Всех приветствую, особенно подписчиков, но и мимо проходивших не обделяем. Вы зашли на первую статью с разбором списка лучших фильмов эпохи немого кино по версии сайта silentera.com. После некоторых раздумий и колебаний я всё же решился взять и начать разбирать именно этот список.
Почему был взят именно этот список? 1. Познавательная, а про немые фильмы составили список только на silentera.com.; 2. Относительно списка "Sight&Sound", этот довольно короткий, всего 101 позиция; 3. Мне надоело смотреть фильмы в оригинале с субтитрами, там всегда куча болтовни, поэтому взял список таких фильмов, где этого априори меньше. Как-то так.
С введением вроде закончили. Теперь можно начинать погружение.
101 место
"Подполье" / "Underworld" (1927)
Рейтинг КП - 7,0; Кол-во оценок - 488;
Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 3 554;
Режиссёр - Джозеф фон Штернберг, Артур Россон.
Гангстер Булл Вид, некоронованный король преступного мира, подбирает спившегося и опустившегося адвоката, помогает ему и даёт кличку Роллс-Ройс. Образованный Роллс-Ройс становится мозгом банды Булла. Дело осложняется, когда Роллс-Ройс и девушка Булла по прозвищу Перья влюбляются друг в друга…
Без спойлеров
Победитель самой первой церемонии премии Оскар 1929 года в номинации... "Лучший сюжет". Да-да, сейчас такой уже нет. Как я понимаю, её со временем заменили на "Лучший оригинальный сценарий", так как номинация "Лучший адаптированный сценарий" уже была, — в том же году её выиграл фильм "Седьмое небо", о котором мы далее по списку поговорим.
Ну а если говорить про лучший сюжет 1929 года, то он сейчас, полагаю, не так хорош, как 95 лет назад. Однако учитывая, что я сейчас засел за список, в котором абсолютно каждая лента устарела как минимум технически, то мне видится, что понимание того, что всё просмотренное в своё время смотрелось априори куда лучше, стоит в статьях с разбором этого списка подразумевать само собой, автоматически. Иначе я в каждой статье буду упоминать, что "да, сейчас оно не очень, но во времена своей молодости она ух была...". Хотя я и так наверняка буду вынужден это повторять. Что поделать.
Так что да, сюжет как будто бы и для конца 1920-х не самый такой из ряда вон, хотя как знать. Если говорить об истории, то это скорее драма/мелодрама, нежели криминал какой-то там. Криминал здесь воплощается в виде персонажа, сыгранного Джорджем Бэнкрофтом, и в последней трети может чуть. То есть никаких там посиделок с игрой в покер от Роберто Де Ниро и Джо Пеши здесь нет, да, это минус, конечно, но попробуем это дело простить. Перестрелок каких-то ровно полторы штуки я насчитал.
А вот любовный треугольник здесь и в целом места больше занимает, и экранного времени буквально говоря у него больше, и именно он является первопричиной старта основной истории. Кроме того, что Булл Вид взял Роллс-Ройса к себе, — это происходит в прологе, но это ж именно пролог, а не начало непосредственно конфликта. Это, если что, не спойлеры, это в описании ленты указано.
Снято неплохо, даже пара интересных для своего времени ракурсов есть. Актёры хорошие, без лишней экспрессии, без пучащихся глаз и заламывания рук, что можно было бы ожидать от немого кино. Нарратив простенький, но рабочий, вопросов к происходящему не имею. К реалистичности этого самого произошедшего есть немного, но это уже другой вопрос. Смотреть в целом скорее интересно, чем нет, но выделяется здесь финал, последние минут 20. Вот там без всяких "но" интересно было.
Поэтому пусть "Подполье" и считается одним из основоположников криминального жанра в кино, вдохновившем те фильмы в этом направлении, которые все мы сегодня знаем, но вы, читающие это, не обманывайтесь. Вдохновить-то может и вдохновило, кто спорит, но в центре здесь история любви и...
