Найти тему
Капитан Гри

История Паруса

с древности до наших дней

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом. 

Почему парус одинок, мы не будем разбираться, но заглянем в историю, как появились паруса, что с ними сегодня? 

Начнем с того, что же такое парус. Как правило, парус является частью парусного сооружения и используется для приведения в движение плавательных средств, к которым он крепится с помощью рангоута и такелажа. Считается, что парус - это одно из древнейших изобретений человечества, после катамарана. Именно он кардинально изменил способ передвижения по воде и открыл новые возможности для морских путешествий и торговли. 

Согласно историческим свидетельствам, считается, что парус получился совсем случайно. Древние люди наблюдали за природными явлениями, так они заметили, как листья деревьев следуют за ветром. Они подняли шкуру и увидели, что она тоже начала развиваться. Так, начался этап парусных судов. Интересно, что первым парусом была змеиная шкура и моряку приходилось держать её постоянно в руках и управлять относительно ветра. Первые же задокументированные упоминания об использовании паруса относятся к 3500-3000 годам до нашей эры, когда древние египтяне и финикийцы начали применять простейшие парусные суда для перевозки грузов и людей по Нилу и Средиземному морю. Подтверждению данного факта являются наскальные рисунки и изображения на древнеегипетских артефактах. А также письменные источники. В древнеегипетских текстах, таких как "Поучение Ипувера" и "Папирус Ипувера", есть упоминания об использовании парусов на кораблях для торговли и военных целей.

-2

Как уже было упомянуто выше древние египтяне использовали паруса в основном для торговых и транспортных целей, а также для военных экспедиций вдоль Нила и в Средиземном море. Паруса позволяли им перевозить большие грузы и быстро передвигаться по воде. Для самого паруса уже использовали не шкуру животных, а прямоугольные полотна, прикрепленные к мачте и управляемые с помощью канатов. В Древнем Египте для изготовления паруса использовались такие материалы как: папирус - это тростник, произрастающий вдоль Нила. Листья папируса связывали вместе, чтобы получить большие полотнища для парусов. Чуть позднее начали использовать и лён - ткани из льна также широко применялись для парусов. Лён выращивался в Древнем Египте и ткался в полотна. Для того, чтобы парус держался крепко использовали прочные канаты. Они изготавливались из волокна финиковой пальмы. Их скручивали в веревки и канаты для оснастки судов. Также использовали растительные волокна. Помимо финиковой пальмы, использовались и другие растительные волокна, такие как волокна папируса, тростника и других местных растений. Эти простые, но прочные материалы позволяли им успешно управлять речными и морскими судами. Форма и размер парусов эволюционировали со временем, становясь все более совершенными.

-3

Уже древние греки и римляне стали использовать более сложные конструкции парусов, включая косые и латинские паруса. Они позволяли судам маневрировать и идти против ветра. Интересный факт: при изготовлении канатов греки впервые начали использовать конопляную веревку на своих кораблях. Это обосновывалось тем, что именно конопляная веревка на страдает от морской воды. Далее только через сто лет после греков веревки из конопли начали использовать англичане. Что касается уникальности парусных кораблей, то тут постарались викинги в Северной Европе. К ним можно отнести драккары и снеккары, которые отличались высокой скоростью и маневренностью.

Переходя в эпоху Великих географических открытий парусные корабли сыграли ключевую роль в исследовании и колонизации новых земель. Испанские, португальские, голландские и английские суда, оснащенные мощными парусами, пересекали океаны, открывая новые торговые пути и маршруты. Как следствие это привело к значительному расширению мировой торговли и обмену культурами.

-4

Всегда ли парус был актуален? К сожалению, нет. Уже в 19 и 20 веках, с развитием паровых двигателей и дизельных моторов, роль паруса в судоходстве постепенно снижалась.

Однако парусный спорт и яхтинг продолжали развиваться, а современные высокотехнологичные парусные суда используются для рекордных трансокеанских гонок и экспедиций.

В наши дни парус усовершенствовался на все 100% Он по-прежнему остается важным элементом морской культуры и символом романтики путешествий. Он продолжает вдохновлять инженеров, дизайнеров и энтузиастов, которые работают над созданием все более совершенных парусных систем и кораблей. Расскажем о двух компаниях, которые продолжают строительство яхт в Санкт-Петербурге. Первая - это ООО «Компан Марин Системс»Они построили первую свою лодку - гоночную парусную яхту «Premier-31» по проекту конструктора Дмитрия Васильева в 1990 году. Они раньше многих других строителей внедрили в производство новейшие компьютерные технологии судостроения, что дало возможность достичь высокой степени идентичности серийной продукции. Вторая - это ООО «Историческая Верфь Полтава» - единственное предприятие в России, связанное с историческим и современным парусным флотом, имеющее признание РМРС. Есть и другие компании, которые также продолжают работать в этой отрасли. Однако перейдем к вопросу применения парусов в наши дни. На первом месте, это конечно же парусный спорт и отдых. Парусные яхты остаются популярным видом активного отдыха и спорта. Парусный спорт привлекает любителей острых ощущений, ценителей красоты и гармонии движения под парусом. Второе место отдаем перевозкам грузов. Некоторые компании и энтузиасты используют паруса в качестве экологичной альтернативы двигателям внутреннего сгорания для перевозки грузов морским путем. Такие суда позволяют значительно снизить расход топлива и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу. На третьем месте декоративные и художественные цели. Паруса часто используются в качестве декоративных элементов в архитектуре, дизайне интерьеров и ландшафтном дизайне. Они добавляют романтический и морской колорит различным объектам.

История паруса - это история человеческого стремления к освоению морских просторов, поиску новых горизонтов и покорению стихий.