31 августа/13 сентября Ватопед отмечает праздник Пояса Богородицы. Если войти в монастырь через святые ворота то внутри монастыря справа от входа находится небольшой храм, посвященный этому празднику. После Успения, когда Богородица восходила на Небо, Она передала этот Пояс Апостолу Фоме. В первые века христианства Пояс хранился в Иерусалиме, а в четвертом веке был перенесен в капподакийский город Зела. В том же веке византийский император Феодосий Великий вернул святыню в Иерусалим, но вскоре Пояс был перенесен его сыном Аркадием в Константинополь и положен в Халкопратийской церкви, а в 458 году положен императором Львом во Влахернской церкви. Во время царствования Льва VI Мудрого (886-912) Пояс был принесен в императорский дворец, пояс был украшен золотым шитьем знаменитой Зоей Карвонопсиной, второй женой императора Льва Мудрого, с которой связана особая история. Император Лев VI сошёлся с ней после смерти своей третьей жены Евдокии (901 год) и «была Зоя четвертой царской женой и пребывала во дворце с царем невенчанной».
В конце 905 году Зоя родила Льву VI долгожданного сына, «а во время родов явилась на небе комета, лучи на восток испускавшая, сиявшая сорок дней и ночей». Многие епископы сопротивлялись желанию Льва узаконить младенца, утверждая, что «рожденье ребенка не могло сделать законным запрещенный брак», но патриарх Николай Мистик, спасая свою жизнь после участия в заговоре Андроника Дуки, 6 января 906 года сам с царскими почестями окрестил младенца в Великой церкви в святой день Крещения.
Однако патриархом было выдвинуто условие — Лев должен был расстаться со своей любовницей Зоей. Но император, напротив, обвенчался с ней и провозгласил Зою царицей. Патриарх Николай изверг из сана священника, совершившего таинство, а самого императора отлучил от причастия и запретил входить в церковь. Началось противостояние императора и патриарха, закончившиеся в 907 году изгнанием Николая с Константинопольской кафедры. Известно, что царица Зоя получила исцеление от Пояса, страдавшая от тяжелой болезни. В благодарность царица вышила Пояс золотой канителью, и он так приобрел сегодняшний вид. В XII столетии при императоре Мануиле Комнине (1143‑1180) официальный праздник Пояс Богородицы был установлен 31 августа. До этого праздник Пояса Богородицы отмечался 2 июля вместе с праздником положения Ризы Богородицы во Влахерне. Пояс Богородицы оставался в Константинополе до XII столетия, а после попал к болгарам. В то время византийские цари брали Пояс с собою на войну для помощи ратном в деле, и после поражения от болгар он был захвачен царем Асаном (1185). Потом он попал к сербскому царю Лазарю (1372-1389), павшему впоследствии в неравной битве на Косовом поле, который и подарил святыню монастырю.
Однажды жители греческого местечка Аинос попросили привезти Пояс, чтобы ему поклониться. Монахи, сопровождавшие святыню, остановились в доме одного священника. Жена священника уловила момент и отрезала кусочек, когда монахи отдыхали. Когда отцы восстали от сна и уже хотели покинуть Аинос, корабль не мог двинуться с места, несмотря на то, что море было тихим. Женщина была поражена этим чудом, поняла свою неправоту и отдала кусочек монахам. Для него был сделан второй ковчег, в котором этот кусочек хранится по сей день.
В 1821 году во время войны за освобождение от власти турок Пояс был отправлен на остров Крит по просьбам жителей, которые переживали тогда трудное время. Когда монахи готовились к возвращению на Афон, они были захвачены турками и повешены. Пояс спас британский консул Доменико Сантантонио, который взял его к себе в новую резиденцию в Санторин. Тотчас об этом узнали все жители острова. Местный епископ тут же уведомил об этом монахов Ватопеда, и в 1831 году в Саторнин послали монаха Дионисия. Но консул запросил за Пояс 15 тыс. пиастров. Жители острова с большим усердием собрали деньги, и о. Дионисий смог вернуть Пояс обратно на Афон. Но в это время жена консула тайком от мужа отрезала кусочек Пояса. Вскоре умер ее муж, мать и сестры серьезно заболели. В 1839 году она написала покаянное письмо об этом в монастырь Ватопед и просила, чтобы монахи взяли обратно отрезанную часть Пояса. Эта часть Пояса также была помещена в отдельный ковчег.
В 1864 году Пояс был принесен в Константинополь, так как там началась эпидемия холеры. Как только корабль со святыней вошел в гавань, эпидемия прекратилась. Это возбудило любопытство султана, который приказал принести святыню к себе во дворец, чтобы он мог почтить её. В то время как Пояс находился в Константинополе, один богатый грек попросил разрешения принести святыню к нему в дом, так как его сын был смертельно болен. Когда Пояс принесли, сын уже умер. Но монахи, исполненные веры, попросили отвести их к умершему и, когда приложили Пояс к мертвому мальчику, он ожил.
В 1894 году жители Мадитоса в Малой Азии (этот город был уничтожен турецкими войсками в начале XX века) испытывали страшное бедствие от саранчи, которая уничтожала их сады. Когда корабль с Поясом вошел в гавань, небо покрылась тучами саранчи, которая бросилась в море, так что корабль с трудом смог бросить якорь. Жители Мадитоса, видевшие это чудо, невольно начали петь «Господи помилуй». И в наше время Пояс творит великие чудеса, особенно для неплодных женщин, которые перепоясываются кусочком материи, положенный для освящения в ковчег. Многие после этого рожают детей.
Пояс Пресвятой Богородицы сегодня разделен на три части, каждая из которых положена в драгоценном ковчеге и находится в Ватопедском монастыре. Хотя Святой Пояс в этом году недавно впервые приносился в Россию, церковный праздник Положения Пояса издревле почитался на Руси, об этом свидетельствуют храмы, посвященные этому событию: в селе Богородское Вологодской епархии (начало XVIII века), в селе Семеновское Борисоглебского района Ярославской области (конец XVIII века), Церковь Положения Риз и Пояса во Влахернах в селе Бородава Кирилловского района Вологодской области (XV век).
Но рассказ о почитании святыни будет не полным, если не упоминать о Русской келлии Положения Пояса Богородицы Иверского монастыря, где сегодня вечером должна была бы служиться всенощная. Старцем этой келлии был известный иеросхимонах Феодосий (Кашин), который многими верующими почитается как святой Феодосий кавказский. Но история его жизни на Афоне крайне противоречива (см. Павел Троицкий История русских обителей на Афоне, "Наука и религия" и др). Большая келлия сейчас разрушена до основания, и ее развалины трудно заметить за густыми и непроходимыми зарослями
,