Найти в Дзене
Журнал CongressTime

Игры разума: переиграть реальность

Оглавление

Реальность, в которой мы все оказались сегодня, можно сравнить с игрой – настолько неправдоподобной она порой представляется. И в этом нереальном мире нам по-прежнему важно оставаться собой, сохранять то, что считаем ценным, проводить мероприятия, продолжать свое дело и принимать множество решений. С таких вводных началась стратегическая сессия на XII Евразийском Ивент Форуме (EFEA). Дискуссия проходила на пересечении трех направляющих: «Что происходит сейчас? – Куда это ведет? – Что мы с этим можем сделать, как переиграть ситуацию, правила, обстоятельства?»

Изображение создано нейросетью Deep AI по запросу «Игры разума»
Изображение создано нейросетью Deep AI по запросу «Игры разума»

МНОГО ВОПРОСОВ

Что изменилось и обновляется в людях, с которыми и для которых мы работаем? Как трансформируется их взгляд на происходящее вокруг, что влияет на мотивацию участия в самых разных мероприятиях, которые мы продолжаем создавать? Как меняемся мы сами в этой затянувшейся неопределенности, и какие находим способы с ней справляться? Существует три разных ракурса на то, что переживают люди сегодня – и те, кто организует самые разные события, и те, для кого это делается.

Во-первых, мозг реагирует на ситуацию высокой неопределенности и смены миров по-разному, а игры нашего разума могут как мешать в работе, так и являться ресурсом для решения профессиональных головоломок. Во-вторых, мероприятия, которые мы создаем для людей, становятся сегодня частью их личных историй. Организаторам важно об этом помнить. Более того, создаваемые нами события способны помогать и участникам, и нам самим пересочинять плохие истории в хорошие. В-третьих, жизненное пространство осваивается в новой реальности по-разному, пути и дороги остаются открытыми, становясь для людей маршрутами к чему-то важному. И значимая задача сегодня – продолжать создавать события для других и вести свою игру в мире, которого мы не знали.

Важной особенностью стратегической сессии XII Евразийского Ивент Форума (EFEA) стала возможность обратиться к неочевидному, инсайдерскому знанию, которое представляли эксперты – то, с чем к ним обращаются люди, и что пока не доходит до статистических обобщений. Это позволяет рассмотреть неочевидные тренды в мотивации людей к участию в разных мероприятиях, выборы и смыслы, которые влияют на нашу целевую аудиторию.

НЕПРИВЫЧНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

Организаторам событий не понаслышке знакома необходимость оставаться устойчивыми в большой неопределенности. Мы постоянно находимся в состоянии турбулентности – это особенность нашей профессиональной сферы. Но сегодня важно признать: те резкие и значительные изменения, что происходят вокруг нас с 2020 года, меняют принципиально эту фоновую неопределенность. Мы не можем не заметить, что турбулентность не просто велика сейчас, она продолжает расти. А самое главное, в ней отсутствует привычный организаторам событий ритм, в котором неопределенность высока до мероприятия, когда мы в силу большого числа факторов, влияющих на нашу работу, не уверены до конца, что все пройдет по плану. После завершения события напряжение спадает, мы возвращаемся в спокойное состояние. Сейчас этого ритма нет, и хроническая турбулентность часто лежит в основе наших профессиональных решений.

Если посмотреть с точки зрения физиологии – что происходит сейчас с нами, когда мы создаем и проводим мероприятия?

«Стресс стал хроническим, он длится дольше, и естественно, что резервные возможности организма истощаются, как бы мы ни были адаптированы изначально к условиям неопределенности в профессиональной деятельности», – поясняет кандидат биологических наук, физиолог, психолог, гипнотерапевт Анна Кипенко.


Работа в формате сбережения сил всей команды организаторов, приоритет простых решений, снижение стремления к «вау-эффектам» в ходе мероприятий – проявление этого тренда будет только усиливаться в течение ближайшего года в событийной индустрии. Мы все будем так или иначе учиться обходиться меньшими ресурсами для достижения нужных целей в создании событий.

