Помню, в 90е модные показы были чем-то вроде бала, на котором можно было наблюдать фантастически красивых женщин. Как будто мода - это мода, она для красоты, и чтоб дух захватывало. Сейчас смотришь половину коллекций - а там какие-то плечистые монстры, персонажи с головой, замененной на маски или какие-то вихри из пряжи и ткани, и вообще подиум теперь как будто не для прекрасного, а для отвратительного. Есть ещё возвышенное, конечно, но это совсем редкая категория.
Но, что удивительно, если начать перечислять марки, в которых действительно делают красивые платья для красивых женщин, которые, преположительно, будут красиво же выхаживать по красным ковровым дорожкам на каких-нибудь званых ужинах, то окажется, что фамилии дизайнеров сплошь восточные. Elie Saab какие-нибудь, Rahul Mishra, Gaurav Gupta, Zuhair Murad - прямо сандалом повеяло, да?
Тут действительно очень много показов, в которых нет никакой такой особой идеи. Роскошные женщины, настолько, что меня забанит Дзен за эту красоту, потому что это не манекенщицы, а гурии в огненной росе и прозрачных туманах.
Просто красивые женщины. Просто красиво идут. Просто в красивых платьях.
Но между тем, у восточных марок есть ещё одна вполне солидная ниша. Это регламентные платья: где-то декольте побольше, как на вечеринку в сфере шоу-бизнеса, где-то наоборот, всё прикрыто, как к президенту на прием, но в целом, тут сохранился заповедник женственных образов с талией и без оверсайзов. Иногда они из жестких тканей, как архитектурное произведение. Иногда ниспадающие, но строго в солидных цветах, в русле самых строгих дресс-кодов. И обязательно богато украшенные ручной вышивкой, бисером, кристаллами.
Дизайнеры с восточными фамилиями могут вырасти в Европе или Америке, выучиться в западных школах дизайна и никогда даже не думать о переезде "к корням поближе", но всегда есть ощущение, что они в очень большой мере работают на восточный контингент в этих странах. Что-то такое мелькает иногда в каталогах: то ли слишком активный макияж на моделях северного колорита, то ли слишком яркая отделка платьев.
Северной нежностью, а потом европейской сумасшедшинкой на их фоне долгое время выделялся один Erdem - по имени создателя, Эрдема Моралиоглу, дизайнера турецкого происхождения, выросшего в Канаде, а сейчас уже много лет трудящегося в Англии. Он даже получил орден из рук покойной Елизаветы II за вклад в британское творческое наследие. Но у него мама англичанка, и наверняка он взрослел, видя женщину, которая точно знала, что ей идет.
Остальные иногда изумляют даже ворованными у европейских коллег идеями. Труба пониже, дым пожиже, и в целом это можно засчитать как глубокий реверанс, но когда индийскиий дизайнер, много сезонов подряд показывающий свои коллекции на Неделе высокой моды в Париже вдруг выставляет на подиум моделей в золотых нагрудниках, как у Schiaparelli, это, как говорят хипстеры, "глубоко вторично". Настолько, что становится ясно: это просто сигнал клиентам, что можно сделать "как у них", но только в Индии. "Заходи дорогой! Диор-миор, Скиапарелли-миапарелли - у нас всё есть!"
Их особая ниша — это не только и не столько очень консервативные люди с большими деньгами и отрицательным интересом к современному искусству.
Удивительным образом между восточной этикой и деловыми дресс-кодами оказался прочный мостик общих черт. Глубокие декольте не приветствуются ни там, ни здесь, даже на спине. Прикрытые до локтя руки где искать? Конечно, у турков, ливанцев, индусов. И это будет красиво. И ноги до колен тоже - вот они это умеют делать, нельзя не признать.
Все остальные декоративные эффекты вторичны. За следование регламенту им можно простить очень многое. И да, конечно, с религиозной подшивкой, которая есть у брендов восточного происхождения, этому дизайну двери открыты в любой среде со строгими правилами, при любой конфессии, если только не в разгаре какой-нибудь особо мощный международный конфликт.
Так что и тут Запад есть Запад, Восток есть Восток. У одного гендерные эксперименты и всевозможные попытки размыть привычное, у другого - консерватизм, который тоже оказывается очень нужен.
... Иногда смотришь аннотации модных показов и видишь, что журналистам про восточных дизайнеров и написать нечего. Они же сами что-то пытаются выдать на-гора, мол, пытались показать образ сильной женщины, как сумели, но всё это притянуто за уши.
На самом деле, им даже изобретать ничего не надо. Надо просто шить, как шьют, и украшать, как умеют их мастерицы. А дальше - на всех раутах мира, только шума вокруг них гораздо меньше, чем вокруг скандальных и артистичных европейцев.
(Фотографий не будет. Ситуация удивительная, потому что где как не в статье про моду и подиум это сделать, но вот так. Во-первых, если я поставлю тут то, что мне нравится, Дзен решит, что все тетеньки на фото слишком голые. Во-вторых, если я поставлю то, что в регламенте, вы решите, что я с ума сошла, потому что, презентуя свои творения на международных Неделях моды, дизайнеры всё же адаптируют стилизацию под что-то такое... сумасшедше-артистичное. Вы скажете, что это некрасиво, а я скажу, что таки надо уметь разбирать образ на составляющие, чтобы потом из этого сделать что-то нужное в определенной ситуации).
В комментариях благославляется мечтать о красивых платьях и обсуждать этих загадочных восточных ребят. За комментарии, кстати, статью не забанят. А если я потребуюсь вам как стилист, мои контакты и сайт с услугами, как всегда, в профиле канала. И, кстати, в начале октября планируется курс "Статусы и коды" про все эти премудрости с дресс-кодами для работы, корпоративов и прочего с быстрым переодеванием для красивой качественной личной жизни. Следите, пожалуйста, за обновлениями - пока никуда не приглашаю, организация в процессе.
Вот тут, кстати, можно подписаться на ежесубботние разборы модных коллекций: закрытый блог "Альфа Центавра" >>>
Группа Вконтакте >>>
Канал в Телеграм >>>