Найти в Дзене
УЛА керамика

Обжиг керамики. На какую температуру обжигать глину и глазури?

Приветствую! Выбирая материалы для изготовления керамики, мы учитываем диапазон температуры, при которой обжигается готовое изделие. Первостепенно – температура спекания глины и температура для глазури должны совпадать. Это важное условие, потому что при недостаточной температуре глина недожжётся, и не станет керамикой, а глазурь останется матовой, непонятного цвета, и нестабильной. При повышенной же температуре, изделие просто расплавится, и превратится в бесформенную коричневую лепёшку. Давайте с самого начала определимся с основными понятиями. Когда глина перестаёт быть глиной, и становится «керамикой»? Вот мы слепили из мягкой, пластичной глины изделие. Оно высохло, перестало быть пластичным, и стало твёрдым, но хрупким. Глина пока так и осталась глиной. Всё, что произошло – это из неё вышла влага, которая была между слоями. На этом этапе можно увидеть, что изделие стало немного меньше по размеру – оно дало усадку. Следующий этап – утельный обжиг. Обычно он делается на температуру
Оглавление

Приветствую! Выбирая материалы для изготовления керамики, мы учитываем диапазон температуры, при которой обжигается готовое изделие. Первостепенно – температура спекания глины и температура для глазури должны совпадать. Это важное условие, потому что при недостаточной температуре глина недожжётся, и не станет керамикой, а глазурь останется матовой, непонятного цвета, и нестабильной. При повышенной же температуре, изделие просто расплавится, и превратится в бесформенную коричневую лепёшку.

Глина расплавилась в муфельной печи во время обжига
Глина расплавилась в муфельной печи во время обжига

Давайте с самого начала определимся с основными понятиями.

Что такое керамика?

Когда глина перестаёт быть глиной, и становится «керамикой»? Вот мы слепили из мягкой, пластичной глины изделие. Оно высохло, перестало быть пластичным, и стало твёрдым, но хрупким. Глина пока так и осталась глиной. Всё, что произошло – это из неё вышла влага, которая была между слоями. На этом этапе можно увидеть, что изделие стало немного меньше по размеру – оно дало усадку.

Следующий этап – утельный обжиг. Обычно он делается на температуру до 1000 градусов. Он нужен для того, чтобы глина стала более прочной, и с ней можно было дальше работать: зачищать неровности, наносить краски, деколи (переводные рисунки), глазури. В утельном обжиге из глины выходит вся-вся вода, даже которая не вышла на этапе сушки. Происходит спекание массы: разрушение старых структур, и формирование новых, более прочных. На этом этапе изделие принято называть «черепок», «бисквит» (для фарфора). Изделие становится ещё чуть меньше размером.

Второй обжиг – политой – делается на максимальную для глины (и глазурей) температуру. В этом обжиге происходит процесс витрификации. Простыми словами, процесс стеклообразования. Почему так происходит, и зачем это нужно? Керамическая масса, из которой мы лепим, состоит из нескольких компонентов. В их число входят полевые шпаты (породообразующие минералы) и кварц. При температуре выше 1000 градусов шпаты начинают плавиться сами, и плавить кварц. Расплавленный кварц, как нам известно с детства – это стекло. То есть, чем больше кварца расплавится, тем больше будет стекла в изделии. А значит, оно будет менее пористым, и, следовательно – более прочным. Происходит максимальная усадка изделия.

Только когда в глине завершатся процессы спекания и витрификации, её можно называть керамикой.
Керамика ручной работы
Керамика ручной работы

Когда вы покупаете керамическую массу, производитель указывает диапазон температур для этой массы. Обычно это 2 цифры: например, 1000 градусов и 1250 градусов. Как «читать» эту информацию? Это значит, что производитель рекомендует делать утельный обжиг на 1000 градусов, и политой на 1250 градусов. И ни в коем случае это не означает, что массу можно обжечь на 1000 градусов, и так и оставить. Как мы поняли, все необходимые процессы для того, чтобы глина стала керамикой, должны обязательно пройти. А проходят они при обжиге на максимальную для этой массы температуру. То есть, в нашем примере это 1250 градусов.