ДРУГИЕ ИСТОРИИ

Стресс сегодня – это не просто регулярное состояние, он становится постоянной переменной не только для нас, но и для каждого, с кем мы взаимодействуем. Мы продолжаем создавать определенные мероприятия, куда включаются не совсем привычные для нас истории других людей. Что можно увидеть в этих личных историях в последнее время? Какими приходят к нам участники наших событий?

У многих сегодня заметно сократилась временная перспектива – то, как далеко человек способен заглянуть в свое будущее. Горизонт планирования чего бы то ни было крайне мал. И это напрямую влияет как на выбор мероприятия – чем дальше оно по времени, тем сложнее оценить свою готовность принять в нем участие, так и на оценку его результатов для себя: труднее сформулировать, какая польза будет после. Очень заметна смена лексики и общей эмоциональной окраски в описании происходящего вообще и разных мероприятий в частности. Особенно это видно в канун праздников, когда в социальных сетях в комментариях под анонсами мероприятий в адрес организаторов можно увидеть обвинения в бесчувственности, безнравственности, в проведении пиров во время чумы. Истории привычных празднований очевидно меняются.

«Это время множественных параллельных трансформаций. Мероприятия нужно встраивать в меняющийся мир. Психологу привычно иметь дело с людьми, которые меняются. Они добровольно приходят на терапию, желая изменить себя и жизнь. Вместе с тем очень знакома и работа с недобровольными клиентами, то есть с теми, кто меняться не хочет. Сейчас все мы – недобровольные клиенты», – рассказывает психолог, нарративный практик, руководитель русскоязычной программы подготовки специалистов в нарративном подходе «Нарративная мастерская» Олеся Симонова.


Мы вынуждено находимся в ситуации, где нам приходится встречаться с трансформирующимся миром. В ответ мы должны менять свои представления о том, что правильно и неправильно, кто мне друг, а кто – враг, с кем я продолжу работу, а с кем – нет.

Точное наблюдение, что мы все сейчас по сути недобровольные клиенты, открывает важный ракурс на подготовку и проведение мероприятий. Организаторам событий сегодня приходится считаться с тем, что для достижения привычного уровня вовлеченности участников придется, скорее всего, потратить значительно больше времени и усилий. Снижается общая активность в дискуссиях, не так много людей готовы высказываться в принципе – влияет наличие цензуры, общий эмоциональный настрой. Сложнее получить содержательную обратную связь от участников: что именно было полезным и интересным для них в ходе мероприятия.

Эти особенности связаны с влиянием не только психологических или социальных факторов. Так, физиологи говорят о замедлении и затруднениях в работе нервной системы в ситуациях хронического стресса, как сейчас. Анна Кипенко, например, напоминает, что наша способность к креативному, критическому мышлению, как и способность к эмоциональным проявлениям, зависят от числа нервных клеток, синаптических контактов между ними и количества нейромедиаторов, участвующих в передаче нервного импульса. Чем сложнее деятельность, тем медленнее и дольше совершается этот процесс. Кроме того, в сегодняшних условиях привычное соотношение, например, медиаторов, может существенно меняться, и работа нервной системы еще больше затрудняется.

Что мы можем предпринимать в этом случае для поддержки своих мероприятий, сохранения контакта с нашей аудиторией? Для начала вспомнить собственный опыт пребывания в хроническом стрессе и общения с недобровольными участниками событий. Обычно такие люди раздражены и сопротивляются.

«Прежде чем перейти к сути дела, с ними нужно выстроить диалог. Найти общий язык, установить контакт на очень простом уровне – вот цель организаторов и спикеров. Стоит потратить больше времени на то, чтобы познакомить с программой мероприятия, организаторами, проговорить все инструкции. Не стесняться повторять. Сейчас выше тревога и неопределенность в мире, больше нужда в конкретности и понятности на локальном уровне», – уточняет Олеся Симонова.


