Найти тему
Наследники Византии

"Ермолинская летопись". Веселое чтение

Оглавление

Несмотря большую разницу в возрасте, с Василием Дмитриевичем Ермолиным меня связывает искренняя дружба. Ну разве 560 лет могут стать препятствием для отношений?

Василий Дмитриевич Ермолин

- родился приблизительно в 1420 году. Происходил из рода купцов - сурожан, а значит был связан с Крымом, с моей родиной. Почти земляк. Помимо купеческих интересов Ермолин, человек высокообразованный, знал языки, разбирался в химии, физике, архитектуре и истории.

- Ермолина называют первым русским реставратором.

До появления  мастеров - итальянцев  на Руси существовала и своя собственная уникальная школа зодчества
До появления мастеров - итальянцев на Руси существовала и своя собственная уникальная школа зодчества

В 1467 году  В.Д. Ермолин  восстанавливал недостроенный и сгоревший собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле,  а в  1471 году по приказу великого князя московского Ивана III отреставрировал   обрушившийся Георгиевский собор домонгольского времени в городе Юрьев-Польский.

Георгиевский собор в городе Юрьев-Польский.
Георгиевский собор в городе Юрьев-Польский.

В 1462 г.  Ермолин установил на   Фроловских воротах Кремля выполненные под его руководством резные каменные украшения Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.   Это дало повод некоторым ученым называть нашего героя еще и скульптором.

Скульптура святого Георгия.  Фрагмент, дошедший  до наших дней. Хранится в Третьяковской галерее.
Скульптура святого Георгия. Фрагмент, дошедший до наших дней. Хранится в Третьяковской галерее.

Откуда же известно столько подробностей?

Конечно, из "Ермолинской летописи".

Этот совершенно уникальный документ был открыт известным русским филологом и историком, основоположником исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы А. А. Шахматовым. Шахматов и дал название летописи.

"Ермолинская летопись" выделяется своими независимыми суждениями, ироничным тоном, а порой и насмешкой. Читать - одно удовольствие!

-4

Приведу один пример:

1463 год. Москва уже давно наложила на Ярославское княжество свою тяжелую руку, Ярославские князья доживают последние дни своей независимости. И тут в подклете древнего Спасского монастыря обнаружились нетленные мощи местных князей — Федора Черного и его сыновей.

С чего бы вдруг?

Я не буду сейчас обсуждать святость Федора Черного. Но людям 15 столетия было ведомо, что этот князь в свое время обвинялся во всех смертных грехах и даже в сыноубийстве.

И вдруг Федор Черный - чудотворец?!!!

Всем было понятно, что внезапное обретение чудотворных мощей - это последняя судорожная попытка Ярославского княжеского дома удержать свои права.

И вот мы читаем в "Ермолинской летописи":

Сии бо чудотворцы явишася не на добро всем князьям Ярославским: простились со всеми своими отчинами на век, отдали их Великому Князю Ивану Васильевичу.

Дальше автор иронизирует:

А после того в том же граде Ярославле явися новый чудотворец ???? Иоанн Огафонович Сущей: у кого село добро - отнял, а у кого деревня добра - отнял да отписал на Великого Князя, а кто будет сам добр, боярин или сын боярский, ин его самого записал.

Назвать "новым чудотворцем" великокняжеского дьяка Иоанна Огафоновича Сущея, который явился в Ярославль отбирать села и деревни - очень смело по тем временам.

А, может быть это был не дьяк? Может "Ермолинская летопись" называет "новым чудотворцем" самого Великого Князя Иоанна?!!! А "Сущей" - это злое прозвище, подобное жадному "Кощею", который над "златом чахнет"?

Чудеса в решете, да и только!

"Ермолинская летопись" дала нам очень много для понимания событий, происходивших в 15 веке. Мы пользовались этим историческим источником при написании нашей книги.

Исторический роман «Наследники Византии" опубликован на сайте Ridero.

Российская литература
0