Новый Афон, август 2024 года.
Я запланировала еще одну увлекательную экскурсию в Новом Афоне. Для навигатора: улица Эшба, 1/1. Рядом парковка, как всегда, платная, 200 рублей.
Маршрут начинается у Храма.
Храм Симона Кананита (Зилота).
Считается, что он построен на месте, где был захоронен один из 12 ближайших учеников Иисуса Христа – Симон Кананит.
Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.
Последний раз он был восстановлен практически из руин в 1882 году по распоряжению Российского императора Александра III, и именно в том виде он дошел до наших дней.
Считается, что Храм сохранил две ранне средневековые греческие надписи. Одна из них, имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Круг и крест мы нашли, а вот надпись прочитать не смогли.
Вторая надпись якобы высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она должна состоять из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)... являются ...и сын твой и ...Христос господь...Христос». А вот эту надпись мы не нашли, хотя несколько раз обошли храм. Внутрь зайти не смогли, Храм был закрыт.
Следующая остановка на нашем маршруте — это водопад.
Новоафонский искусственный водопад появился в 1882г. усилиями монахов Симоно-Кананитского монастыря. Для защиты от паводков они своими силами соорудили плотину, и побочным следствием явилось образование водопада. Потом силу воды стали использовать для приведения в действие мельницы, а в начале 20-го века здесь оборудовали гидроэлектростанцию. В длину водопад достигает 21 м, а в высоту — 8,6 м.
Поднимаемся по каменным ступеням и взору открывается водоем на реке Псырдзха. А по водоему скользят прозрачные лодочки. Можно взять напрокат и покататься. А в запруде плавают и сверкают на солнце золотые форели.
И далее мы проходим к мистической станции.
Железнодорожная платформа Псырцха.
Станция начала принимать пассажиров в 1944 году и называлась "Дача", так как неподалеку находилась дача Сталина - сейчас она доступна для туристов.
Через некоторое время станция была переименована в "Агараки". Под вторым именем она продолжала свое существование еще 16 лет, пока в 1967 году ее не решили снова переименовать. Следующее название станции - "Псырцха" - было заимствованно у протекавшей рядом реки. Красиво звучащее слово переводится с абхазского языка как "пихтовый родник".
Сейчас в павильоне идет ремонт. Окунуться в мистическую атмосферу станции "Псырцха" уже вряд ли получиться. Надеюсь, что восстановят первоначальный вид, и переплетенную семи конечную звезду на полу в центре, и украшение в виде восьмиугольника на потолке. Эти знаки так располагали к мыслям о таинственном. Ведь семи конечная звезда - это весьма распространенный геральдический символ в грузинской культуре, а восьмерку многие считают символом гармонии и бесконечности.
Проходим по станции и видим справа, по ходу движения поезда, тоннель, уходящий в гору, а слева мостик через речку и далее парковку. На нее можно приехать по улице Ладария. Парковка платная, есть кассы.
Если перейти через железнодорожные пути, то попадаем к входу в историческое ущелье.
Тут стоит кафе, кассы и фонтанчик.
И начинается святая тропа апостола. Цена входа 300 рублей.
Издавна Симон Кананит, один из двенадцати ближайших апостолов Иисуса Христа, был послан на землю, где жили древние абазги – предки нынешних абхазов.
Иначе апостола называют Симон Зилот – это имя встречается в евангелие от Луки. Симон – один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа. Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи.
Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду.
По преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство. Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой – и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели – и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол... За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов.
Но у Симона появились ненавистники – языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».
Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника – сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия – Апсны – страна души.
Целебный источник избавляет от многих болезней – во всяком случае, так гласит предание. Рядом небольшой водопад и природная купальня, многие окунаются.
Даже есть кабинка для переодевания. Мы к сожалению, не взяли с собой купальных принадлежностей, а так хотелось погрузиться в прохладную воду. Хоть почти вся тропа и проходит под сенью деревьев, все равно жара дает о себе знать.
А на огромном камне по сей день виднеется отпечаток, схожий со стопой человека. Православные уверены, что это стопа самого Симона Кананита.
В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу.
Дорожка переходит в каменные, довольно крутые ступени.
Поднимаемся не спеша, любуемся окрестностями. Лестница достаточно узкая, в пролетах приходится ожидать спускающихся. Ступеньки местами скользкие.
Возле самого грота, на перилах есть платки на голову, для тех, кто забыл. Внутри иконы и свечи. Можно увидеть сверху лаз, через который сюда проникал апостол по веревке.
Обратно идем другой дорогой, не по ступеням, а по лесной тропинке, оказывается есть и второй путь.
Любуемся горной рекой и восхитительными пейзажами.
Опять останавливаемся у ключа, вода холодная, отдыхаем на скамейке. Туристов не много, тихо и умиротворенно. Многие пишут, что тут «место силы», святой дух и т.д. Я ничего подобного не почувствовала, хотя к религии отношусь уважительно. Экскурсия мне понравилась, очень интересно было посмотреть столько всего сразу. Природа великолепна.
Спасибо, что дочитали до конца.
Друзья, подарите лайк статье и подписывайтесь на мой канал, будет еще много интересного. Всем добра, здоровья!
#абхазия #грот #новыйафон #экскурсиивабхазии #явабхазии