Но наряду со стремлением к простому и конкретному, можно заметить в мотивации участников разных событий и усилившуюся потребность в глубоком понимании себя и других. Это проявляется по-разному, например, в сохранении фокуса внимания на преодолении тех сложностей, которые и сегодня остаются по плечу.

«Я еду куда-то – не для того, чтобы что-то увидеть, а потому, что хочу что-то узнать о себе и о других людях. Сильна идея «побыть героем для себя». Вероятно, меняется мир, но неизменным остается желание людей быть частью истории, не какой-то большой, всемирной, а локальной. Словно прожить несколько жизней и оказаться героем личной истории, о которой самому интересно и вспоминать, и рассказывать», – замечает тревел-журналист, путешественник, редактор и автор книг, организатор клуба путешественников, член Русского географического общества Анна Важенина.


В ситуации сужения жизненных горизонтов потребность преодолевать ограничения только возрастает. Людям необходимо чувствовать, что они могут влиять на свои личные истории: впервые пойти в поход, преодолеть стеснение и выступить перед незнакомыми людьми, помочь в чем-то другим. Нашу естественную потребность в преодолении русский ученый Иван Павлов когда-то назвал «рефлексом свободы». Физиологи подчеркивают, что, когда нам удается преодолевать какие-то свои внутренние ограничения, то, что когда-то казалось невозможным, сложным, у нас вырабатывается невероятное количество эндогенных опиатов, мы пребываем в эйфории, ощущении, что мы – живые, мы – можем. И тогда гормонов, которые отвечают за стресс, становится меньше. Наша нервная деятельность восстанавливается, а ощущения полноты жизни становится больше.

Действительно, если преодоление – посильное, то оно дает очень ценный опыт, удостоверяющий нашу способность удерживать собственную жизнь в своих руках, справляться с разными трудностями. Это становится важным приобретением, которое человек выносит с мероприятия, в ходе которого этот опыт пережил. Тем, к чему хочется возвращаться.

Изображение создано нейросетью Deep AI по запросу «Игры разума»
Изображение создано нейросетью Deep AI по запросу «Игры разума»

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ

Контекст изменившихся историй людей неминуемо влияет на смену актуальных тем сегодняшних мероприятий. Помимо довольно заметного избегания частью нашей аудитории темы празднования, о котором уже упоминалось, снижается потребность в новых особенных впечатлениях, «вау-эффектах» и тех событиях, которые полностью на этом построены. Их проживание требует от участников больше сил и уверенности в том, что повседневная жизнь прочна и устойчива. В случае, когда такой уверенности нет, часто пропадает и необходимость получать дополнительные новые впечатления. Все настолько стремительно и кардинально обновляется вокруг, что значимость приобретают другие темы, связанные с более глубокими смыслами.

Например, для выездных мероприятий и путешествий это выразилось в формуле: «люди едут к людям».

«Теперь путешественник хочет знать рецепты приготовления блюд, которые он ест, их историю, а также историю того, кто готовит. Хочет попробовать сам слепить кувшин из глины под руководством человека, который сделал это ремесло профессией. Собирать яблоки и варить из них компот вместе с бабушками, занимающимися этим в селе десятки лет. А еще хочет слушать истории людей и задавать вопросы, которые волнуют его самого, чтобы узнать мнение другого человека о важном», – рассказывает Анна Важенина.


Можно сказать, что сейчас люди отправляются в поездки в меньшей степени за чем-то новым для себя, в большей мере – в поиске чего-то глубокого, что они определяют для себя как настоящее.

Похоже, мы все больше разворачиваемся к теме осознанности, невзирая на то, что само это понятие выглядит клишированным сегодня. Темы успешности, самореализации, поиска дела по душе уходят на второй план. Люди решают для себя глубокие нравственные дилеммы и участвуют в тех мероприятиях, которые помогают найти ответы на такие вопросы.

«Будущее за мероприятиями, где люди рассказывают истории о себе и прошлом, давая другим выслушать себя. Участники здесь получают признание вместе с опытом преодоления, – считает Олеся Симонова. – Создайте доверительный и вместе с тем простой опыт контакта в полузнакомой аудитории, добавьте творческую атмосферу, и все будут очарованы».

