152 года назад родился Арсеньев Владимир Клавдиевич – путешественник, исследователь Дальнего Востока, краевед, собиратель этнографических коллекций, писатель. Он внес огромный вклад в различные естественные и исторические науки – географию, метеорологию, климатологию, естествознание, изучение флоры и фауны.
Мы подготовили подробный материал о том как повлияли рассказы В.К. Арсеньева на творчество известного японского режиссера Акиры Куросавы.
Арсеньев был удивительным человеком, соединившим в своем творчестве совершенно разные таланты и навыки. Кадровый военный, он стал известным исследователем Дальнего Востока и неутомимым путешественником. С 1900 по 1930 г. он провел 18 исследовательских экспедиций в самые малоизученные районы Приморья, Приамурья, Камчатки и Охотского побережья. В трудное время начала ХХ века, когда в борьбе за распространение своего влияния на Дальний Восток столкнулись интересы многих стран, Арсеньев с небольшим отрядом солдат провел ряд важных экспедиций по Приморью, обследуя перевалы в горном узле, откуда брали начало четыре таежные реки, подошел к озеру Ханка.
Талант ученого и чутье следопыта в дальнейшем воплотятся в целую серию книг о Дальнем Востоке, среди которых широко известные и горячо любимые: «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю», «Сквозь тайгу», «В горах Сихотэ-Алиня». Исключительно важную роль в жизни Арсеньева сыграет Дерсу Узала – «лесной человек», ставший его проводником, настоящим другом и помощником в сложных походах. Их встреча произошла летом в 1906 году, когда Дерсу стал проводником отряда Арсеньева, и они вместе прошли многие километры уссурийской тайги.
За время своих путешествий Арсеньев отчетливо ощутил на себе, как мал человек перед лицом Великой природы и как смешна гордость урбанизированного существа, считающего себя ее покорителем. Это простое умозаключение как истинную ценность он почерпнул из мировоззрения почти первобытного человека Дерсу, видевшего живую силу в воде, огне, солнце и ветре!
«...— Ты кто такой будешь?
— Я — гольд, Дерсу из рода Узала...»
Так встретились два разных человека, один из них жил в мире природы, ощущая ее каждой клеткой своего тела, другой очень тонко и талантливо передал нам эти ощущения языком художественной литературы. Дерсу Узала – старый нанайский охотник (гольд), всю свою жизнь проживший в тайге. Его жена и дети погибли от оспы, и его домом стала бескрайняя тайга. Почти круглый год он жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из бересты и кореньев. Старый охотник и молодой исследователь стали добрыми друзьями. Дерсу называл Арсеньева уважительно-ласково «капитан» и не раз спасал ему жизнь в их длинных и порой очень опасных походах. Арсеньев так привязался к этому, странному на первый взгляд «лесному человеку», что даже не хотел расставаться с ним и после окончания экспедиции, предложив полуслепому охотнику пожить в его доме в Хабаровске, но Дерсу отказался. Ему – вольному человеку тягостно было жить в тесном городе, и он отправился на свою родину к истокам реки Уссури.
Но жить ему оставалось не долго, его убили грабители, когда он грелся у костра, коротая холодную весеннюю ночь. Они не нашли у Дерсу ценных вещей, у него вообще ничего не было, он даже отказался поменять свою старую берданку на новое ружье Арсеньева. Дерсу вообще ничего не было нужно, потому что в его жизни было главное – Тайга.
В феврале 1971 г. советский режиссер С.А. Герасимов во время визита в Японию сделал предложение Акире Куросаве снять фильм в СССР. На создание фильма было затрачено четыре миллиона долларов. Акира Куросава приехал на съёмки после личной трагедии. Организовав на родине с друзьями-режиссёрами студию «Четыре всадника», Куросава снял свой первый цветной фильм «Под стук трамвайных колёс», который с треском провалился. Студия разорилась, а Куросава вскрыл себе вены. К счастью, режиссёра откачали. Предложение «Мосфильма» стало для него спасением – финансовым и моральным.
К этому времени Куросава был едва ли не самым знаменитым кинорежиссером мирового кинематографа, мастером-новатором. На его счету уже был «оскароносный» «Расёмон», снятый еще в 1950 году по рассказу Р. Акутагавы «Семь самураев», «Красная борода» и другие. В перечне режиссерских работ Куросавы были и его «русские» фильмы: «Идиот» по Ф.М. Достоевскому, «На дне» по М. Горькому. «Русский» след в его творчестве очевиден и однозначен, режиссером двигал искренний и глубокий интерес к нашей культуре. И все же, хотя в активе японского режиссера ко времени съемок «Дерсу» было с десяток фильмов, два «Оскара» и мировая известность, на родине не все просто и легко складывалось с его творчеством.
