Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1. Понятие наглядного обучения. Сущность условно-графических методов наглядности
1.2. Методика работы с условно-графической наглядностью как альтернативный способ формирования представлений учащихся на уроках истории
2. Методические пути формирования представлений учащихся на уроках истории в 7 классе посредством наглядности
2.1. Анализ учебников по истории в 7 классе
2.2. Проектирование урока истории в 7 классе, направленного на формирования представлений учащихся посредством наглядности
Заключение
Список источников и литературы
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Курсовые, дипломные работы по педагогике. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что историческое образование занимает важное место в содержании современного школьного образования. Процесс трансформации общественно-политических отношений, происходящий в российском обществе, не обошел и систему образования, дав мощные импульсы для совершенствования его содержания, развития инновационной деятельности, форм и методов обучения.
Обновленная система образования должна быть такой, чтобы каждый ученик был достаточно подготовлен к полноценной и сознательной жизни в меняющихся реалиях современного общества, к саморазвитию и самореализации, имел важные жизненные компетенции. Оптимальные методики преподавания должны формировать у учащихся желание и умение самостоятельно учиться всю дальнейшую жизнь, успешно сотрудничать, общаться с другими людьми, самостоятельно решать проблемы профессионального и социального самоопределения. Традиционный тип обучения с помощью готовых образцов, усваиваемых путем заучивания, не способствует развитию творческой личности.
Современная психологическая наука отмечает потребность распределить обработку учебной информации – разгрузить словесно-языковой канал обработки информации, загрузить визуально-пространственный, который в учебном процессе почти не задействован.
Учебные программы по истории оставляют широкое поле для творческого поиска и апробации учителем как собственных, так и заимствованных и адаптированных под педагогический стиль дидактичных средств, методик, технологий, с учетом, прежде всего, их эффективности актуальности и того, как они способствуют повышению уровня формирования исторических компетентностей учеников. Актуальной стала проблема использования таких средств и методик, которые бы не просто давали знание, но и формировали исследовательские способности, привлекали к научному поиску, адаптировали к дальнейшей социальной жизни, помогали определиться с будущей профессией, то есть способствовали интеллектуально-профессиональной социализации школьников.
Альтернативу репродуктивной системе обучения составляет инновационная технология, главной функцией которой являются "умения" и "навыки", где проявляется роль личности ученика, рост его самостоятельности. Помимо уже разработанных систем организации урочной деятельности обратимся к альтернативному способу организации данного типа обучения путем применения наглядности. Группировка учебного материала в лаконичных рамках схем, таблиц, графиков, диаграмм позволяет рационально построить учебный процесс, облегчает восприятие и усвоение учащимися сложного материала, развивает логическое мышление.
Теоретическая основа курсовой работы базируется на современных научных взглядах и методических разработках. Исследованием проблемы использования наглядности на уроках истории занимались отечественные ученые-методисты, такие, как: Р. М. Алдонгаров, Н. В. Аммосова, З. С. Галаева, А. Т. Джумагулова, Г. Джумамырадов, Е. А. Клыченко, М. В. Короткова, Е. Н. Кудрявцева, Е. С. Лобанова, В. Ф. Мезенцев, Н. М. Попов, А. О. Спицына, Ю. В. Шельдешова и др.
Объектом исследования является процесс обучения на уроках истории в 7 классе.
Предметом исследования выступают методы наглядности в формировании представлений у учащихся 7 класса на уроках истории.
Гипотеза исследования. Разработка уроков истории с использованием средств условно-графической наглядности, которые бы дали возможность наиболее эффективно организовывать работу и позволяли учащимся усвоить, осознать исторические процессы, явления и события является средством формирования исторических представлений учащихся 7 класса.
Цель курсовой работы исследование наглядности как средства формирования представлений учащихся на уроках истории в 7 классе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие наглядного обучения и сущность условно-графических методов наглядности;
- изучить методику работы с условно-графической наглядностью как альтернативным способом формирования представлений учащихся на уроках истории;
- провести анализ учебников по истории в 7 классе;
- спроектировать урок истории в 7 классе, направленный на формирования представлений учащихся посредством наглядности.
Методами исследования. В работе использован теоретический анализ педагогической и методической литературы, а также применены такие методы познания, как: анализ, синтез и обобщение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1. Понятие наглядного обучения. Сущность условно-графических методов наглядности
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия явлений и предметов или с помощью их изображений. Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Ученики не имеют возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства. Визуальное обучение затрагивает не только область чувств при восприятии прошлого, но и область мышления и выполняет ряд функций.
Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение. Наглядное обучение развивает наблюдение, воображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому [17, с. 67].
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в XVII в. Я. Коменский: "...все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, то, что услышано, – слухом, запахи – обонянием, то, что смакует, – вкусом, доступное прикосновению – путем прикосновения. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами" [5, с. 28-29].
2. Методические пути формирования представлений учащихся на уроках истории в 7 классе посредством наглядности
2.1. Анализ учебников по истории в 7 классе
Учебно-воспитательный процесс современной школы направлен на формирование гармонично развитой, творческой личности. Для успешного решения поставленной задачи ведется активный поиск новых форм и методов обучения и воспитания семиклассников. Их основное содержание заключается в оптимальном сочетании национального и общечеловеческого, что дает возможность школе воспитывать гражданина и патриота, который любит свой народ и в то же время уважает другие народности и национальные меньшинства.
В Федеральном перечне учебников для 7 класса на 2022-2023 год, перечислены следующие учебники истории для семиклассников (табл. 1).
Таблица 1
Учебники истории для 7 класса из ФПУ
1) История России. 7 класс: учебник / Вовина В. Г., Баранов П. А., Пашкова Т. И. и другие; под редакцией Тишкова В. А. 3-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 240 с. [13] Учебник охватывает двухсотлетний период истории нашей страны – с XVI по XVII в. При отборе материала особое внимание обращено на воссоздание картины повседневной жизни людей того времени и знакомство с многообразием культурного наследия рассматриваемой эпохи, что должно способствовать формированию ценностных ориентаций учащихся. Учебник даёт возможность углублённого изучения предмета. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Допущено Министерством просвещения Российской Федерации.
2.2. Проектирование урока истории в 7 классе, направленного на формирования представлений учащихся посредством наглядности
Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация"
Цели урока:
1) Определить причины и процесс появления протестантских верований в Европе;
2) Обучить учащихся:
- определять основные положения протестантизма (лютерантства, кальвинизма и англиканской церкви);
- характеризовать деятельность католической церкви в борьбе с Реформацией (Контрреформация);
- развивать умение анализировать и обобщать, определять суть исторического явления и события, высказывать собственное мнение, работать с картой, источниками информации, исторической терминологией;
- воспитать непримиримое отношение к жестокости.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник по всемирной истории для 7 класса (Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учеб. для общеобразовательных организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под ред. А. А. Искендерова. – М. : Просвещение, 2022. – 239 с.), атлас и контурная карта (Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс), электронная карта "Европа в XVI в.", оформленная доска (основные термины и понятия), портреты М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина, И. Лойолы, Генриха VII, интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний
Беседа:
1. Как последствия Великих географических открытий повлияли на мировоззрение и мировосприятие европейцев?
2. Что представляла собой католическая церковь в начале XVI в.? (опережающее задание – 1 ученик)/
Схема №1 – Христианство и его основные течения