2)/3=71.66

-4

После долгого простоя длиною в 5 лет Даррен Аронофски вернулся с маленьким фильмом, который мало на что претендовал. Отзывы критиков оказались довольно посредственными, но со временем «Кит» устаканился как то кино, которое вернуло Брендана Фрейзера.

«Кит» – это прежде всего шикарный актёрский перфоманс Брендана Фрейзера, за который актёр удостоился Оскара за Лучшую мужскую роль. Лично я в 2022 не решился удостовериться в том, насколько статуэтка заслужена. Просмотр обещал быть не самым лёгким – психологическая драма не шибко любимого мной специфического режиссёра про проблемы огромного в толстом смысле человека. Но коль уж я всё-таки довольно легко пережил его первые фильмы, то почему бы не глянуть и «Кита»?

В итоге получилось очень даже недурно. Прежде всего меня удивил конфликт, который оказался несколько нетипичной драмой отцов и детей в сеттинге 21 века. Отец ушёл из семьи, когда дочке было всего 8 лет, причём по необычным обстоятельствам – к молодому пареньку. И в итоге главный герой потерял всё – и дочь, и жену, и даже того паренька, в которого влюбился. Осталась только сестра, но нужно как-то пытаться жить дальше, несмотря на то, что в тебе килограммов 200 веса.

Сценарист умело совмещает психологические и физические проблемы главного героя. И при этом из одного следствием идёт другое. Кит такой толстый из-за того, что пережил немало в своей жизни, и это его способ хоть как-то бороться с этой проблемой.

Хотя основной акцент сделан на отношениях отца с дочерью, которая теперь и знать его не желает. Нечто подобное у Даррена Аронофски встречалось в «Рестлере», где отец тоже бросил дочь. Но динамика отношений в этих фильмах довольно разная. Отец нужен дочери только для денег и эссе. Отец ей буквально не нужен до самого последнего момента, пока двое не поговорят душа в душу.

Удивительно искреннее кино с двумя потрясающе раскрытыми персонажами, которые получились глубокими за счёт своей простоты. Для меня «Кит» стал прямо-таки открытием этого режиссёра и, пожалуй, вторым лучшим его проектом.

5. Пойман с поличным (2025), (71+74+(84+69)/2)/3=73.83

-5

«Пойман с поличным» — это криминальная комедия, события которой разворачиваются в 90-е годы 20 века. Стильные постеры, неплохое промо и возгласы критиков о том, что это милый, но забавный дурацкий фильмец, заставляли меня задуматься только об одном вопросе: а точно это дело Даррен Аронофски снимал? Ну как бы в его карьере нет ни одного массового или зрительского фильма, который бы можно глянуть на досуге вечерком. Всегда это сложная притча с неоднозначными трактовками, нетипичным визуалом и сломленными персонажами.

«Пойман с поличным» вообще ощущается фильмом максимально другой оперы. Комедийное кино про смазливого паренька, которого в этот раз играет Остин Батлер, который шугается от каждой тряпки, потому что всем торчит бабла или каких вещиц — ну звучит как яркая категория Б, где нужно будет отключить мозг и закидать голову попкорном, чтобы не дай бог подумать о том, какой же это глупый фильм.

Критики прям подогревали интерес, называя «Пойманного с поличным» бессвязным и бессмысленным развлекаловом, но при этом всё равно преимущественно хвалили за каст, юмор и атмосферу. Получилось определённо неплохо. Но при этом кино трудно назвать как безмозглым, так и работой Даррена Аронофски.

Фильм по большей части лёгкий и развлекательный, но тем не менее основной акцент делает на драме главного героя. В этом Даррен Аронофски остался верен себе — он по максимум раскрыл все грани персонажа Остина Батлера. Со всеми её душевными травмами, страхами и потерями. По сути дела, весь хронометраж герой страдает, пытаясь что-то превозмочь, но становится только хуже. То и дело кто-то гибнет, а он становится свидетелем сего непотребства.

Расстроило меня то, что первая и единственная комедия Аронофски несмешная от слова совсем. Честно, я даже особо не понимал, где надо смеяться. По-моему, сценарий даже не делает акцент на каких-то шутках или забавных сценах. Как максимум — персонаж Мэтта Смита, который на протяжении минут 8 творит забавную дичь. Но в остальном криминальная драма с примесью мелодрамы.

От режиссуры Даррена Аронофски при этом ни холодно ни жарко. Фильм выглядит довольно стильно и прикольно, но в целом ничего удивительного. Явно не «Кит», «мама!» или тем более «Реквием по мечте».

