Найти тему
Записка Штирлица

7 забавных моментов, когда одежда переходила из одного советского фильма в другой

В мире советского кинематографа существовала своя особая экономика костюмов. Талантливые мастера творили чудеса, но бюджеты часто ограничивали размах. Что делать, если денег на новые наряды не хватает? Выход нашелся простой и гениальный – "донашивать" костюмы за героями других фильмов. Эта практика породила немало забавных ситуаций. Давайте же отправимся в увлекательное путешествие по миру кочующих нарядов и узнаем, как одни и те же костюмы становились звездами разных картин.

Иван Грозный: смешной, серьезный, красивый

Начнем наше путешествие с самого яркого примера. Помните роскошные наряды в комедии "Иван Васильевич меняет профессию"? Оказывается, эти костюмы уже успели "засветиться" в кино за 20 лет до этого. Царские одеяния и исторический реквизит перекочевали из серьезного фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный".

Представьте себе: суровый царь в исполнении Черкасова и комичный Бунша в одном и том же кафтане! От великого до смешного, как говорится, один шаг... или один костюм. Впрочем, зрители этого не заметили – уж слишком разными были жанры и стилистика фильмов. Да и черно-белое кино Эйзенштейна к тому времени подзабылось, уступив место яркой цветной комедии Гайдая.

-2

Так что же получается? Грозный царь и незадачливый управдом оказались "братьями по гардеробу"! Вот уж поистине ирония судьбы по-киношному.

Красивый костюм на статном Абдулове великолепно смотрится в любом фильме

А теперь перенесемся в 80-е годы и вспомним обаятельного Александра Абдулова. В 1980 году он блистал в фильме "Сицилианская защита" в роли стильного реставратора Евгения Волкова. Его элегантный костюм-тройка с черной рубашкой произвел такое впечатление на киношников, что они решили повторить успех.

-3

И вот, спустя всего два года, тот же самый наряд красуется на Абдулове в "Чародеях". Правда, теперь это уже не реставратор, а программист Иванов. Видимо, на "Ленфильме" решили: хорошего костюма много не бывает! И ведь не поспоришь – Абдулову он действительно очень шел.

-4

Интересно, что в "Чародеях" звучит песня со словами "главное, чтобы костюмчик сидел". Похоже, костюмеры фильма восприняли эту фразу буквально, решив, что если костюмчик уже сидит, зачем его менять?

Испанская жилетка

А вот еще один забавный случай. Помните жилетку песочного цвета, в которой щеголял Армен Джигарханян в роли Тристана в "Собаке на сене" 1977 года? Так вот, спустя три года эта же жилетка "повысилась в звании" и оказалась на плечах дворянина в "Благочестивой Марте".

-5

Видимо, жилетка была настолько хороша, что режиссер Ян Фрид решил дать ей второй шанс. И ведь никто не заметил подвоха – настолько органично она смотрелась в обоих фильмах!

-6

Представьте себе: сначала эта жилетка прислуживала своему хозяину, а потом вдруг стала частью гардероба благородного идальго. Вот уж поистине социальный лифт по-испански! Интересно, если бы жилетка могла говорить, какие истории она бы рассказала о своих приключениях между съемочными площадками?

Короны для царей

Но самое интересное начинается, когда речь заходит о царских регалиях. Казалось бы, уж корона-то должна быть уникальной для каждого фильма. Но не тут-то было! Внимательные зрители заметили, что одна и та же корона украшала головы королей в фильмах "Обыкновенное чудо" и "31 июня". Оба фильма вышли в 1978 году, так что корона, можно сказать, работала в две смены.

-7

Интересно, сколько еще принцесс, снегурочек и прочих королев разделили одну и ту же корону в советском кинематографе?

А может, это была какая-то особая, волшебная корона? Ведь недаром она появлялась в сказочных историях. Кто знает, может именно она и приносила удачу фильмам? Возможно, режиссеры специально "одалживали" эту корону, веря в ее магическую силу. Или это был своеобразный талисман советского кинематографа?

-8

В любом случае, эта корона стала настоящей звездой, хоть и оставалась в тени своих венценосных владельцев. Она молча наблюдала за развитием сюжетов, храня тайны съемочных площадок и закулисные истории актеров. Поистине, корона, достойная целой киноимперии!

Рыцарские доспехи

Но не только короны путешествовали между фильмами. Рыцарские доспехи тоже не сидели без дела. Помните сцену из "Ивана Васильевича", где Жорж Милославский прячется от погони в доспехах? Так вот, эти же доспехи можно увидеть в "31 июня"! Правда, там они уже красуются на рыцарях сказочного Перадора.

-9

Вот уж действительно, "жил на свете рыцарь бедный" – настолько бедный, что даже доспехи приходилось одалживать у коллег из другого фильма! Представьте себе, как эти доспехи могли бы похвастаться: "Я побывал и в Древней Руси, и в сказочном королевстве. Повидал и царя, и управдома, и настоящих рыцарей!"

-10

А ведь и правда, эти доспехи – настоящие путешественники во времени и пространстве кинематографа!

"Служебное" платье

А теперь история, от которой у модниц закружится голова. Представьте себе платье, которое сделало карьеру покруче любой голливудской звезды! Началось всё в 1979 году с фильма "Экипаж". Там наше платье, можно сказать, прошло кастинг на роль второго плана.

-11

Но настоящий звездный час для него настал в "Служебном романе". Помните преображение Людмилы Прокофьевны? Так вот, та самая "мымра" блистала именно в нашем платье-путешественнике! Алиса Фрейндлих в нем была так хороша, что платье, наверное, возгордилось и решило: "Всё, ухожу в большое кино!"

И ведь ушло! В 1995 году оно снова блеснуло на экранах в комедии "Ширли-мырли". Правда, к тому времени модницы-костюмеры слегка его подшаманили – убрали пару деталей, чтобы не так узнавалось. Этакий модный "рестайлинг", если хотите.

-12

Вот так обычное платье прошло путь от массовки до главных ролей, от драмы до комедии. Интересно, сколько еще историй оно могло бы рассказать, если бы умело говорить? О капризах актрис, о напряженных съемках, о том, как его чуть не забыли упаковать для очередного фильма... Эх, если бы платья умели писать мемуары!

Переходящее платье Барбары Брыльской

Вспомним знаменитое платье Барбары Брыльской из "Иронии судьбы". Оказывается, оно уже "засветилось" в кино за четыре года до этого. В фильме "Опасный поворот" 1972 года его носила героиня Антонины Шурановой. Но кто теперь об этом помнит?

-13

Зато светло-коричневое платье Нади из Ленинграда стало настоящей иконой стиля. Сколько женщин мечтали о таком же! А сколько пародий на него было создано! Вот уж действительно, платье, достойное Новогодней ночи и "Иронии судьбы".

Интересно, если бы это платье могло говорить, что бы оно рассказало? О сложных съемках "Опасного поворота"? Или о том, как его чуть не забыли взять на съемки "Иронии судьбы"? А может, оно бы похвасталось, что благодаря ему миллионы зрителей каждый год отмечают Новый год?

Заключение

Подводя итоги, нельзя не восхититься находчивостью советских костюмеров. С ограниченным бюджетом они создавали шедевры, которые не теряли привлекательности от фильма к фильму. Эта практика "донашивания" костюмов – не признак бедности, а свидетельство особого таланта: умения видеть потенциал в каждой детали и дарить ей новую жизнь на экране. В конце концов, разве не в этом заключается настоящее волшебство кино?!