Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Болгарский анклав на территории СССР: зачем Москва отдала «братушкам» кусочек России и что из этого вышло

Болгарские лесорубы хищнически вырубали российскую тайгу и увозили добычу к себе домой. Или наоборот, болгары возвели в тайге благоустроенные города, в которых сейчас живут россияне. Оба утверждения и верные, и неверные одновременно. Попробуем разобраться в одной забытой истории из советского прошлого.

Обычный на первый взгляд дорожный указатель на въезде в населенный пункт – поселок Усогорск. На самом деле здесь, в непроходимых таежных лесах на севере Европейской части России, раскинулся настоящий болгарский анклав, просуществовавший почти 30 лет.

Фото 70-80-х гг. из открытых источников
Фото 70-80-х гг. из открытых источников

3 декабря 1967 года Советский Союз и Народная Республика Болгария подписали соглашение о заготовке и поставке советской древесины и пиломатериалов для нужд болгарского народного хозяйства. Как обычно, мы отдавали свои ресурсы за бесценок, ради эфемерного союзничества. Ходили слухи, что «шестнадцатая республика СССР» планирует закупать дешевый лес в капиталистической Канаде, а подобного допустить нельзя.

Делянки (лесосечный фонд), лесозаготовительную технику и материалы для жилого и промышленного строительства, а также электроэнергию, предоставляла советская сторона. А весь комплекс работ – от рубки леса до погрузки его в вагоны, вели болгарские товарищи.

За предоставленный в концессию «кусочек» советской территории, Москва получала около 60% производимой древесины и половину технической щепы, остальной лес уходил за рубеж к «братушкам».

Фото 70-80-х гг. из открытых источников
Фото 70-80-х гг. из открытых источников

В феврале 1968-го в Удорском районе Коми АССР высадились болгарские строители, а следом лесозаготовители. В глухих лесах они с «нуля» возвели поселки Усогорск, Благоево (назван в честь видного коммуниста, «болгарского Ленина») и Междуреченск, а в 80-е на карте появился четвертый поселок – Верхнемезенск.

В отдельные периоды здесь единовременно находилось до 20 тыс. уроженцев солнечной республики. Это в два раза больше, чем все остальное население Удорского района, чья территория сегодня приравнена к районам Крайнего Севера. А всего за неполные 27 лет, в рамках проекта, в Коми АССР побывало от 100 до 150 тыс. граждан НРБ.

Кто-то приезжал в длительные командировки вместе с женами и детьми, другие отправлялись в неприветливую и холодную советскую тайгу вахтовым методом. Некоторые болгарские вахтовики находили среди русских и коми девушек свою любовь.

Фото 70-80-х гг. из открытых источников
Фото 70-80-х гг. из открытых источников

Конечно, Советский Союз не мог допустить создания национального гетто, «болгартауна», у себя на территории, а потому в Удорский район со всех концов страны приезжали незамужние девушки для работы на предприятиях торговли и обслуживания, в социальных учреждениях. Советских мужчин вербовали для обслуживания лесозаготовительной техники.

В 80-е гг. болгары составляли примерно 70-80% населения «анклава». Усогорск – самый большой населенный пункт болгарских лесозаготовителей, здесь проживало около 12 тыс. человек.

В школах дети из Болгарии учились в одних классах с советскими детьми. Все школьники изучали русский и болгарский языки. В поселковом ДК работали кружок болгарского народного танца и хоровой коллектив болгарской песни. Жители совместно отмечали государственные праздники обеих «братских» стран.

А интернациональные свадьбы праздновались каждые выходные…

И лесорубы, и танцоры. Смотр художественной самодеятельности Удорского района. Фото 80-х гг. из открытых источников
И лесорубы, и танцоры. Смотр художественной самодеятельности Удорского района. Фото 80-х гг. из открытых источников

Кстати, именно из-за необходимости регистрировать браки с советскими гражданками, в столице Коми АССР – Сыктывкаре пришлось открыть консульство Народной Республики Болгарии, единственное в регионе дипломатическое представительство иностранного государства.

