Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших немых фильмов — Часть 2 — «Стелла Марис» (1918)

Добрый день. Вы попали на вторую часть моего разбора списка лучших фильмов из эпохи немого кино по версии сайта silentera.com., и здесь сегодня я расскажу про предпоследнее место в этом топе, которое хорошо вопреки своему предпоследнему месту. Рейтинг КП - 6,2 ; Кол-во оценок - 206; Рейтинг IMDb - 6,9 ; Кол-во оценок - 1 607; Режиссёр - Маршалл Нейлан. Стелла Марис - хромая, но красивая девушка из богатой семьи. Благодаря заботе которой она защищена от всех невзгод и несправедливостей мира и не имеет представления о том, как жестоки могут быть люди. Юнити Блэйк же, выросшая в приюте, знает об этом не понаслышке. И вот обе девушки влюбляются в одного и того же человека, к тому же ещё и состоящего в неудачном браке. Сегодня, пожалуй, буду краток, и не столько потому, что я пишу это в 2 часа ночи, о чём вы не узнаете, потому как говорить вам об этом я не собираюсь, сколько ввиду того, что говорить здесь можно мало о чём. Я иногда говорю так, но при этом всё равно что-то говорю. Здесь же,
Оглавление

Добрый день. Вы попали на вторую часть моего разбора списка лучших фильмов из эпохи немого кино по версии сайта silentera.com., и здесь сегодня я расскажу про предпоследнее место в этом топе, которое хорошо вопреки своему предпоследнему месту.

100 место

"Стелла Марис"/"Stella Maris"(1918)

Рейтинг КП - 6,2 ; Кол-во оценок - 206;

Рейтинг IMDb - 6,9 ; Кол-во оценок - 1 607;

Режиссёр - Маршалл Нейлан.

«Стелла Марис» (Stella Maris, 1918)
Стелла Марис - хромая, но красивая девушка из богатой семьи. Благодаря заботе которой она защищена от всех невзгод и несправедливостей мира и не имеет представления о том, как жестоки могут быть люди. Юнити Блэйк же, выросшая в приюте, знает об этом не понаслышке. И вот обе девушки влюбляются в одного и того же человека, к тому же ещё и состоящего в неудачном браке.

Без спойлеров

Сегодня, пожалуй, буду краток, и не столько потому, что я пишу это в 2 часа ночи, о чём вы не узнаете, потому как говорить вам об этом я не собираюсь, сколько ввиду того, что говорить здесь можно мало о чём. Я иногда говорю так, но при этом всё равно что-то говорю. Здесь же, к сожалению ли или к счастью, не так. "Стелла Марис" 1918 года — действительно не самый подходящий для длительного обсуждения фильм.

Единственное, что я могу здесь сказать, это что кино действительно хорошее и приятное. Даже очень, что меня несколько удивило. Посему я и написал в вводной части, что он хорош вопреки своему предпоследнему место в топе. Кажется, что если мы говорим о топе лучших фильмов, то и последние места должны быть хороши, верно? — И как бы да, но сами понимаете, над последними местами думают при составлении подобных рейтингов в последнюю очередь, по очевидным причинам. Потому и ожидания от тех, кто занял одни из последних имеющихся мест, никакие, либо же не очень высокие.

Но фильм режиссёра Маршалла Нейлана с известной, особенно в ту пору, актрисой Мэри Пикфорд воистину произвёл на меня благоприятное впечатление. Могу даже заявить, что, при определённых обстоятельствах, могу порекомендовать эту картину кому-то в личном разговоре, ну либо же здесь вот, вам советую, кто это читает. На руку, безусловно, отчасти сыграло и то, что я почти ни при каких условиях не мог от этого творения ничего ожидать. Вот у предыдущего по топу фильма, у "Подполья" был "Оскар" за лучший сюжет в своём году, а у "Стеллы Марис" — ничего, вообще.

Это настолько малоизвестное кино, насколько это вообще возможно, оно буквально на той самой грани, где ещё один шаг и о нём забудут. Если вам интересно, что я понимаю под полным забытьём, в которое обозреваемая картина, к счастью, не попала, то для меня признаком абсолютной неизвестности фильма является тот факт, что его невозможно найти и посмотреть. Даже если судить чисто по цифрам, то конкретно на КиноПоиске "Стелла Марис" стала у меня в профиле одним из самых неизвестных просмотренных фильмов, он буквально в топе-10 по малоизвестности, при том, что у меня в профиле недавно перевалило за 1 000 отсмотренных творений. Ниже его по оценкам среди как бы киноклассики, о которой я рассказывал, только "Аут 1" и "История кино: Новая волна" Годара, которые занимают соответственно 5 и 9 место в топе чуть было не пропащих произведений.

-2

Короче вы видите, да, что я тут обсуждаю что угодно, кроме фильма. Ну попробуем про фильм. Лента отличная, даже сегодня смотрится очень бодро, а для своего времени это было ещё лучше. При том, что садился я за него в не самом располагающем к просмотру расположении духа, не в настроении, уже минут через 5 я прилип к экрану, а отлип, только когда в финальной сцене камера начала отдаляться от главных героев, из-за чего я сразу понял, что "а, уже всё". Думаю, не нужно пояснять, что для картины уже более вековой давности тот факт, что его интересно смотреть без всяких "но", является колоссальной похвалой, и одно это уже должно заставлять всех интересующихся кинематографом граждан нестись искать его.