После «Семи самураев» Куросаву стали обвинять в том, что он поставил «западный» фильм-вестерн. На что мастер отвечал:
«Я всегда думал о японском историческом фильме, что в нем никогда не используются достижения современного киноискусства и что он исторически поверхностен... Вестерны делались всегда, недаром сейчас создалась своего рода грамматика вестерна. Этой грамматике я и учился».
Именно из-за популярности своих картин на Западе не избежал режиссер критических нападок от соотечественников, его упрекали в отходе от многолетних традиций японского «фехтовального» кино, разрушением кодекса самурайской чести «бусидо». Режиссер никогда и не скрывал своего интереса и открытости к иной культуре, в том числе и кинематографической, более того, со временем переосмыслив традиции интересовавшего его американского вестерна, он оказывал обратное действие на жанр. Подтверждение этого - появление в 1960 году известного фильма американца Д. Стерджеса «Великолепная семерка», явившегося нескрываемым римейком (повтором) «Семи самураев» Куросавы.
В марте 1973 году Куросава начинает работу над сценарием фильма «Дерсу Узала» по одноимённой книге путешественника В. К. Арсеньева.
Японцы привезли массу технических приспособлений, вызывающих живой интерес у российских коллег. Зачастую ночь снимали днём, используя различные фильтры. Диковинкой тогда были небольшие ручные радиостанции – предшественницы современных мобильных телефонов. Поражал дух коллективизма, царивший на площадке, где все выкладывались на полную катушку, а слово Мастера, произнесённое задумчивым тихим голосом, было для всех законом. Вообще во время съёмок отношение к режиссёру со стороны группы было бережным и почтительным.
Фильм «Дерсу Узала», вышедший в прокат в 1975 году, был восторженно принят критикой и широкой публикой, он получил Золотой приз Московского международного кинофестиваля, а спустя год был признан американской киноакадемией лучшим иностранным фильмом, получив «Оскар». Говоря о главной теме фильма, Куросава подчеркивал, что картина рассказывает об особенном человеке, живущем в полной гармонии с природой, что очень важно в настоящее время, когда люди наносят природе огромный ущерб.
Своим фильмом Куросава попытался привлечь внимание всего мирового сообщества к проблеме сохранения природы для будущих поколений. Другой важной темой картины стал рассказ о дружбе между Арсеньевым и Дерсу, которая завязывается вокруг их общей привязанности к природе.
Куросава сознательно не сделал фильм приключенческим, следуя своей неспешной манере, которая так раздражала голливудских продюсеров, он рассказал о дружбе двух людей внешне совсем не похожих друг на друга, но крепко связанных миром природы. Третьим главным героем картины Акиры Куросава стала тайга, и с этим «героем» у него возникли самые большие трудности. Очень трудно было передать на экране ее безбрежность и беспредельность, а еще более сложная задача показать протяженность маршрутов экспедиций Арсеньева и Дерсу.
Кажется совершенно невероятным, как обыкновенные люди могли преодолевать такие огромные расстояния? А жизнь Дерсу в полном одиночестве в тайге вообще казалась фантастикой, но именно одиночество выковало его цельный характер. Конечно, разные жанры искусства оперируют разными художественными средствами. Языком литературы легче передать ощущения человека, встретившегося лицом к лицу с безграничными пространствами тайги, но как показать это на экране? Однажды, возвращаясь после тяжелых съемок сцены ледохода, проезжая кружным путем — через поля и леса, где на всем огромном пространстве не встретилось ни единого огонька, Куросава вдруг понял, какими средствами можно передать бесконечность природных просторов. …Один маленький, затерявшийся среди безграничных лесов огонек может выразить ощущение безмерности природы и одиночества в ней человека…
Конечно, истина природы до конца непостижима, но ощущения лесного человека Дерсу Узала, талантливо переданные книгой Арсеньева и кинофильмом Куросавы, помогают нам приблизиться к пониманию ее величия и силы.
Награды фильма «Дерсу Узала» (режиссёр Акира Куросава):
1975 — Приз ФИПРЕССИ, Золотой приз (Московский кинофестиваль)
1976 — Лучший фильм на иностранном языке (Оскар)
1977 — Серебряная лента (Italian National Syndicate of Film Journalists)
1977 — Давид за лучшую режиссуру и Специальный Давид (David di Donatello Awards)
1978 — Приз кинокритиков (French Syndicate of Cinema Critics).
Список использованной литературы:
- Человек и природа: непостижимость истины. Владимир Арсеньев — Дерсу Узала — Акира Куросава. Джанджугазова Елена Александровна // Современные проблемы сервиса и туризма №1, 2014. С. 6 — 9.
- Газета «Тихоокеанская звезда», 23.11.2000.
- Электронная версия газеты "Владивосток" №2375 от 25 июля 2008.