Найти тему
Культурный Шок

Фильм, который растоптал лично Сталин

Оглавление

Наследие Иосифа Сталина – это не только грандиозные индустриальные проекты и достижения, но и трагедии миллионов, прошедших через репрессии и лагеря. Но не стоит забывать и о том, какую роль в его политике играла культура, особенно киноискусство, которое он считал мощным средством воздействия на сознание народа. Начиная с 1930-х годов, Сталин активно участвовал в создании фильмов, иногда ставя себя на должность режиссера, сценариста, продюсера и цензора в одном лице.

Одним из самых известных проектов, в который Сталин вмешался лично, стал фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Сталин изначально поддерживал создание этой картины, видя в образе Ивана IV аналогию с собственной ролью как сильного правителя. Однако в процессе работы Эйзенштейн настолько постарался, что одну из картин осудили, раскритиковали и запретили на многие годы. Давайте разберемся почему.

Оборонное кино

Фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» стал по настоящему уникальным произведением сталинской эпохи. Его создание началось в 1941 году, незадолго до начала Второй мировой войны. Существует мнение, что Сталин был основным инициатором этого проекта. В начале января 1941 года председатель Верховного Совета РСФСР Андрей Жданов предложил Эйзенштейну снять фильм о царе Иване Грозном, в котором должна была быть отражена прогрессивная роль его деяний, а также проведены параллели с современным временем.

Сценарий к «Ивану Грозному» был утвержден непосредственно Сталиным. Работы над фильмом продолжались на протяжении всей войны, с 1941 по 1945 год, и продлились благодаря решению самого Сталина, после того как Эйзенштейн обратился к нему с письмом. Таким образом, во время войны глава СССР находил время для непосредственного контроля за процессом съемок.

-2

В создании картины участвовали выдающиеся деятели искусства своего времени. Режиссером выступил Сергей Эйзенштейн, главную роль исполнил Николай Черкасов, который был любимым актером Сталина. Операторы Андрей Москвин и Эдуард Тиссе, композитор Сергей Прокофьев и другие знаменитости также внесли свой вклад в создание этого фильма.


20 января 1945 года на экраны вышла первая серия фильма «Иван Грозный». Этот фильм быстро завоевал статус главного кинопроекта года, получив восторженные отзывы как от советских зрителей, так и от критиков. Вскоре после этого он был признан и за пределами СССР. Чарли Чаплин, знаменитый киномагнат, высоко оценил работу Эйзенштейна, сказав: «„Иван Грозный“ — это величайший исторический фильм, который когда-либо был снят. Его атмосфера восхитительна, а красота превосходит всё, что я видел до сих пор в кино».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вторая часть, на фоне успеха первой, не заставила себя долго ждать, и через год Сталину представили продолжение. Однако Сталин, будучи верховным режиссером, не сделал поблажек Эйзенштейну за первый фильм и решительно прошелся по второму – фильм сразу же был запрещен.

Что не так?

Сталину не понравилось, как Эйзенштейн изобразил царя — неуверенного в себе, терзаемого внутренними конфликтами лидера. В глазах советского вождя Иван IV должен был быть показан как сильный правитель, который, не раздумывая, укрепляет государство и подавляет врагов.

Для Сталина Иван Грозный был не просто исторической фигурой — это был символ, отражающий его собственные взгляды на власть. В его интерпретации Иван был защитником государства, подавляющим внутреннюю оппозицию и не допускающим западного влияния. Именно этот идеал Сталин хотел видеть на экране​.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вмешательство Сталина в создание фильма также касалось изображения опричников, личной гвардии Ивана. Эйзенштейн изобразил их как жестоких фанатиков, что вызвало у Сталина крайне негативную реакцию. Он считал, что опричники играли важную роль в укреплении центральной власти, и аналогия с американским Ку-Клукс-Кланом, проведённая режиссёром, была для Сталина неприемлема.

На встрече с Иосифом Сталиным в феврале 1947 года, к которой Эйзенштейн долго готовился, судьбу картины сразу же решили одним вопросом: «Вы изучали историю?»

После критики от верховного режиссера Эйзенштейн принялся за переписывание работы, но не успел завершить её. В 1948 году он скончался от болезни. Второй фильм же еще на 10 лет остался пылиться на полках архива, с которых его достали уже после смерти Иосифа Сталина.

-5

Спасибо за внимание, всем хорошего дня!