Найти тему

«Нас с Достоевским объединяют попытки осмыслить душу»: Паоло Дженовезе о своём творчестве и человеческой психологии

Итальянский режиссёр Паоло Дженовезе обрёл широкую известность за пределами своей страны в 2015 году, после выхода в прокат комедии «Идеальные незнакомцы». В программе ведущей RT Оксаны Бойко «Противоположности» Дженовезе рассказал о своём отношении к производству ремейков на свой фильм, а также раскрыл детали нового проекта и порассуждал на тему человеческой психологии.

— Мы записываем интервью в районе Санкт-Петербурга, который тесно связан с именем Достоевского. Здесь писатель жил, и здесь разворачиваются события многих его произведений. А для вас лично это место является особенным?

— Самое важное в Достоевском — это глубокое понимание человеческой души. А человеческая душа — это то, что я пытаюсь осмыслить в своих фильмах. Думаю, это нас и объединяет.

— И темы многих ваших фильмов совпадают с главными мотивами произведений Достоевского: это сущность добра и зла, нравственный выбор, свобода воли, подсознание… Вы просто предлагаете взглянуть на вечные проблемы через призму новых обстоятельств или стремитесь привнести нечто особенное?

— Сценарист всегда стремится заявить нечто новое. В своих фильмах я пытаюсь представить особый взгляд на ту или иную тему. Две мои недавние картины, «Идеальные незнакомцы» и «Место встречи», объединены общим мотивом. Первый фильм говорит о том, что мы не всегда знаем людей, с которыми общаемся. Второй — о том, что порой мы не знаем и самих себя. Эти темы красной нитью проходят через оба фильма.

— Мне кажется, что в «Месте встречи» вы поднимаете тот же вопрос, что и Достоевский в «Преступлении и наказании»: на какое зло способен человек ради того, что ему кажется благой целью? Для Достоевского разница была очевидна, а у вас грань размывается вплоть до взаимозаменяемости. Как при такой неопределённости можно говорить о нравственном выборе?

— Да, разница между этими понятиями для меня не так очевидна. Где добро, а где зло, зависит от обстоятельств. Я исхожу из того, что все люди добры, за исключением тех моментов, когда обстоятельства вынуждают их творить зло.

Глубокий смысл этого фильма заключается в осмыслении двух вещей: как наши нравственные ориентиры могут измениться под влиянием некой ситуации и насколько велико значение той борьбы, что происходит внутри человека.

Когда я работал над сценарием, я просто так, из любопытства, ознакомился с некоторыми цитатами из Достоевского. Мне тогда было важно понять, в каком направлении стоит двигаться. И я нашёл вот такие слова (точно не помню, из какого они произведения): «Нет ничего интереснее, чем наблюдать за борьбой добра со злом на лице человека». Поэтому я и решил применить на съёмках «Места встречи» приём, основанный на использовании долгих крупных планов.

Кадр из фильма «Место встречи»
Кадр из фильма «Место встречи»

—В фильме есть очень интересный персонаж — монахиня, которая перестала слышать Бога. И чтобы снова обрести эту способность, ей надо забеременеть… В итоге это меняет её жизнь к лучшему. Но всё это происходит благодаря внешней силе — мужчине с ежедневником, который подсказывает ей, что надо делать. Однако в реальной жизни у нас нет такого голоса, который говорил бы, как поступить… Или есть?

— Я считаю, что такой голос есть у нас и в реальной жизни. Для меня этот голос, этот мужчина вполне реален. Он принимает разные формы… Для верующих это может быть Бог… или дьявол. Это может быть ваша совесть. Или просто зеркало. Я думаю, что внутри нас всегда есть голос.

— Другая героиня — пожилая женщина, которая хочет вылечить своего мужа от болезни Альцгеймера. Но в какой-то момент она понимает, что даже ради спасения любимого человека не может пожертвовать собой и своими принципами. Я думаю, это очень важный вопрос на тему любви — сколько отдать другому человеку и сколько оставить себе? Есть ли у вас какие-то правила в этом отношении?

— Для меня эта пожилая женщина — главный персонаж фильма. Она говорит: «Внутри нас есть что-то ужасное; и счастливец тот, кому не пришлось это обнаружить». Вот основной посыл этого персонажа.

— Да, она говорит, что людям, которым не приходилось сталкиваться со своей тёмной стороной, очень повезло… Но так ли это? Можно ли узнать своё истинное «Я», не увидев тёмную сторону?