В политическом плане, болгарские поселения не являлись обособленной или закрытой территорией, там полностью действовало законодательство СССР. В воспоминаниях лесорубов прочитал, что болгарам было запрещено иметь огнестрельное оружие. Но в каждом лесовозе было припрятано охотничье ружье, без которого в тайге нельзя. Где они брали «стволы», не рассказывают…

В лесных поселках никаких бараков и вагончиков. Болгарские строители возводили уютные многоквартирные пятиэтажки, с просторной планировкой и магазином или пунктом службы быта в каждом доме. Напрямую из Софии в эти магазины поставлялись продукты (в том числе знаменитые овощные консервы) и промышленные товары.

Фото 70-80-х гг. из открытых источников
Фото 70-80-х гг. из открытых источников

Жители окрестных деревень специально приезжали в «Маленькую Болгарию», чтобы прикупить импортного дефицита. Во второй половине 80-х, когда нескончаемый поток приезжих стал опустошать магазинные полки, пришлось вводить продажу товаров по паспортам и талонам только для местных.

Болгары создавали инфраструктуру, словно собирались здесь оставаться на долгие-долгие годы. В поселке появилась больница, санаторий-профилакторий, библиотеки, детские сады, спортивные площадки.

Построили свиноферму, чтобы снабжать себя свежим мясом. В каждом поселке заработали хлебозавод, кондитерская и цех по розливу безалкогольных напитков. Издавали двуязычную газету.

При этом нужно понимать, что труд болгарских лесорубов был каторжным. Рабочий день по 10-12 часов и аврал на выходных в конце квартала считались нормальным. Ради плана начальники на местах плевали на трудовое законодательство и технику безопасности СССР и НРБ.

Зимой морозы доходили до 53 градусов, но никто по домам не грелся. На открытом воздухе трудились при минус 30-35 градусов, если меньше – прогревали технику.

Бригада Милко Стоянова, который за работу в Коми АССР стал Героем Социалистического труда НРБ. Фото 1979 г. из открытых источников
Бригада Милко Стоянова, который за работу в Коми АССР стал Героем Социалистического труда НРБ. Фото 1979 г. из открытых источников

С другой стороны зарплаты до 1000 руб. в месяц, вместе с бесплатными обедами, бесплатными трансфертами в Союз и обратно и полностью бесплатным жильем, привлекали все новых и новых желающих испытать «русские морозы».

Также для болгарских работников существовала своя льготная очередь на покупку советских автомобилей. Бывшие лесорубы рассказывали, как после годичной командировки в СССР привозили в родные края новенькую «шестерку» или «волгу» и покупали ладный домик на берегу Черного моря.

Советские лесозаготовители, молча, завидовали… А у болгар ходила такая поговорка:

«Отиде в Коми за „Волга“, а се върна с Олга» («Поехал в Коми за «волгой», а вернулся с Ольгой).

В 1981 году «Ленфильм» и болгарская государственная киностудия даже сняли совместный художественный фильм «Под одним небом», где рассказывается о нелегком, но радостном труде болгарских рабочих в советской тайге, о нерушимой дружбе граждан СССР и НРБ. С нашей стороны в картине сыграли Владимир Меньшов, Наталья Фатеева, Анатолий Рудаков и др.

Официальная киноафиша к фильму. Общественное дорстояние
Официальная киноафиша к фильму. Общественное дорстояние

Идиллия и дружба закончилась в 1994 году. Россия не стала продлевать межгосударственный договор и болгарские рабочие, многие из которых обзавелись семьями на местах, вернулись на родину. В поселках стали селиться русские и коми из окрестных сел.

Некоторая часть обрусевших болгар и потомков смешанных семей все-таки осталась. Сегодня в Усогорске проживает меньше 5 тыс. человек, а поселок Верхнемезенск вообще опустел.

Сотрудничество с Болгарией в области лесозаготовок в наши дни оценивается по-разному, мнения порой полярные. Одни заявляют, что болгары принесли «цивилизацию» в глухую российскую тайгу, сотрудничество было выгодным для СССР (тут большие сомнения), плюс осталось наследие, которое используется до сих пор.

Остались 7,7 тыс. км асфальтированных дорог, болгарские пятиэтажки заселены россиянами, социальная инфраструктура используется по назначению.

Фото 70-80-х гг. из открытых источников
Фото 70-80-х гг. из открытых источников

Другие приводят расчеты, фотографии, и утверждают о нанесенном экологическом уроне российским лесам. Возможно и так, но с другой стороны, если бы не болгары, то вырубили свои же…

И все равно бы продали за рубеж…