Найти тему
Алла на чиле

Искусство Древнего Египта. Часть 1. Египетский зал Пушкинского музея

Дорогие читатели, Вы уже прочитали несколько статей, посвященных буддийской культуре, мне захотелось поделиться с Вами впечатлениями от посещения Египетского зала в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина города Москва, а также выставки на ВДНХ, также посвященной Древнему Египту.

Сегодня о зале в Пушкинском музее.

В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты. Зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса, на потолке изображено звёздное небо и стервятники.

Полностью зал был создан к декабрю 1911 года.

Первоначально экспонатами музея стали слепки с самых значимых памятников мирового искусства, заказанные в европейских музеях. Одновременно покупались подлинные шедевры, так в 1909 была куплена и была выставлена на обозрение коллекция петербургского востоковеда В.С. Голенищева.. В 1913 году у крупного московского собирателя Л.И. Гинзбурга была куплена коллекция памятников египетской культуры. Несколько даров передал музею его главный меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов. После Октябрьской революции египетский зал продолжал пополняться экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. В дальнейшем фонды музея дополнялись за счет дарений, археологических раскопок, закупок. С 1969 года в музее экспонируются только подлинные предметы из древнеегипетских захоронений. Настоящая обновленная экспозиция приурочена к 100-летнему юбилею Музея в 2012 года.

Двери в зал охраняют два огромных каменных быка с крыльями – шеду. Это хранители дворцовых покоев в древнем Египте.

-2

Искусство египетских мастеров - это искусство контрастов. До наших дней дошли колоссальные храмовые статуи царей и богов и миниатюрные головки и ювелирные украшения, отличающиеся тщательной проработкой поверхности и мельчайшей детализацией.

Сфинкс фараона Аменхотепа II. Новое царство, 18 династия, время правления Аменхотепа II, ок. 1428–1397 до н. э. железистый песчаник Высота 42 см; длина 80 см; ширина 24 см. Из коллекции В.С. Голенищева; происхождение: вероятно, Фивы
Сфинкс фараона Аменхотепа II. Новое царство, 18 династия, время правления Аменхотепа II, ок. 1428–1397 до н. э. железистый песчаник Высота 42 см; длина 80 см; ширина 24 см. Из коллекции В.С. Голенищева; происхождение: вероятно, Фивы

Бесспорным шедевром египетской коллекции является парная скульптурная группа жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи. Статуэтки выполнены из редкого эбенового дерева, ввозимого в Египет из южных областей Африки, глаза супругов инкрустированы стекловидной пастой. Стройные фигуры, тонкие конечности, наличие изысканных деталей - позолоченных украшений и роскошного женского парика, доносят до нас всю неповторимую и узнаваемую красоту лучших произведений древнеегипетского искусства.

 Верховный жрец Аменхотеп и жрица Раннаи. XV в. до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Дерево. Инкрустация золотом и пастой
Верховный жрец Аменхотеп и жрица Раннаи. XV в. до н.э. Египет. Новое царство. XVIII династия. Дерево. Инкрустация золотом и пастой

Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная.

Еще одна замечательная скульптура:

Скульптурная группа: Ниаи, писец, ведавший учетом добытого на приисках золота и наличного золота в Египте, с женой или матерью. Фивы, Египет. Новое царство, XIX династия, XIII-XII века до н.э. Известняк, краска
Скульптурная группа: Ниаи, писец, ведавший учетом добытого на приисках золота и наличного золота в Египте, с женой или матерью. Фивы, Египет. Новое царство, XIX династия, XIII-XII века до н.э. Известняк, краска

Мельчайшие детали мы видим на модели погребальной лодки:

II тысячелетие до н.э.
II тысячелетие до н.э.

Наиболее яркие, полностью покрытые росписями, саркофаги экспонируются в центральной части зала.

 Саркофаг египтянки Ташет. Египет, III-I вв. до н.э.
Саркофаг египтянки Ташет. Египет, III-I вв. до н.э.
-8

Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской. Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза.

Думаю, что посмотрев фотографии с этими экспонатами, Вам захочется посетить музей, или почитать литературу о Древнем Египте.

В ближайшее время напишу статью о выставке Сокровища гробницы Тутанхамона. Хорошего настроения, удачи, прошу подписываться на канал и активно комментировать, чтоб я понимала, что Вам интересно.