— Да, я думаю, это так. У каждого из нас есть тёмная сторона, но не всем в своей жизни приходится сталкиваться с ней лицом к лицу. Если такой встречи удаётся избежать, это огромное везение. Быть может, жизнь человека будет складываться таким образом, что ему никогда не придётся иметь дело со своей тёмной стороной.

Кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»
Кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»
  • Мы обсуждали честность и предательство по отношению к себе и своим близким. Эта тема очень ярко выражена в другом вашем фильме — «Идеальные незнакомцы». Мне запомнилась фраза оттуда: «Людям необходимо научиться расставаться». Но не стоит ли им для начала научиться беречь отношения?

— Мы учимся поддерживать отношения на разных уровнях, так сказать. Иногда они бывают достаточно поверхностными, лишёнными глубины, и именно этот уровень идеально подходит обеим сторонам, поскольку мы боимся заходить дальше.

— Но даже на таком уровне вы можете постараться сохранить отношения, сделав их более подлинными и искренними. Почему вы считаете, что люди должны стремиться к расставанию вместо того, чтобы попытаться открыться друг перед другом?

— Потому что, на мой взгляд, это проще.

— Многие персонажи-мужчины из вашего фильма постоянно жалуются на то, что их жизнь скучна…

— Отнюдь не все персонажи считают, что их жизнь скучна. Она может быть такой, если в ней не происходит ничего нового. Я постоянно вижу это. Через 10—15 лет некоторым супругам требуется некая свежесть, элемент новизны в отношениях, чтобы сделать жизнь более интересной. Двум парам из «Идеальных незнакомцев» как раз и нужна маленькая, как бы это сказать, встряска со стороны, но совсем небольшая.

Думаю, многие пары всё же предпочитают не расставаться или по моральным соображениям, или из-за ребёнка, или под давлением общественного мнения. И вот из-за множества причин они остаются вместе и ищут небольшую помощь извне для того, чтобы двигаться дальше.

Кадр из фильма «Место встречи»
Кадр из фильма «Место встречи»

— В «Идеальных незнакомцах», как и в «Месте встречи», вы строите сюжет так, чтобы скрытое в подсознании героев нашло выход в реальности. В «Незнакомцах» в этом помогает мобильный телефон. Как вы считаете, новые технологии влияют на человеческие отношения сегодня?

— Конечно, особенно в последнее время. Из прошлого, в котором мобильных телефонов не было, наше «переходное поколение» ступило в будущее. При этом мы стали иначе строить и поддерживать отношения. В первую очередь это относится к молодёжи. Ведь любой тип отношений для молодых людей начинается с использования мобильной камеры. Вы понимаете, о чём я?

На первом этапе общения люди уже не встречаются лицом к лицу, а разговаривают посредством объектива камеры в телефоне. В результате произошли серьёзные перемены в человеческих отношениях, и в первую очередь — в романтических.

Так, например, нам больше не приходится испытывать смущение и краснеть, поскольку нет необходимости встречаться с человеком лицом к лицу. Вместо этого мы взаимодействуем через экран мобильного устройства.

— Я соглашусь с вами в том, что современные технологии позволяют быстрее узнать человека и сблизиться с ним. Но при этом нам по-прежнему приходится делать нравственный выбор: действовать так или иначе, быть ли верным партнёром. Все эти важные вопросы сейчас не менее актуальны.

— Да, но они ставятся по-другому. Начнём с того, что сейчас есть возможность поддерживать отношения хоть с десятком человек одновременно. И, отвечая на ваш вопрос, скажу: мы будем действовать по-разному в зависимости от того, контактируем мы с собеседником в реальности с глазу на глаз или в виртуальном формате.

— Я вдруг подумала, что телефон в каком-то смысле действует на нас так же, как спиртное, помогая преодолеть застенчивость. Ведь при общении с глазу на глаз нас сдерживает множество внутренних барьеров...

— Да, вы правы. Кроме того, общение через мобильные устройства иногда проходит чуть иначе в плане интервала между репликами. Сейчас, когда вы, сидя напротив, задаёте вопрос, я должен дать ответ сразу. Да, я могу недолго над ним подумать, но это всего ничего. Когда же вы обмениваетесь сообщениями, можно не отвечать человеку моментально, есть время не спеша поразмышлять, от вас не требуется мгновенная и спонтанная реакция.

Кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»
Кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»
  • Насколько я знаю, в мире насчитывается порядка пятнадцати ремейков «Идеальных незнакомцев», включая российский. В одном из интервью вы говорили, что вам не очень нравится идея переделки ваших фильмов. Почему тогда вы это позволяете?

