Найти в Дзене

Часто ли мы загадываем детям загадки ? Для чего и как учить отгадывать загадки.

Наши дети в современных условиях обучения получают огромное количество знаний. Учебная нагрузка возрастает. Им не всегда хочется проводить время за выполнением монотонных учебных задач. А педагогам и родителям хочется, чтобы дети прочно усвоили знания, у них был интерес к обучению, происходил культурный и личностный рост. Поэтому в ходе обучения, как в школе так и дома, необходимо использовать различные методы и приемы. Одним из таких методов является отгадывание загадок. Загадка-это жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать. Каково же значение загадок? Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение
Фото из сети Интернет.
Фото из сети Интернет.

Наши дети в современных условиях обучения получают огромное количество знаний. Учебная нагрузка возрастает. Им не всегда хочется проводить время за выполнением монотонных учебных задач. А педагогам и родителям хочется, чтобы дети прочно усвоили знания, у них был интерес к обучению, происходил культурный и личностный рост. Поэтому в ходе обучения, как в школе так и дома, необходимо использовать различные методы и приемы. Одним из таких методов является отгадывание загадок.

Загадка-это жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

Каково же значение загадок?

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадки помогают развивать у детей речевую деятельность в игровой форме.

Исходя из опыта работы могу сказать, что детям очень трудно разгадывать загадки. Им не очень понятно, что предмет не называется напрямую. Он лишь частично описан по признакам или с чем- то сравнивается. Поэтому, чтобы дети получали радость и пользу от процесса разгадывания загадок, сначала
необходимо научить их это делать.

Расскажу Вам, как это делаю я на своих занятиях. В домашних условиях вполне реально делать также. Немного терпения и ваш ребёнок будет хорошо отгадывать большинство загадок.

Прежде чем загадывать любую загадку необходимо рассмотреть тот предмет или явление о котором идёт речь. Например, это заяц. Какой он? Какого цвета шерсть, какие лапки, как он передвигается, чем питается и кто его враги в природе. Обратить внимание, что он беззащитный перед ними. После детального рассмотрения животного у ребёнка возникает целостный образ. Можно нарисовать зайца самому или раскрасить готовую картинку. Также можно почитать короткие стихи про зайца или сказки.

После этого можно загадать самую простую загадку. Но обязательно, предупредить ребёнка, что загадка про лесного зверька. Например, летом серый зимой белый. Кто это? В процессе отгадывания можно подсказать какие животные могут подходить по заданным параметрам загадки (цвету). Первый раз скорее всего отгадку скажете Вы. Но обязательно объясните почему этот ответ правильный.

Постепенно загадки усложняются.

Серенький зверёк лесной, Словно столбик под сосной, Замер посреди травы — Ушки больше головы!

Маленький, Беленький По лесочку Прыг-прыг! По снежочку Тык-тык!

Чтобы ребёнок выучил текст загадки, можно использовать мнемотаблицу. Эти таблицы можно использовать и для запоминания стихов и даже прозы.

Мнемотаблица – схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст загадки зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, или опорную картинку, воспроизводит текст целиком.

Например, загадка про репку. Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостом, а не мышь.

Фото из сети интернет
Фото из сети интернет

Таких таблиц можно составить очень много. Они также помогут если, Вы захотите сами придумать загадку. Выбрав и рассмотрев нужный объект, выделяем его основные черты и размещаем в таблице. К схеме придумываем текст в прозе или стихах. Ниже мнемотаблица к загадке про гитару. Придумал ученик 4 класса.

Фото автора
Фото автора

Процесс отгадывания и разгадывания загадок очень увлекателен. Попробуйте придумать загадки всей семьёй и устроить выставку рисунков к ним. Знаю будет интересно! Надеюсь, Вы воспользуетесь моими советами и проведёте очередной совместный досуг с пользой. А если захотите поделиться своими загадками, пишите в комментариях. Буду рада!

До встречи!