У современных автомобилей довольно широкий скоростной диапазон. Но это совсем не значит, что машина использует все свои возможности. Так, многие водители, отъездив много лет, ни разу не разгоняли свою “ласточку” до максимума. А низкие скорости используются часто только при старте и маневрах во дворах. А еще в народе бытует мнение, что излишне высокая скорость “убивает” двигатель и приводит к скорейшему износу транспортного средства. Правда ли это, и какую тактику лучше выбирать водителю, постараемся разобраться.
Нормальная скорость - какая она?
Автомобиль - технически сложная конструкция, поэтому все параметры рассчитываются инженерами, проверяются во время тестирований и обкаток. Затем уже пишутся инструкции с полезной для будущих владельцев информацией. Так, важной для машины является ее крейсерская скорость (иногда называемая круизной). Ее значение зависит от передаточных чисел и конфигурации трансмиссии и тесно связано с числом оборотов двигателя.
В среднем крейсерская скорость автомобилей, эксплуатируемых на российских дорогах, на высшей передаче колеблется в пределах 100 - 110 км/ч. Это с учетом того, что нередко можно встретить настоящий раритет из СССР. Для современных машин с объемом движка 1,4 - 2,0 литра и 6-ти ступенчатой КПП значение будет 110 - 115 км/ч, для автомобилей с коробкой на 8 передач - до 120 км/ч.
Двигатель при “круизном” режиме работает оптимально. Тяги хватает для дополнительных ускорений, совершения обгонов и прочих маневров. Топлива при этом тратится не слишком много. Важно понимать, что “оптимальный” - не значит “максимально экономный”. Так, меньше всего бензина сжигается при движении со скоростью 80-90 км/ч.
Внешние факторы
Чем быстрее двигаешься, тем больше сопротивление воздуха. Вспомнить школьную формулу - значение скорости в ней возводится в квадрат. А значит, сила противодействия возрастает не линейно, а экспоненциально. Проще говоря, если нормальной считается скорость в 90 км/ч, а вы разогнались до 135, то расход топлива увеличится не на 50%, а на все 100. На узлах и агрегатах эта повышенная нагрузка еще не слишком отражается. Граждан, заботящихся об экологии, также волнует уровень выбросов вредных веществ в атмосферу. Он тоже возрастает при экстремальном режиме эксплуатации транспортного средства. Хотя, надо отметить, что любители скорости и ценители чистого воздуха - обычно разные люди, и их интересы не пересекаются.
А вот если стрелка спидометра зашкаливает за отметку 150, а то и приближается к 170 км/ч, то начинается повышенный износ трансмиссии, двигателя, подвески. Чем дольше автомобиль находится в режиме перегрузки, тем выше вероятность необратимых последствий и не подлежащих ремонту поломок.
Как проводят проверку на прочность?
В нашей стране испытания на пределе возможностей проводят в течение 60 часов (по 12 часов наката за 5 дней подряд). В автомобиле находится водитель и груз общей массой 225 кг. скорость движения - максимальная, на которую способна машина. Допустимы остановки продолжительностью не более часа. Если случилась поломка, которую невозможно устранить за это время, автомобиль снимается с теста.
В первые 24 часа основной удар принимают на себя покрышки - их протектор стирается намного быстрее, чем при спокойном, не агрессивном вождении. После суток езды конструкция начинает “сыпаться”. Появляются трещины в сочленениях гидроусилителя руля (если он есть), что ведет к утечкам масла. Выходят из строя свечи и катушки, а следовательно, пропадает зажигание. Искажаются узлы настройки колес. ГРМ, клапаны, помпа, амортизаторы, подшипники - страдает немало узлов. Чем дольше продолжается работа на износ, тем более усиливаются проблемы. Однако эти неисправности, по крайней мере, можно сразу заметить.
Гораздо серьезнее неявные поломки. Так, после 60 часов испытаний в пробе масла уже обнаруживаются мелкие частицы металла. Перегрев ведет к снижению качества - перестают “работать” присадки. Масло подлежит замене уже после двух тысяч километров пробега. Сравните это с рекомендованными значениями в оптимальном режиме и задумайтесь. Мало кто вспомнит об этом нюансе, пока не столкнется с проблемами.
Почти все поломки проявляются спустя 20-30 часов непрерывных перегрузок. То есть, через три дня поездки на высокой скорости. Причем, это не зависит от качества и стоимости автомобиля. Пострадают все. Единственное замечание - все-таки старая машина выйдет из строя раньше. Даже если ее эксплуатировали аккуратно и регулярно обслуживали, ресурс давно не полон.
Вывод можно сделать довольно простой. Добиться максимальной экономии мало кто сможет - ритм современной жизни не способствует такой вальяжной езде. Но вот продлить срок службы своего автомобиля вполне реально. В передвижении на слишком высокой скорости чаще всего нет необходимости. Это всего лишь каприз водителя и желание получить острые ощущения (да и правилами в большинстве случаев “летать” запрещено). Стоит ли оно того - каждый решает сам.
Если вы хотите, чтобы личный автомобиль служил вам долгие годы, следите за показаниями тахометра. Старайтесь, чтобы обороты не выходили за рамки рекомендованных значений.