Речевые нарушения — это довольно широкое понятие, и важно понимать, что для их корректировки требуется точно определить, с чем именно мы имеем дело. В нашем центре мы предлагаем бесплатную диагностику, где логопед выявляет нарушения и строит коррекционный маршрут для ребёнка. Но как это происходит на практике?
Диагностический процесс: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации
Чтобы логопед смог поставить точный диагноз, он использует две ключевые классификации:
- Психолого-педагогическая классификация — помогает сгруппировать детей по характеру и степени выраженности нарушений. Основные категории здесь:Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это нарушение, при котором ребёнок неправильно произносит звуки из-за проблем с их восприятием. Например, ребёнок может путать звуки «р» и «л», что приводит к неправильному произношению слов.
Общее недоразвитие речи (ОНР). Здесь нарушения более серьёзные, они затрагивают не только произношение, но и грамматический строй речи, лексику, понимание. В зависимости от тяжести выделяют четыре уровня речевого развития: от полного отсутствия фразовой речи (I уровень) до минимальных аграмматизмов и небольших проблем с произношением (IV уровень). - Клинико-педагогическая классификация — она помогает глубже понять, что именно вызывает речевые нарушения, какой механизм или звено речевой системы нарушено.Дислалия — нарушение звукопроизношения, которое может быть вызвано особенностями строения артикуляционного аппарата или недостаточной сформированностью артикуляций.
Дизартрия — более серьёзное нарушение, связанное с иннервацией мышц, что делает речь неразборчивой. У детей с дизартрией может быть слабый тонус мышц, что приводит к произношению звуков как будто «с кашей во рту».
Алалия — одно из самых сложных речевых расстройств, при котором страдают все компоненты речи. Это связано с органическим поражением речевых зон мозга. Восстановление речи у таких детей занимает длительное время.
Подробности диагностики
В процессе диагностики логопед проводит комплексное обследование, чтобы выявить уровень речевого развития, проверить восприятие и понимание речи, а также произносительные способности. Например, при ФФН страдает именно произношение звуков, но при этом лексика и грамматика речи остаются в норме. В случае ОНР могут нарушаться и произношение, и лексические, и грамматические структуры.
Пример:
- Ребёнок с ОНР I уровня может произносить только несколько простых слов или звукоподражаний, тогда как ребёнок с ОНР IV уровня может уже строить сложные предложения, но с небольшими ошибками.
Логопедический диагноз: как это выглядит?
Когда речь идёт о диагнозе, он строится на двух классификациях. Например:
- Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), дизартрия
- Общее недоразвитие речи III уровня, моторная алалия
Такая систематизация помогает логопедам предложить наиболее эффективную программу коррекции, ведь понимание глубины проблемы определяет успех занятий.
Что делать, если вы заметили проблемы с речью у ребёнка?
Если у вас возникли сомнения по поводу речи вашего ребёнка, самое правильное решение — обратиться за консультацией к логопеду. В нашем центре мы предоставляем бесплатное диагностическое занятие, где опытный специалист определит причину нарушений и предложит вам план коррекции.
Запишитесь на диагностику, и мы поможем вашему ребёнку заговорить правильно и уверенно.