Oчень и очень крутой гость на этой неделе – Денис Бояринов, один из лучших российских музыкальных журналистов, писавший и пишущий для самых разных (если не для всех) ведущих наших изданий: Timeout, ОМ, Афиша, Сноб, Esquire, GQ, Takie dela, Кинопоиск, перечислять можно бесконечно. Бывший главные редактор музыкальной редакции Colta.ru (экс-Open Space). Благодаря Денису и я в свое время попал в Кольту и успел сделать около 90 статей под его чуткой редактурой. Всегда буду благодарен.
Также у нашего героя есть отличный телеграм-канал о советской/российской музыке Красная книга (Подписываемся!) и совместный с супругой Лялей Кандауровой, не менее известным публицистом, автором популярных лекций и книг о классической музыке, подкаст Полчаса Музыки, на который тоже обязательно надо подписаться.
Отдельно стоит упомянуть, что Денис - еще и автор всех аннотаций на новых изданиях пластинок фирмы "Мелодия", а также поучаствовал (вместе с Лялей Кандауровой) в создании недавнего грандиозного труда - книге "100 пластинок Мелодии" .
Давно ждал эту подборку: не сомневался, что и выбор будет максимально эстетский, ну и истории тоже будут читаться с упоением. Так и получилось.
1. Iron Butterfly - Ball
Пластинка, с которой началась моя коллекция. Однажды, где-то в начале 2000-х, я был в Вильнюсе, где случайно забрел в подвальчик под вывеской Thelonius, где продавался подержанный хай-фай и пластинки. Там я познакомился с продавцом Виталием — харизматичным маньяком винила, рассказывавшим смешные байки о своих приобретениях (например, о том как с американским первопрессом одного из альбомов Grateful Dead он получил пакет отборных конопляных семян, припрятанный в конверт, возможно, тогда же в конце 1960-х — они вдобавок еще и проросли). Виталик стал моим первым виниловым дилером и проводником в мир психоделического рока, которым я тогда очень интересовался. Первые две пластинки я купил тогда же — “на вырост”, проигрывателя у меня еще не было, но уже появилось желание им обзавестись. Это были альбомы Jefferson Airplane “Bark” и “Ball” тогда мне неизвестной калифорнийской группы Iron Butterfly, которая, как впоследствии выяснилось, была не менее популярной в 1968-69 году. Некоторое время пластинки стояли на книжной полке, украшая интерьер, а потом я купил проигрыватель, и коллекция стала расти. Я давно не был в Вильнюсе; надеюсь, там все хорошо и неизменно, Виталик все так же стоит в подвале Thelonius за стойкой в окружении своих любимых первопрессов и травит байки.
2. David Bowie – The Rise and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders from Mars
Дэвид Боуи — один из моих любимейших музыкантов, да и вообще что-то вроде личного божка. Я не стремился собрать полную дискографию великого британца на виниле, но с годами скопил множество его альбомов — не только студийных, но и концертники, 12-дюймовые синглы с ремиксами, странные бутлеги, редкости к Record Store Day и современные дотошные переиздания. Этот альбом, классика из классик, стоит особняком. Во-первых, это один из немногих “первопрессов” в моей коллекции — оригинальная британская пластинка, вышедшая в 1972-м (вообще я совершенно равнодушен к фанатскому собирательству “прижизненных изданий”, но именно в этом случае для меня это было очень важно). Во-вторых, пластинка была приобретена в культовом лондонском рекорд-шопе Sister Ray Records, который начался с лотка в Кэмдене, а последние лет тридцать находится в Сохо. Я был в нем в свой самый первый приезд в Лондон, который произвел на меня, 20-с-чем-то-летнего, огромное впечатление. После этой поездки я вынашивал идею вернуться в Sister Ray и что-нибудь там купить и таки осуществил свою мечту гораздо позднее. И мне хочется верить, что Дэвид Боуи тоже бывал в Sister Ray и что-то там покупал.