Хотя все актёрские работы мне понравились. Не могу сказать, что Батлер прям украл шоу, но он в меру харизматичный и в меру ранимый паренёк, у которого есть несколько сильных эмоциональных сцен. Ещё очень яркий персонаж получился у Мэтта Смита. Экспрессивный и самый комедийный чувак этой истории добавляет фильму какой-никакой живости и красок. Зои Кравиц хороша, но в рамках совсем небольшого хронометража. Юрий Колокольников снова на расширенное камео залетел. Остальных обсуждать и смысла особого нет.

Сюжет бы назвал самой слабой частью картины, после которой остаётся не самое лучшее послевкусие. Полфильма все просто ищут ключик, а перед этим герой почти что бесцельно шатается где попало.

В целом получилось смотрибельно. «Пойман с поличным» вполне располагает к просмотру самого обычного зрителя, будучи лёгким и негрузным. Но при этом это прежде всего драма про трагедию жизни Остина Батлера. Мне скорее понравилось, но хотелось бы побольше комедии и стильных визуальных решений, 7 из 10.

4. Пи (1997), (75+73+(88+72)/2)/3=76.0

-6

Для меня шоком стало, что дебютная лента Даррена Аронофски настолько популярна в России. 40+ тысяч оценок на КиноПоиске для копеечного чёрно-белого независимого фильма на фестивали – это очень даже неплохой результат. У того же дебюта Кристофера Нолана – «Преследования» – при тех же вводных в два раза меньше оценок.

Вообще, начинался «Пи» очень даже круто. Гений цифр и математики пытается найти универсальное число – уже занятная завязка. Сопровождается это всё закадровыми историями и размышлениями главного героя о своей жизни и жизни вообще. Первоначально просмотр шёл очень даже хорошо. Во многом напоминал раннего Нолана с его мрачностью и внезапными твистами поверх твистов.

Но что-то с продвижением сюжета всё не заладилось. Главный герой утопал в пространных монологах, а после и диалогах. После появился триллер и криминал, где наш математик теперь должен не сдать своё великое знание каким-то нехорошим людям. И где-то всю вторую половину фильма меня не покидало чувство, что я смотрю чересчур претенциозное даже по меркам Нолана кино.

В общем, «Пи» оказалось высокоинтеллектуальным фильмом, который практически не обладает эмоциями. Я не люблю такие туманные фильмы, которые вместо эмоциональности опираются на возвышенность и претенциозность. В дальнейшей карьере Даррен Аронофски как-то умудрялся балансировать между драмой и претенциозностью, а в «Пи» от этого остался только монолог про то, что до 6 лет он ни разу не смотрел на солнце. Короче, кино на любителя и, по-моему, где-то на 6 из 10.

3. Реквием по мечте (2000), (80+83+(78+71)/2)/3=79.16

-7

«Реквием по мечте» был единственным фильмом этого списка, от которого имелись какие-то ожидания. В этот раз критики не нашли в картине чего-то особенного, однако для зрителей это самый лучший фильм режиссёра. И даже не знаю, что конкретно на меня так повлияло, на я буквально мечтал посмотреть «Реквием по мечте».

В итоге получилось скорее разочарование. Я ожидал натурального шедевра, а получилось просто неплохо. Сюжет оказался, пожалуй, самой сильной частью «Реквиема». В фильме четыре персонажа, у которых есть заветная мечта. И у всех есть те или иные причины, из-за которых эта мечта пока что не стала явью. Или никогда не станет.

Ещё стоит всё-таки отметить режиссуру Даррена Аронофски. Для мизерного бюджета в 4,5 млн выглядит кино визуально впечатляющим. В основном это достигается занятным монтажом.

При этом меня удивительно не убедили основные персонажи «Реквиема по мечте». Джаред Лето тут какой-то слишком обычный. Или даже невзрачный. Его мечта разбогатеть за счёт посредника наркотиков субъективно мне вообще не понравилась. В ней я не нашёл совершенно ничего интересного. Единственным более-менее моментом был тот факт, что Джаред Лето постоянно придумывает новые мечтательные схемы, которые никуда не двигают его мечту.

Мама главного героя лично для меня слабо вписывается в концепцию реквиема по мечте. Она принимает таблетки, которые на самом деле наркотики, которые немного меняют её представление о реальности. Так что это просто иллюзия, которая не имела ни малейших шансов на реализацию в принципе. Единственным любопытным моментом в этой сюжетной линии стал как раз-таки торчок Джаред Лето, который при этом отговаривает свою маму от вредного воздействия наркотиков.

Сюжетная линия Дженнифер Коннели выглядит из этих трёх самым презентабельным. В её случае хорошо работает как личная сюжетная линия, так и линия отношений с Джаредом Лето. В этом случае получилось довольно-таки хорошо.