Рекомендации производителя по температуре обжига глины
Рекомендации производителя по температуре обжига глины

Что делать, если печь не умеет обжигать на такую высокую температуру? Выбирать массу с низкой максимальной температурой спекания. Например, 1050-1100 градусов.

Давайте рассмотрим, какие вообще бывают

Массы по температуре спекания.

Низкие массы. Бывают светлые и красные. Как я уже сказала, максимальный обжиг для таких масс 1050-1100 градусов. Часто они остаются при этом пористыми. Их еще называют майоликовыми массами. Для этих масс часто утель и политой обжиги делают на одной температуре, потому что черепок остаётся пористым даже при обжиге на свою максимальную температуру.

Средние массы. В народе их называют высокими, потому что в массовой ремесленной керамике это максимальные температуры, на которых мастера жгут. Однако, вообще в керамике это считаются средними температурами, т.к. бывают и выше. Средние массы жгут на температуру 1200-1250 градусов. Обычно при такой температуре масса спекается «в ноль», то есть её водопоглощение стремится к нулю (3-0%). Эти массы называют каменными. Из таких масс чаще всего делают функциональную посуду. Эта керамика более прочная, чем низкая, и процент брака (отскок глазури, цек, и проч.) существенно ниже. Тем не менее, я встречала высокую массу, у которой процент водопоглощения был такой же, как у низких масс – 10-13%, то есть черепок не спекался «в ноль» даже на максимальной температуре.

Водопоглощение – это способность готового изделия впитывать воду. Его нужно знать и учитывать, чтобы из сделанной вами чашки чай не просачивался на стол через донышко, а из вазы с цветами – вода.

Высокие массы. Обжигаются на 1280-1350 градусов. Фарфор, например.

Существует две основных схемы обжига керамики: фарфоровая и фаянсовая.

Несмотря на такие названия, эти схемы годятся не только для фарфора и фаянса, а для всех керамических масс.

Фарфоровая схема: низкий утель, высокий политой.

Обжигая глину низко, мы получаем достаточно прочный черепок, которые не расплывается, если его намочить (окунуть в глазурь, например), и при этом он остаётся ещё очень пористым, чтобы быстро впитывать воду. Это свойство позволяет легко глазуровать изделия: глазурь сразу прилипает к черепку, и сохраняется на нём до обжига. Максимально распространённая схема, по которой работают, только если не требуется обратного.

Фаянсовая схема: высокий утель, низкий политой.

Используют, для фаянса, а также когда глина высокая, а глазурь низкая. Тогда черепок спекают на максимальную для него температуру, и после этого наносят глазурь. Так как черепок уже спёкся, то его можно второй раз безбоязненно обжечь на температуру ниже. Его уже не «поведёт», он не даст бОльшую усадку. Неудобство заключается в том, что черепок не пористый, он не впитывает влагу, а значит заглазуровать его – это целое приключение. Глазурь просто скатывается с поверхности, как с гуся вода. А даже если и задерживается, то сохнет целую вечность, и отваливается при малейшем прикосновении. Мастера хитрят: греют черепок перед нанесением, сушат феном после нанесения, и несут в печь, стараясь не дышать)) В обжиге таких изделий больше вероятность брака глазурного покрытия: сборка, проплешины.

Сборка глазурного покрытия. Здесь использовано как эффект.
Сборка глазурного покрытия. Здесь использовано как эффект.
Словом, проще и удобнее брать материалы, подходящие друг к другу по температуре.