3. Синтезатор АНС / ANS. Электронная Музыка
В моей коллекции около 1400 пластинок (если верить профилю на Дискогз, и то, я подозреваю, там немало неучтенного) и думаю, что больше половины из них — это пластинки фирмы “Мелодия”. Я начал собирать их сразу же, как только обзавелся проигрывателем — сперва из ностальгических чувств (в детстве у меня был проигрыватель и слушал я на нем почти исключительно пластинки “Мелодии”, купленные в магазине “Мелодия” — других просто не было), потом из исследовательского и кладоискательского азарта. Я видел пренебрежительное отношение к ним среди других коллекционеров винила и мне было интересно найти среди них что-то крутое и неочевидное. Я до сих пор ищу. Сейчас — спустя 10-15 лет — ситуация изменилась: я вижу как многие советские пластинки выросли в цене и отношение к ним как к феномену поменялось. Я смею полагать, что и сам приложил к этому руку — например, написав книгу “Фирма: 100 пластинок “Мелодии””, которая вышла к 60-летию лейбла.
Если выделять среди всех пластинок “Мелодии” в моей коллекции одну, то я бы назвал эту — первую демонстрацию возможностей уникального советского синтезатора АНС (о его печальной судьбе я писал подробно в этой статье, ставшую, увы, его лебединой песней. На мой вкус это пластинка, действительно, исторического значения — обещание футуристической утопии, в сторону которой могла бы пойти советская цивилизация, но, увы, оказалась совсем в другом месте.
4. Lucio Battisti – Anima Latina
Мой период увлечения итальянским певцом и композитором Лучо Баттисти совпал со знакомством с моей будущей женой, Лялей Кандауровой, и любовь к музыке Баттисти мы, по счастью, с ней разделили, как и многое другое в нашей жизни, ставшей впоследствии совместной. Пластинки Баттисти мы покупали тоже вместе — я помню магазинчик в Неаполе, где продавец с усами как у Джорджо Мородера отвечал на звонки телефона — не мобильного, а старорежимного с витым проводом и дребезжащим звонком, хриплым голосом выкрикивая в трубку: “Пронто!”. Вся эта сцена была как в итальянском кино. На мой вопрос о пластинках Баттисти усатый продавец понимающе кивнул, полез куда-то в подпол и достал оттуда пачку винила. В том числе и эту - “Anima Latina”. В итальянском мире Баттисти — как Боуи в Британии (не случайно Боуи как-то переиначил песню Баттисти для Мика Ронсона): певец популярный, культовый и эстетский одновременно. У него, как и у Боуи, есть хиты, которые всем известны (“Ancora Tu”) и есть концептуальные пластинки-пазлы, из которых детали не вытащишь. “Anima Latina”, то есть “Латинская душа”, относится ко второй категории. Этот альбом был записан Лучо Баттисти под впечатлением от путешествия по Южной Америке и под влиянием бразильской музыки. Поскольку мы с женой и с детьми только что вернулись из путешествия по Италии в Аргентину, где живем в последнее время, я часто его вспоминал.
5. Malcolm Maclaren — Carmen
У меня есть несколько пластинок с автографами людей, с которыми мне повезло встречаться благодаря своей журналистской деятельности. Среди них — Геннадий Гладков и Эдуард Артемьев, Михаил Боярский и Борис Гребенщиков*, Chemical Brothers и Hot Chip, но больше всего я ценю эту семидюймовку с автографом Малькольма Макларена: человека, который сумел дорого продать панк, а также спродюсировал для себя и других артистов ряд замечательных пластинок. Макларен, приезжавший в Москву в конце 2000-х, произвел на меня сильное впечатление своим обаянием джентльмена, эстета, интеллектуала и трикстера. Сингл “Carmen” — из того периода, когда Макларен хотел соединить оперу, едва появившийся в Бронксе хип-хоп и идеи феминизма. Как показала история поп-культуры, это была перспективная идея, но Макларен лет на 10-20 опередил время. На мой вкус, это еще и довольно танцевальный трек, поэтому я иногда играл его на виниловых диджей-сетах. Были когда-то у меня и такие.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал - https://t.me/dusty_beats. Там больше всего интересного.