В ЧЕМ ПРАВДА?

В таком формате, по убеждению Олеси Симоновой, много поддержки, и самое главное, он удовлетворяет потребность в самоуважении – то, что сейчас очень нужно всем нам. Мы и так, как нация, чувствуем этот недостаток самоуважения, а сейчас особенно. Важно вернуть достоинство людям и найти новую точку опоры: почему я в порядке, почему хороший человек, почему достоин уважения, почему именно сегодня?

Самоуважение страдает по нескольким причинам. Условия жизни стали иными и продолжают меняться. Мы перестали верить другим и прежнему себе. Поругано то, что раньше было правдой. Правда в исконном понимании этого слова – это законы, уставы, обеты. Не просто знание, мы ей верны. Когда у нас есть такая правда, мы однозначно понимаем происходящее и, исходя из этого, берем на себя обязательства и действуем. Сейчас ее нет. Нет однозначных лидеров с устойчивой репутацией, кто мог бы транслировать правду в массы. Но люди без правды не могут, они желают найти ориентиры.

С помощью каких мероприятий люди ищут сейчас для себя глубокие смыслы, новые ориентиры, свою правду? Отчетливей всего, вероятно, заметен растущий интерес к научно-популярным мероприятиям, где участники получают возможность найти какие-то важные для себя ответы в русле доказанного знания. Это снижает тревогу и дает шанс найти новые ориентиры. Все больше запросов на участие в различных философских и дискуссионных клубах как пространствах для осмысления нравственных категорий. Мотивация к участию в форматах событий с выраженной психологической поддержкой также высока и, вероятнее всего, будет только увеличиваться в течение года.

Интересным и довольно новым трендом становится потребность открытого участия в благотворительности.

«Это еще один способ взаимодействовать с людьми, признавать свою ценность и получать признание. Организаторам мероприятий стоит предлагать форматы, в которых участники могут проявить себя как хорошие люди, например, благотворительные проекты, в которых они могут безвозмездно сделать что-то для других. Важно, чтобы помощь была явной. Если не свидетельствовать хорошему в нас, его будто и не существует. Не работают тайные пожертвования для укрепления самооценки. Важна возможность открыто рассказать об акте помощи и получить уважение», – отмечает Олеся Симонова.

Сложно с этим не согласиться, наблюдая, как много людей сейчас ищут возможность реально поддерживать то, во что верят.

ВАЖНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Если собрать воедино все эти идеи, то что выглядит самым важным в сегодняшней нереальной реальности для тех, кто продолжает создавать мероприятия?

Бережность по отношению к себе и тем, кто участвует в наших событиях. Больше конкретности и понятности, меньше слишком сильных новых впечатлений и «вау-эффектов», отнимающих силы как организаторов, так и участников.

Возможность делиться историями. Это сейчас актуально как никогда. Создавая мероприятия, в которых люди могут делиться своими историями и слышать истории других, мы не только привлекаем больше очень разных людей, но и помогаем всем им отстраивать свои миры заново.

Поддержка поисков глубоких смыслов в самых разных форматах событий. Снижая фокус на атмосфере праздничности и усиливая взамен акцент на возможности найти в ходе мероприятия более глубокие личностные смыслы или ответы на нравственные вопросы, мы получаем шанс собрать наиболее вовлеченную аудиторию.

Посильное преодоление как важный опыт в ходе создаваемых событий. Все более актуальными становятся идеи мероприятий, в которых участники смогут почувствовать себя героями личных историй, открыто помочь другим людям, найти новые поводы для самоуважения.

Любое из этих событий станет уже нашим собственным шагом в сегодняшней нереальной реальности. И нашим шансом ее переиграть.

Автор: Маргарита Ушакова, психолог и нарративный практик, кандидат психологических наук, программный советник EFEA 2023

Все права защищены. Статья опубликована в журнале CongressTime №1(22)2023. При цитировании активная ссылка на сайт издания обязательна.