Частые вопросы от читателей по закулисной деятельности и кооперации писателей, критиков и литературных конкурсов привели к пониманию, что нужно написать отдельную статью на эту тему. Все мои ответы продиктованы 12-летним опытом работы в СМИ и изданием книг с 2017 года. И начнем с одного крайне важного пункта:
1. Что такое СМИ
Оказалось, что многие до сих пор не знают, что поиском каких-то там Достоевских и Шекспиров, чтобы воспеть их таланты, СМИ давно не занимаются. Во всяком случае, перестали после падения советской системы литературной критики и с началом коммерциализации отрасли. Все размещения и упоминания это реклама.
В современности всякое СМИ это рекламная площадка, и реклама это основной и единственный доход СМИ. Расценки определяются ориентированностью каждого конкретного медиа на тип клиента. Крупные СМИ как правило себе не принадлежат, а еще и относятся к холдингам - компаниям по управлению другими организациями, нередко с монопольным уклоном. Как следствие крупные СМИ и работают с крупными заказчиками в сфере B2B (бизнес для бизнеса). То есть физ.лицам рекламу не продают и дорожат своими долгосрочными договоренностями с известными партнерами.
2. Сколько стоит продвижение книги
Крупные СМИ расценки на статьи-лонгриды держат в районе 200 000 - 300 000 р. иногда еще помечают: за печатную полосу, где "полоса" это страница на языке издателей. То есть одна рецензия, обзор или интервью на страницу у СМИ уровня ЛайфХакера и Мира Фантастики обходится издателям примерно в такую сумму (согласно прайсам, предоставленным в открытый доступ рекламными площадками).
Мелкие СМИ предлагают абсолютно подъемные цены для физ.лиц и независимых авторов, но... и тут всё не так гладко. Охваты и аффинитивность аудитории в мелких сетевых СМИ находятся на отметке намного ниже желаемого. Порой создается впечатление, что владельцы сайтов просто держат мертвые домены для ловли рекламодателей на крючок.
И все же можно найти бесплатные варианты в некрупных СМИ и у некрупных блогеров, если книга попадает в сферу их интересов, симпатий или в актуальность темы.
3. А что по блогерам
В пределах 100 000 - 200 000 рублей, во столько примерно обойдется одно размещение у среднего и крупного блогера (от 50 000 до 100 000 подписчиков). Напрямую серьезные блогеры давно не работают, они повязаны договорами с рекламными площадками и рекламными агентствами для закупки размещений у инфлюенсеров. Причем к какой площадке какой блогер привязан это в основном не открытая информация.
На таких площадках полно мусорных микро-блогеров-ботов, которые заполнены вдобавок аудиторией-ботами и выполняют заказы чисто номинально без практической пользы для рекламодателя.
4. Что по литературным агентствам
Литературных агентств в России нет, а то что есть, функционально не выполняет роль литагента. Есть лишь рекламные агенства, где доход агента не зависит от успеха автора и как результат, никаких гарантий. Такие рекламные агентства, конечно, делают вид что они литературные, но денежки хотят вперед, да еще с автора и ничего не обещают, а в мировой практике деньги литагент получает только после издания книги как процент с авторского роялти или авторского гонорара. Так что у наших "литагентов" интерес сводится к банальному: доить доверчивого автора и навязывать услуги.
5. Что по литературным конкурсам
Их много. Но крупных премий становится всё меньше. Буквально отмирают по годам и многие уже закрылись. А те которые есть, они, во-первых, очень нишевые, региональные и быстро прекращают существование, а во-вторых, нацелены в основном на рассказы.
И тут сразу виден дисбаланс: издательский бизнес работает в основном с крупной формой, с романами! Вы вряд ли найдете много мировых бестселлеров-сборников рассказов. Так что конкурсы существуют в вакууме, в отрыве от объективной издательской индустрии.
Если очень захотите, вы найдете конкурсы для романов, для крупной прозы. Но у таких конкурсов всегда есть ограничения: на возраст автора, на объем произведения и, главное (!) на тему произведения. Люди, вхожие в эту сферу, говорят, что когда конкурс делается на заданную тему, обычно это означает, что уже решили, кого сделают победителем. Но такой коррупционный договорняковый момент объективно сложно подтвердить или опровергнуть.
Главное, что мировые литературные конкурсы в корне отличаются от отечественных по правилам: они призваны выявлять литературные таланты, пишущие на свободные темы и в любом текстовом объеме.
Я обращался в Министерство Культуры РФ с официальным запросом и предложением по оптимизации и поддержке практики литературных премий и конкурсов, но получил отписку, мол всё и так нормально, а если что-то не нормально, то виноваты не мы, это вон в МинЦифры обращайтесь. Понимания ситуации изнутри, со стороны культуры, у Министерства Культуры, к сожалению, нет. Есть чисто номенклатурная отчетность: по нашим бумагам, конкурсов в стране много, всё окэй.
Еще ряд проблем, это неиформированность аудитории о литературных премиях, отсутствие доверия читателей к литературным конкурсам и наличие мошеннических конкурсов.
6. Так из чего складывается успех бестселлеров
Если о любом продукте никто не знает, то его никто не купит. Поток насчитывает примерно 30 000 наименований в год в стандартном книгоиздании и около 40 000 наименований в год в самиздате, без учета сетевой проды. Становится понятно, что в литературе, как и в музыке, высокая степень зашумленности контента.
По заявлением самих работников индустрии и по подсчетом экспертных аналитиков (согласно материалам Ведомостей, VC, Коммерсанта и РБК), издательства тратят на продвижение звездных книг +/- около 2 млн. рублей в год, но сумма очень варьируется. Это обеспечивает стабильное присутствие в информационном пространстве и эффект востребованности.