Если вы ждёте подробностей, то зря, на самом деле. Тут история примерно как с фильмом "Дети райка" 1945 года, когда кино настолько простое, казалось бы, с простой достаточно историей, которая отдаёт классическими романами, но при этом оно настолько отдаёт этой приятной ламповостью, такой атмосферой, антуражем, оно так честно, приятно и с любовью сделано, что любые слова кажутся реально лишними. В случае с подобного рода картинами срабатывает принцип "определить — значит ограничить". От них просто веет теми же старыми романами XVIII века, мне сразу на ум приходят почему-то, скажем, Флобер и Цвейг. Можно, конечно, сидеть и пытаться объяснять, как тут актёры играют, про перипетии сюжета чего-то там, про декорации, но зачем это, если можно просто посмотреть и насладиться?

-3

Со спойлерами

Я настолько увлёкся при просмотре, что тот факт, что Юнити застрелит бывшую жену Риска и после этого за кадром убьёт себя, действительно стало для меня сюжетным поворотом. Когда в следующей за сценой расправы, по-видимому полицмейстеры показывают Джону записку Юнити и сообщают, что нашли её тело рядом с телом Луизы(жены Джона), то я аж чуть выпрямился, как мне показалось и как помнится. Когда уже отошёл от этого и смотришь в целом, видится, что такой поворот событий был на самом деле относительно предсказуем. Это не читается прям с первых же кадров, но уж после второй личной встречи Юнити и Стеллы в доме Джона что-то заподозрить можно было.

Но я зритель такой, при просмотре задумываюсь не особо, уж тем более, если меня завлекли и мне просто не до того, чтоб что-то там продумывать наперёд, — я смотрю здесь и сейчас и вкушаю. Так что да. Когда показали предсмертное письмо Юнити я аж чуть слезу не пустил. Оно ещё такое короткое, чуть простодушное. За девочку становится так обидно. Даже забывается, что она вообще-то человека застрелила. Справедливости ради, человеком Луиза была так себе. Она и Юнити чуть всю жизнь не испортила (хорошо, что Джон таки взял её — был бы кто другой, девчушка так и осталась бы изуродованным аутсайдером), и Джону гадила, и Стелле гадила, и планировала гадить дальше.

-4

Другое дело, что если рассматривать это не с точки зрения прекрасных и наивных главных героев, а как современный, суровый и преисполненный здравого смысла зритель, возникает вопрос, а был ли поступок Юнити так уж необходим именно в таком виде. Во-первых, а настолько ли Луиза была опасна, что понадобилось её убийством брать грех на душу? Она один раз словами разбила сердце юной Стелле Марис, и вряд ли девушка стала бы вновь сюда приходить, давая Луизе шанс поиздеваться. Если проблема была в том, что она всё ещё жена Джона, то, ну... наверно, можно было бы развестись? Понятно, что кабы всё было так просто, он бы это уже сделал, но всё же. Вдобавок, ладно это, но уж себя убивать было совсем уж отчаянным решением Юнити. Очевидно, она могла бы просто уйти после содеянного, но проблема была ещё и в том, что она бы не смогла всё отпустить и жить дальше(по крайней мере, она так думала), и они не смогли бы просто быть вместе, зная, что где-то в мире ещё скитается бедная и одинокая девочка, так много для них сделавшая. Поэтому так.

Юнити была едва ли хорошо образована, юна и невинна, поэтому руководствовалась исключительно чувствами, что и привело её к такому концу. Конец жестокий, умереть рядом с тем, кого сам ненавидел и прикончил, но при этом дающий шанс небезразличным вам людям жить дальше счастливо и спокойно. И так и случилось. Хоть в фильме это не проговаривается, но зритель и сам в последней сцене видит наслаждающихся жизнью Джона и Стеллу вместе и понимает, что без сироты Юнити Блейк ничего этого не было бы. Её имя не просто так означает "единство". Спасибо, Юнити.

Послесловие

"Стелла Марис" 1918 года — это кино настолько старое, насколько же и приятное. От этой картины действительно исходит аромат старых классических романов о любви, о старом укладе жизни, и тому подобное. Мэри Пикфорд сыграла здесь сразу двух персонажей, разных, но при этом таких похожих, и проделала свою работу блестяще. Я только после просмотра узнал, что она играла сразу две эти роли. Работа режиссёра, сценариста, костюмера, подборщика декораций не нуждается в комментариях ввиду качества, которое пробивается к вашему взгляду и душе прямо сквозь плёнку вековой давности, ровно как это же делает и история, которая проста, но подано и сделано оно так, что вызывает искренний интерес и эмоции.

Всё настолько гармонично и приятно, что не хочется даже говорить о каких-то мелочах. Из положительных: музыка в сцене избиения Юнити хорошая. Да и в целом, саундтрек от Моравского филармонического оркестра и композитора Филипа Карли хорош. Из разряда интересных фактов с негативным оттенком: в финальных кадрах, когда камера отъезжает, видно по небольшой тряске, что это буквально камеру увозят на машине подальше, там даже кадр не центрирован на персонажах, что сразу в глаза бросается.

Но в общем контексте этого фильма это, я повторюсь, такие мелочи, что я даже в основном тексте о них не упомянул, а лишь здесь, в завершении. Поэтому, говоря кратко: "Стелла Марис" — отличный фильм даже на сегодняшний день, без всяких скидок на возраст, с душой сделанный, интересный и вызывающий эмоции. Рейтинги в районе 6,2 баллов абсолютно точно занижены, они должны быть как минимум на балл выше, а то и больше. Почти неизвестен фильм незаслуженно, я настоятельно рекомендую вам его посмотреть и посоветовать всем знакомым, дабы о нём узнало как можно больше людей.

Очень надеюсь, что следующие по топу картины будут такого же качества. Как бы то ни было, я крайне рад, что познакомился с этой прекрасной картиной, к которой захотелось вернуться сразу же после первого просмотра.