Если вы возьмёте высокую глину и низкую глазурь, ещё есть способ их совместить через фаянсовую схему обжига. А вот если наоборот – низкая глина и высокая глазурь – это совсем не сработает. Потому что в недожжённой глазури, так же, как и в глине, не произойдут все необходимые процессы, и она не станет тем красивым и прочным стекловидным покрытием, которым должна стать. На фото ниже одна и та же глазурь, обожжённая с разницей в 70 градусов. На свою максимальную температуру она глянцевая, блестящая, сочная, жирная. А на температуру ниже - матовая, шершавая, не добрала цвет, и вообще похожа на застывшую лаву.

Что будет, если не дожечь глазурь
Что будет, если не дожечь глазурь

А если обжигать на температуру глазури - высоко, то низкая масса расплавится, и станет буквально лепёшкой. Прилипнет к лещадке (полка в муфельной печи), и заплюёт спирали. Тут уже неважно будет, дожглась ли глазурь. Печь бы спасти.

Итак, у нас два основных правила:

1. Выбираем материалы, схожие по температуре обжига: низкая масса + низкая глазурь. Средняя масса + средняя глазурь. Высокая масса + высокая глазурь.

2. Обжигаем и глину, и глазурь на максимальную для них температуру.

Роспись керамики подглазурными красками.
Роспись керамики подглазурными красками.

Что делать, если вы не планируете вообще покрывать глину глазурью? В таком случае, допустимо сделать один обжиг, сразу на максимально рекомендованную температуру. То есть, минуя утель.

Пиалы не покрыты глазурью. Глина и молочение.
Пиалы не покрыты глазурью. Глина и молочение.

Можно ли обжечь глину на температуру чуть ниже заявленной? Например, не на 1280 градусов, а на 1250? Можно. В целом, ничего особенного не случится. Да, черепок не обретёт максимальную свою прочность, однако на таких высоких температурах, и при таких маленьких погрешностях (в пределах 30 градусов), он уже будет достаточно спечён для использования. У меня есть посуда, обожжённая на 1220 градусов, при максимальной температуре глины 1250 градусов. Я ей успешно пользуюсь уже несколько лет, всё в порядке. Просто помните, что процесс витрификации начинается от 1000 градусов, и заканчивается на максимальной температуре спекания для конкретной массы. Чем выше температура – тем больше кварца расплавится, и тем больше образуется стекла.

Посуда ручной работы.
Посуда ручной работы.

А насколько важно дожигать глазурь? Сейчас российские производители делают массу тестов со своими глазурями, и выкладывают результаты у себя на сайтах. На самом деле, всё зависит от состава глазурей. Какие-то высокие глазури уже вполне себе дожигаются (становятся стабильными, проходят тест на кислотостойкость) при более низких температурах, чем заявленные. Многие низкие глазури успешно переживают высокие обжиги, и тоже остаются стабильными. Тут нужны тесты, и именно с вашей массой. Потому что пара «масса+глазурь» очень на многое влияет. Ведь в составе разных масс могут быть разные компоненты, которые по-разному будут реагировать с компонентами глазурей. И тот фокус, что прошёл с одной глиной, может не сработать с другой. Здесь вариант только изучать опыт других мастеров, и делать тесты со своими материалами.

Делайте тесты! :)
Делайте тесты! :)

В завершение хочу отдельно выделить ещё один низкий обжиг: до 850 градусов. Это всегда финальный обжиг. Используется для закрепления надглазурных красок, люстровых красок, препаратов золота, платины. Это уже не про спекание глины, а только про декор.

Ну, и, раз уж на то пошло, то есть ещё супер-мега-низкий обжиг: 150-300 градусов. Это для молочения 😊 Ещё такие температуры используют для ускоренной сушки сырых изделий перед обжигом.

Доверяйте производителям. Обжигайте на ту температуру, которую они указали для конкретной массы. И с вашими прекрасными изделиями всё будет хорошо!

Юля УЛА керамика.

Мой личный ТОП производителей муфельных печей европейской части России 50-60 литров

С чего начать свой путь в керамике

Где обжигать глину

Брак в керамике. Как исправить?

Еда
6,93 млн интересуются