Приветствуем вас! Мы с супругой придерживаемся разных подходов к языковому воспитанию нашей дочери Вики: я общаюсь с ней исключительно на английском, а моя жена – на русском. Мы также рассматриваем возможность добавить третий язык – немецкий, учитывая, что у Саши уровень немецкого языка C2. В этой статье мы разберем плюсы и минусы билингвизма и рассмотрим, стоит ли вводить третий язык в обучение нашей дочери.
Теоретические аспекты билингвизма
Существует мнение, что многоязычная среда не замедляет речевое развитие. По данным некоторых ученых и педагогов, дети, которые осваивают несколько языков одновременно, начинают говорить в том же возрасте, что и дети, растущие в однородной языковой среде.
Тем не менее, большинство практиков и исследователей указывают на то, что билингвальные дети часто начинают говорить позже своих сверстников, использующих только один язык. А.А. Акишина отмечает: «Не стоит волноваться, если ребенок начинает говорить позже, чем дети, говорящие только на одном языке, ведь его мозгу нужно выполнять в два раза больше работы».
Е.Ю. Протасова и Н.М. Родина подчеркивают, что речевое развитие билингвальных детей имеет свои особенности. В среднем они начинают говорить позднее, а словарный запас на каждом языке может быть меньше по сравнению с детьми, говорящими только на одном языке. Тем не менее, общая сумма словарей у билингвальных детей может быть выше.
В книге Елены Мадден «Наши трехъязычные дети» представлены разные мнения зарубежных специалистов. Например, Э. Монтанари, составитель немецкого справочника по многоязычному воспитанию, утверждает, что дети, растущие в многоязычной среде, не начинают говорить позже.
Франсуа Грожан, известный эксперт в области билингвизма, использует метафору для пояснения: «Представьте трех спортсменов – барьериста, прыгунка в высоту и спринтера. Несправедливо сравнивать их достижения в разных дисциплинах и ожидать, что они будут равны во всех видах спорта. Так же и с билингвами – их развитие не всегда можно сравнивать с одноязычными детьми».
Наши размышления
Лично я считаю, что уровень владения языками зависит от того, сколько языков мы предоставляем для общения. Если бы мы говорили только на русском, наша дочка говорила бы на русском лучше. Если бы только на английском – она бы лучше владела английским. Введение третьего языка может оказаться слишком сложным и требовать дополнительного времени и усилий.
Заключение
Билингвизм имеет свои преимущества и недостатки, и каждый родитель решает, что лучше для его ребенка. Мы продолжаем изучать и анализировать, как лучше всего поддерживать языковое развитие нашей дочери и готовы принимать решения, исходя из ее потребностей и возможностей.
Будем рады вашим вопросам, отзывам и комментариям. Присоединяйтесь к нашему ТГк и Растим билингвов вместе!