Единственным моментом «Реквиема», который прям прекрасен от и до, – это саундтрек. Композитор Клинт Мэнселл создал просто гениальную тему фильма, которая максимально несправедливым образом не номинировалась на Оскар.

В целом «Реквием по мечте» получился вполне себе неплохим фильмом с местами любопытными сюжетными линиями. В целом мне скорее понравилось, но на 7 из 10. Ожидал я всё-таки большего.

2. Чёрный лебедь (2010), (77+80+(85+79)/2)/3=79.66

-8

Я уже говорил о своих не особо тёплых отношениях с Дарреном Аронофски. Как и Пол Томас Андерсон, этот постановщик весьма специфический, так что даже самые культовые его работы я обходил стороной.

Конечно, фильмы Аронофски всегда безупречны с точки зрения постановки и игры актёров, но мне они кажутся довольно депрессивными. «Чёрного лебедя» можно поверхностно описать как историю о танцовщице балета, которая получила главную роль в спектакле, так что хочет достигнуть совершенства. История в духе «Одержимости», «Бёрдмена» или «Престижа», только про танцы. И я всегда удивляюсь тому, как постановщик мастерски размалывает хоть какие-то мои ожидания, уходя в специфический отрыв.

У главной героини то и дело случаются какие-то глюки, в какой-то момент она натурально начинает превращаться в лебедя, случаются прочие жестокие галлюцинации — и на этих моментах я прям качественно выпадаю из повествования. Сюжетная линия Натали Портман же мне нравится и не нравится одновременно. Это вроде как история становления бесподобной танцовщицы, а ещё история ухода из родительского гнезда. И местами мне всё нравится, а местами специфика Аронофски всё-таки даёт о себе знать.

Но я бы мог понять и простить всю неоднозначность, если бы идейно кино меня заинтересовало. Но со своей точки зрения я чутка тавтологично вижу проблему совершенства. Что вкупе с фильмом в целом кажется мне достаточно спорным выводом, к которому пришла главная героиня. Кино, конечно, мощное по многим аспектам, но тем не менее своеобразное. Язык не повернётся назвать его плохим, но в моём списке «Чёрный лебедь» фаворитом явно не будет.

1. Рестлер (2008), (75+79+(99+80)/2)/3=81.16

-9

Даррен Аронофски — это тот режиссёр, с которым у нас максимально расхожие пути. Это режиссёр максимально специфических и арт-хаусных вещей, так что ни одно кино Аронофски меня не цепляло от слова совсем. От «Рестлера» я не ждал примерно ничего. Какое-то там кино, что вернуло Микки Рурку статус большой звезды на парочку лет.

И чего-то как-то с первой сцены «Рестлер» начал меня впечатлять. Первая сцена — это очень классное представление быта персонажа. Этот пролёт камеры со спины, планомерно преследующей рестлера на ринг. Эта атмосфера первой сцены. И наконец мне очень понравился подход документальной как будто бы съёмки.

Также мне максимально понравился главный герой. В фильмах Аронофски зачастую мне было совершенно всё равно на главного героя, поэтому и его драматический путь проходил как-то мимо меня. В случае с Микки Рурком всё прошло идеально. Главный герой — это рестлер, который более ничего не умеет. Это его единственный способ не только зарабатывать, но и в принципе наслаждаться жизнью. И вот к этому способу лавочка закрывается, поэтому нужно искать какие-то другие причины, чтобы жить.

Главный герой находит новую работу, старается наладить отношения с дочерью, а также он влюблён в девушку. И это вообще очень классный портрет главного героя. Пожалуй, одна из самых цепляющих для меня тем в кино.

Концовка также оказалась очень сильной, но спойлерить её я не буду. Однако не могу не отметить, что сценарная работа меня поразила. История в целом кажется мне потрясающей. Микки Рурк, конечно же, тоже очень многое дал фильму. Зная его мужицкие образы, я думаю, роль расшатанного и разбитого одинокого мужика, который умеет плакать, явно можно назвать одной из лучших в его карьере. Кстати, меня удивило присутствие дубляжа. И да, кино такого рода, очевидно, лучше бы смотреть в оригинале, но я больше люблю кино на русском. Владимир Ерёмин прям очень классно вписался в этот образ. Дубляж на высоте.

В общем, «Рестлер» для меня одной из самых приятных неожиданностей 2008 года. Однозначно самым любимым фильмом Даррена Аронофски с очень сильной драматургией, 9 из 10.

Следующее От худшего к лучшему будет по российским фильмам-миллиардерам.

Ссылка на телеграм-канал.

От худшего к лучшему