— Я никак не могу этому помешать. Права на картину принадлежат кинокомпании. Фильм переснимают по всему миру в первую очередь потому, что это вопрос денег.

Однако, несмотря на мою нелюбовь к ремейкам, я не вижу в этом большой проблемы. Возможно, после просмотра новой версии я могу даже счесть её сносной.

И это нормально, потому что мой фильм — всё равно что ребёнок для меня. Вашего сына могут подстричь так, что вам не понравится, всякое бывает. Когда картина оказывается такой успешной, как «Идеальные незнакомцы», во многих странах задумываются о ремейке. Причём нужен он не для того, чтобы изменить историю (сценарий почти всегда остаётся прежним), а для того, чтобы задействовать местных звёзд.

Например, не так давно вышел корейский вариант моей картины. За первый уикенд фильм заработал около $8 млн, а через неделю — уже $25 млн. Вполне возможно, что итальянскому оригиналу с субтитрами не удалось бы собрать такую кассу. Так что в первую очередь всё это обусловлено коммерческой стороной, и я могу это понять.

— Интересно, что сюжет картины так легко переносится в другие культурные реалии. Что-то в вашем сценарии нашло отклик в людях из пятнадцати стран, в том числе таких разных, как Южная Корея, Италия и Россия. Как вы думаете, почему эта история так близка людям по всему миру?

— Лежащая в основе фильма идея и способ её изложения интернациональны, и это не какая-то местная особенность. Всем понятно, как сильно мобильные телефоны изменили наше общество. Несмотря на пятнадцать ремейков, оригинальная картина шла в прокате в семидесяти пяти странах. Так что, может быть, её идея близка всем.

— Во всех ваших фильмах на первом месте — сюжет и психология человека. Вы почти не прибегаете к визуальным трюкам, спецэффектам. Можно ли сказать, что вы скучаете по классическому кинематографу?

— Возможно. Не могу сказать, что я испытываю ностальгию, но каждому автору близко что-то своё. Кому-то нравятся спецэффекты, кто-то любит нагнетать обстановку, кому-то нужна романтика. Я же люблю рассказывать истории. У меня нет цели снимать кино, которое бы смешило или пугало зрителя. Для меня самое главное — эмоции. Если после просмотра моего фильма люди выходят из кинотеатра, переполненные чувствами, значит, картина удалась.

-5
  • Сейчас вы работаете над своим первым англоязычным фильмом под названием «Первый день моей жизни». Это трагикомедия о самоубийстве. Расскажите подробнее об этом проекте.

— В основе картины лежит роман, который я написал. Я решил сделать сценарий и рассказать эту историю в кино, поскольку в Италии книга пользовалась огромным успехом и уже переиздавалась шесть раз.

Я чувствую, что в данный момент такой сюжет может быть очень актуальным, поскольку он о надежде. Это повествование о четырёх людях, которые пытаются заново начать свою жизнь с самого низа. Быть может, сейчас, когда мир буквально в огне, нам нужна надежда, история о том, как начать всё с нуля. «Первый день моей жизни» — именно об этом.

— В одном из интервью вы говорили, что в предыдущих фильмах рассказывали о борьбе человека с внутренними демонами, а новый — скорее об искуплении и поиске своих ангелов. Что вам кажется более сложным — держать под контролем свою тёмную сторону или же найти свет в себе?

— Я бы сказал, что второй вариант сложнее. Но дело в том, что мой ангел — это я сам. Так что самое сложное — вести диалог с самим собой.

— Большую часть вашей карьеры вы отвечали как за сценарий, так и за режиссуру фильма. Но в американской киноиндустрии всё чётко разграничено, каждый отвечает за узкую область. Пришлось ли вам отказаться от части контроля, чтобы иметь возможность осуществить этот проект?

— В данном случае нет, поскольку «Первый день моей жизни» — это картина с европейской душой. Кроме того, производство фильма совместное и основная кинокомпания — из Европы, это итальянская «Медуза фильм». Поэтому тут всё будет так же, как с моими итальянскими картинами. Я буду контролировать буквально всё, будь то подбор актёров, сценарий, режиссура, монтаж или музыка. При этом мне поступали приглашения из Голливуда, и мне предлагали работать с фильмами как раз в такой разграниченной американской манере. Думаю, это совершенно иная деятельность, но, наверное, она не менее интересна. Ведь, хотя за каждую область отвечает отдельный человек, все они — профессионалы своего дела, и им можно довериться.

Полную версию интервью с Паоло Дженовезе https://russian.rt.com/nopolitics/article/577180-paolo-dzhenoveze-intervyu