Несмотря большую разницу в возрасте, с Василием Дмитриевичем Ермолиным меня связывает искренняя дружба. Ну разве 560 лет могут стать препятствием для отношений?
Василий Дмитриевич Ермолин
- родился приблизительно в 1420 году. Происходил из рода купцов - сурожан, а значит был связан с Крымом, с моей родиной. Почти земляк. Помимо купеческих интересов Ермолин, человек высокообразованный, знал языки, разбирался в химии, физике, архитектуре и истории.
- Ермолина называют первым русским реставратором.
В 1467 году В.Д. Ермолин восстанавливал недостроенный и сгоревший собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле, а в 1471 году по приказу великого князя московского Ивана III отреставрировал обрушившийся Георгиевский собор домонгольского времени в городе Юрьев-Польский.
В 1462 г. Ермолин установил на Фроловских воротах Кремля выполненные под его руководством резные каменные украшения Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Это дало повод некоторым ученым называть нашего героя еще и скульптором.
Откуда же известно столько подробностей?
Конечно, из "Ермолинской летописи".
Этот совершенно уникальный документ был открыт известным русским филологом и историком, основоположником исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы А. А. Шахматовым. Шахматов и дал название летописи.
"Ермолинская летопись" выделяется своими независимыми суждениями, ироничным тоном, а порой и насмешкой. Читать - одно удовольствие!
Приведу один пример:
1463 год. Москва уже давно наложила на Ярославское княжество свою тяжелую руку, Ярославские князья доживают последние дни своей независимости. И тут в подклете древнего Спасского монастыря обнаружились нетленные мощи местных князей — Федора Черного и его сыновей.
С чего бы вдруг?
Я не буду сейчас обсуждать святость Федора Черного. Но людям 15 столетия было ведомо, что этот князь в свое время обвинялся во всех смертных грехах и даже в сыноубийстве.
И вдруг Федор Черный - чудотворец?!!!
Всем было понятно, что внезапное обретение чудотворных мощей - это последняя судорожная попытка Ярославского княжеского дома удержать свои права.
И вот мы читаем в "Ермолинской летописи":
Сии бо чудотворцы явишася не на добро всем князьям Ярославским: простились со всеми своими отчинами на век, отдали их Великому Князю Ивану Васильевичу.
Дальше автор иронизирует:
А после того в том же граде Ярославле явися новый чудотворец ???? Иоанн Огафонович Сущей: у кого село добро - отнял, а у кого деревня добра - отнял да отписал на Великого Князя, а кто будет сам добр, боярин или сын боярский, ин его самого записал.
Назвать "новым чудотворцем" великокняжеского дьяка Иоанна Огафоновича Сущея, который явился в Ярославль отбирать села и деревни - очень смело по тем временам.
А, может быть это был не дьяк? Может "Ермолинская летопись" называет "новым чудотворцем" самого Великого Князя Иоанна?!!! А "Сущей" - это злое прозвище, подобное жадному "Кощею", который над "златом чахнет"?
Чудеса в решете, да и только!
"Ермолинская летопись" дала нам очень много для понимания событий, происходивших в 15 веке. Мы пользовались этим историческим источником при написании нашей книги.
Исторический роман «Наследники Византии" опубликован на сайте Ridero.