Моя дочь в этом году перешла в пятый класс музыкальной школы. И почти все пять лет мы работаем с ней на преодоление. Первого запала "Мама, я хочу стать музыкантом!" нам хватило примерно на год. Периодически она просит меня прекратить ее "мучения" и бросить музыкалку. Я уговариваю, заставляю, иногда даже угрожаю. В общем, держимся обе на морально-волевых. Я в этом деле отступать не привыкла.
"Песню" о том, как замечательно уметь играть на каком-то инструменте, я слышала с самого своего детства. Мама, уже будучи взрослой, всегда вспоминала, как ее соседка, которая ходила в музыкальную школу, вынуждена была каждый день играть гаммы и пьесы. Бабушка девочки выглядывала из окна и зычным голосом звала внучку домой заниматься. Маленькая мама в это время продолжала играть на улице и невероятно радовалась, что позвали не ее. На предложение пойти ей самой учиться музыке она ответила категоричным отказом. Гулять-то когда?! Родители настаивать не стали.
Став взрослой, бабушка жутко завидовала тем, кто умеет играть на гитаре, фортепиано. Ведь окажись в кустах рояль, она могла бы произвести впечатление в любой компании. Но нотную грамоту она так и не освоила.
Как, впрочем и я. Хотя на антресолях в родительском доме лежат две красненькие корочки об окончании музыкалки. Меня фортепиано настигло, когда я пошла учиться на отделение хореографии. Любой учащийся ДШИ был обязан освоить, хотя бы на примитивном уровне, какой-нибудь инструмент. Но я эти уроки не любила и все время норовила их прогулять. Помню, как после двух часов у станка, я радостно выскакивала из школы с мешком сменки и неслась домой. Не успевала я добежать до поворота, как из маленькой деревянной форточки высовывалась учитель музыки и кричала мне: "Катя! Вернись!" Пару раз я делала вид, что ничего не слышу, еще несколько раз успевала заскочить за соседний дом. Но экзамен каждый год неумолимо приближался и мне приходилось учить ноты. Несмотря на то, что все испытания я сдала и диплом об окончании хореографического получила, играть я так и не научилась. Совсем.
Когда настало время идти в школу Маше, встал вопрос о дополнительных занятиях для нее. В памяти бабушки снова всплыла детская травма... ой! в смысле нереализованная мечта об игре на инструменте) Они с Марусей начали смотреть в ныне почившем Ютубе видеоролики с игрой на разных музыкальных инструментах. Сначала она решила играть на барабанах, но перспектива объясняться каждый вечер за барабанную дробь перед соседями и участковым меня не очень вдохновила. Я предложила ей саксофон, но в ближайшей к нам музыкалке духового отделения не было.
- Тогда скрипка, - бескомпромиссно заявила моя семилетка.
Я, честно говоря, офигела и стала предлагать ей альтернативный вариант попроще в виде фортепиано, так как понимала, что будет сложно. Клавиш-то вон сколько, а струн всего четыре! Но Маша была непреклонна. Или она идет учиться играть на скрипке или не быть в семье музыканту.
Я сдалась. Вступительный экзамен она прошла с легкостью, и начались суровые будни. Первый год оказался одним из самых сложных. Педагог у нас прекрасный. Женщина старой закалки, безумно преданная своему делу, музыке и ученикам. Она настаивала на том, чтобы я периодически присутствовала на уроках в школе, потому что дома я должна была контролировать постановку рук и пальцев во время игры. Я отпрашивалась с работы и целый час училась вместе с Машей. Мы даже приезжали заниматься к учителю в гости, когда школу закрывали на карантин, чтобы не прерывать надолго учебный процесс и не пускать все на самотек.
Мы кое-как выполняли домашнее задание. Я не музыкант и потому с трудом понимала все нюансы. Маруся пилила на своей маленькой скрипочке что-то невразумительное, и я не понимала, как она в 7 лет сможет сдать настоящий экзамен. Но потом на первом концерте я услышала, что мой ребенок играет! С аккомпанементом мелодия стала звучать совсем иначе. И теперь, когда она спустя несколько лет в течение 8-10 минут практически не останавливаясь исполняет длинные произведения, я замираю в восторге и чуть не плачу.
С каждым годом количество уроков в музыкалке стало только прибавляться. Если раньше Маша ходила туда несколько раз в неделю и без проблем успевала посещать танцы и учить уроки, то теперь из музыкальной школы она практически не вылезает. Два раза специальность, один раз трехчасовой ансамбль, сольфеджио, музлитература, два хора и, будь оно неладно, фортепиано! Это очень сложно, особенно учитывая переход в среднюю школу, занятия танцами и английский два раза в неделю.
Все чаще она заявляет мне о своих ребенкиных правах и требует разрешить ей бросить музыкальную школу. В конце прошлого года я дала слабину, потому что устала уговаривать. Я стала узнавать у учителя, возможно ли нам пройти сокращенный упрощенный курс и выпуститься не через 8, а через 5 лет. Педагог, чувствуя мою нерешительность, уговорил не форсировать события.
Конечно, у меня есть страх того, что Маша вырастет и отправится прорабатывать с психологом детскую травму, которую ей нанесла мать-ехидна, заставлявшая заниматься музыкой. Шучу, конечно! Но я, действительно, переживаю о том, что возможно несколько "передавливаю" ее.
С другой стороны, я отчетливо вижу, что она протестует против любых занятий, где нужно по-настоящему трудиться. То есть ей просто лень! Она не любит самостоятельно справляться с трудностями, не обладает пока целеустремленностью и честолюбием, которое бы подталкивало ее доводить любое начатое дело до конца. Если идти всегда на поводу у ее желаний, то можно каждый год начинать ходить в новую секцию или кружок, а потом благополучно их бросать на полпути. А главное - скорее всего освободившееся в итоге время будет потрачено впустую.
Еще один повод - это ее способности к занятиям музыкой. По словам педагогов, природа наградила ее и слухом, и чувством ритма, и голосом. Трудолюбием и упорством, правда, обделила, но это уже совсем другая история) То есть при желании она может добиться успехов на музыкальном поприще.
Ну, и к тому же история знает массу примеров, когда дети в подростковом возрасте бросали музыкалку, а потом сильно об этом жалели, потому что, например, решили внезапно после 9 класса поступать в музучилище. Подросший ум окреп, осознал всю важность и пользу занятий, а момент уже безвозвратно упущен!
Конечно, в 11 лет ребенок еще не способен наверняка знать, чем он хочет заниматься и что на самом деле пригодится ему в жизни. До этого уровня не каждый взрослый может прокачаться. Люди годами учатся в университетах на юристов и экономистов, а потом зарабатывают на маникюре или играют на свадьбах и корпоративах на баяне.
Не все, кто закончил музыкальную школу становятся профессиональными музыкантами. Я отчетливо понимаю, что Машу не ждет будущее Николы Паганини. В нашем случае речь идет про развитие, труд, самодисциплину, упорство и постоянную работу над собой. Уйти от проблем всегда проще, чем решать их. Пройти этот сложный путь - значит закалить характер и не сдаваться перед трудностями во взрослой жизни.
Ну, и Марусин педагог обещала мне памятник через 4 года поставить за безграничное материнское терпение. Надеюсь, прижизненный!) Надо дождаться.