Со спойлерами
... и принятия, судя по концовке, я полагаю? Скорее именно финал больше про принятие. В последнем акте, те самые завершающие 20 минут, Роллс-Ройс и Фезер уходят на второй план, и Булл становится, по сути, главным героем. Даже последняя сцена и последняя фраза именно за ним. Фраза, кстати, хорошая, милая, про то, что "этот час стоил больше, чем вся моя жизнь", как-то так. Это довольно удачное решение для этой истории, так как любовь Ройса и Фезер драматически уже понятно и показана, нам её демонстрировали всю середину, начиная минуты с 20-ой фильма.
А вот сам Булл Вид, который как бы первопричина всего, всё это время был ну как бы одним из троицы главных героев, но он явно был больше в тени, скорее условие, чем персонаж. Поэтому передать вожжи ему в конце именно этого сюжета я вижу удачной идеей. Это позволило завершить основные конфликты на яркой ноте, без всяких долгих этих прений и разбирательств в духе "да я люблю тебя!". Ну потому что они забаррикадированы, а за стеной на улице куча обстреливающих их полицейских, — довольно ярко, да.
Насколько хорошо драматически то, что Булл Вид осознал, что друзья действительно друзья, что они искренне пытались его спасти, несмотря на то, что они знали, что он препятствие для их любви, и пожертвовал собой, дабы они могли жить счастливо? Драматически — хорошо, эмоция нужная выработана. Насколько это реалистично? — Уже сложнее. Дело не только в том, что есть некоторые сомнения, что Булл, вальнувший конкурента из-за того, что тот приставал к его девушке, так просто дал бы им с Ройсом добро на счастье, — там условия экстремальные, поэтому он не "так просто" им это позволил и одобрил, — а в том, что полиция по какой-то причине выстроилась ровненько перед нужным домом, а соседний, через который предполагается сбежать влюблённым, дескать вообще никак не охраняется и можно спокойно выйти. Почему-то. Хотя это ж соседний дом.
Ну да ладно уж, реалистичность эту. Не документалка, в конце концов. Да, есть сомнение, что Булл, даже узнавший о попытке друзей помочь, вот прям пожертвовал бы собой, но сомнение — это лишь сомнение, не знание. Драматически это работает. Драматически нет смысла спрашивать "а почему он просто не ушёл с ними, а после не разбежались, он туда, а они туда?", потому что дело было именно в нём, в Булл Виде. Они не смогли бы жить спокойно и счастливо, зная, что он где-то есть и страдает, и сами были из-за этого мучились виной, потому как он очень много для них обоих сделал. Другое дело, что едва ли чувство вины исчезнет у этой парочки после того, как его казнят в тюрьме, это да, как будто бы такой необходимый минимум страданий, которого главным героям не избежать.
Но драматически, опять же, всё хорошо. Вы можете понять влюблённую парочку, которая хочет быть вместе, но не может, чтоб не ранить чувства Вида. Вы можете понять Булл Вида, который как бы гангстер, занимается не очень хорошими вещами, но он человек не такой уж плохой, — его цитата "Мне не нужна помощь, это я помогаю другим" (авторский перевод) даже как слоган указана, — он помог обоим персонажам, и в конечном счёте пожертвовал собой, дабы они могли жить спокойно и счастливо. Так что всё хорошо с этой концовкой, определённо. Прям реветь не ревел, но очень хорошо.
Послесловие
"Подполье" — это довольно ровный мелодраматичный фильм с налётом криминала (не верьте, если кто говорит, что наоборот, криминал с налётом романтики), который большую часть времени идёт спокойно, ничего такого, но который очень вытягивает сильный финал. Собственно, фильм недолгий, 1 час 20 минут всего, поэтому идея посмотреть его ради последних 20-30 минут не кажется такой уж страшной. Тем более, что и до этого там всё в порядке, — как я и сказал, "ровно". Вся суть, весь драматизм главного конфликта там очень понятно и добротно передан. Поэтому фильм режиссёра Джозефа фон Штернберга в целом хорош. Смотреть можно.