Найти тему
ЭКСПЕРТ ГАРАНТ

Подготовка к сертификации СМК: пошаговый план получения сертификата ISO 9001

Оглавление

Получение сертификата ISO 9001 – это возможность повысить эффективность работы предприятия. СМК помогает выстроить стабильную, предсказуемую систему управления организацией, навести порядок в бизнес-процессах, устранить хаос и минимизировать издержки. В такой среде каждый сотрудник понимает свои задачи и стремится к улучшениям, а клиенты получают продукт или услугу, соответствующие их ожиданиям. Но для того, чтобы получить сертификат, нужно правильно подготовиться к внедрению и сертификации СМК. В этой статье мы рассмотрим ключевые шаги, которые помогут компании успешно пройти сертификацию по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015).

1. Проведение аудита текущих процессов

Первый шаг – это оценка текущего состояния бизнеса. Важно понять, какие процессы в компании уже соответствуют требованиям стандарта ISO 9001, а какие нуждаются в доработке. Аудит можно провести как собственными силами, так и с привлечением внешних консультантов. Для этих целей следует использовать стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2021 “Руководящие указания по аудиту систем менеджмента”. Полученные во время аудита результаты помогут увидеть “узкие места”, которые в будущем могли бы стать преградой на пути к сертификации. По итогам данного этапа компания получит понимание, какой объем работы нужно выполнить в дальнейшем.

2. Определение ответственных лиц и создание рабочей группы

Чтобы процесс сертификации был управляемым и эффективным, нужно назначить ответственных лиц и создать команду, которая возьмёт на себя задачи по разработке и внедрению СМК – рабочую группу. В нее нужно включить сотрудников, которые хорошо понимают специфику работы компании и обладают необходимыми полномочиями. Члены рабочей группы должны быть независимы и беспристрастны в своих решениях. Если они будут испытывать давление со стороны или преследовать собственные интересы, внедрить СМК не получится. Чтобы гарантировать внедрение требований ISO 9001 на предприятии, нужно обеспечить независимость рабочей группы, наладить ее взаимодействие с руководством отделов и сотрудниками, а также объяснить коллективу важность проделываемой ими работы.

3. Разработка и внедрение документации

Одна из основ системы менеджмента качества – это разработанная по всем правилам и грамотно структурированная документация. ISO 9001 требует наличия политики качества, процедур и инструкций для каждого ключевого процесса. Документация должна быть понятной для сотрудников. Важно поддерживать ее актуальность. Разработанная документация, конечно, должна соответствовать требованиям стандарта, но главное, чтобы она приносила пользу компании в повседневной работе. Часто компании совершают ошибку, перегружая предприятие бюрократией. Поэтому при внедрении СМК важно соблюсти баланс и разработать только те документы, которые реально нужны и способны сделать работу компании более эффективной.

4. Обучение сотрудников

Любая система менеджмента качества будет работать только тогда, когда сотрудники понимают ее цели и принципы. Поэтому обучение персонала является важным шагом на пути к сертификации. Это не обязательно должны быть длительные курсы; достаточно кратких, но емких обучающих сессий, где сотрудники узнают, что такое ISO 9001 и как они могут внести свой вклад в поддержание и развитие системы менеджмента качества. Если не пренебрегать этим важным этапом, сотрудники предприятия будут не просто выполнять требования стандарта, но и вносить свои предложения, которые помогут улучшить производственные процессы.

5. Проведение внутреннего аудита

Чтобы убедиться в том, что все сделано правильно, компания должна провести повторный внутренний аудит системы менеджмента качества. Отличие от первичного аудита в том, что на данном этапе нужно убедиться, что все процессы работают правильно и соответствуют требованиям стандарта. Важно, чтобы внутренний аудит проводили специалисты, которые не участвуют непосредственно в тех процессах, которые они проверяют. Это позволяет избежать предвзятости и дает возможность выявить реальные проблемы. По итогам данного этапа получает информацию о том, насколько эффективными были действия на предыдущих этапах.

6. Исправление несоответствий

Если в работе СМК находят недочеты, их нужно исправить до прихода внешних аудиторов из органа по сертификации. Причем важно не только исправить конкретные ошибки, но и понять, откуда они возникли, а затем – внедрить механизмы, которые не позволят им повториться в будущем. Например, если в ходе аудита выяснилось, что сотрудники не следуют инструкциям по управлению претензиями от потребителей, это повод не только провести дополнительное обучение, но и пересмотреть саму процедуру.

7. Внешний аудит и получение сертификата

Когда все внутренние проблемы устранены, и система менеджмента качества полностью внедрена, можно приглашать представителей сертификационного органа для проведения внешнего аудита. Аудитор проверит соответствие всех процессов требованиям стандарта и, если всё будет в порядке, компания получит сертификат ISO 9001.

Важно понимать, что сертификация ИСО 9001 – это не обычная формальность. Если подойти к этому делу ответственно, предприятие сможет улучшить свои процессы, повысить качество продукции или услуг, а также укрепить отношения с клиентами. Конечно, всегда есть искушение не тратить силы, ресурсы и время и обратиться в сомнительные конторы, которые раздают сертификаты, как фантики. Только выбирая этот путь, нужно отдавать себе отчет – компания не получит 10% от тех возможностей, которые дает система управления предприятием по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001.

ЭКСПЕРТ ГАРАНТ оказывает услуги по СМК с 2012 года. В нашем послужном списке – более 1000 довольных клиентов, а за плечами наших экспертов множество реализованных проектов различной сложности.

Мы готовы предложить вам широкий спектр услуг по системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015): аудит, разработка и внедрение, сертификация, обучение персонала. Переходите на наш сайт, и задавайте интересующие вопросы. Консультации предоставляются бесплатно. Связаться с нами вы можете любым удобным способом: по телефону, через email или с помощью мессенджеров.