Чтобы оказаться в «Сердце тьмы» не обязательно отправляться в потаённые закоулки мира — в центральную Африку второй половины 19 века, как у Джозефа Конрада, или во вьетнамские джунгли в разгар войны, как у Фрэнсиса Форда Копполы. Оно прямо здесь.
Гражданская война в США (в оригинале фильм так и называется — Civil War). Президент-диктатор подмял конституцию и пошёл на третий срок, Америку захлестнуло насилие. Войска «сепаратистов» идут на Вашингтон, им противостоят сохранившие лояльность силовики.
Фотограф Ли Смит (Кирстен Данст) и корреспондент Джоэл (Вагнер Моура) отправляются в столицу, чтобы попытать профессиональное счастье — взять интервью и сделать снимок президента. К ним присоединяются коллеги, пожилой Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон) и юная Джесси (Кейли Спэйни).
При просмотре «Падения империи» испытываешь весь спектр эмоций — от ненависти и отрицания до принятия и уважения. Зачем Гарленду стилизованные под документалку кадры насилия? Дураку ясно, что война — это катастрофа. Но когда герои заходят в тихий магазинчик уездного города, где продавщица продолжает жить как ни в чём не бывало, восприятие переворачивается.
Гарленд не лезет в политику — каждый видит в его фильме своё. Важны не причины и развитие конкретного конфликта, а поведение людей в условиях войны, скрытые черты, которые она обнажает. Сторонний взгляд режиссёра фиксирует, как другие профессионалы, маститые журналисты, собираются делать то же самое — идти и смотреть (по заветам Элема Климова). Но, заглядывая в бездну, они видят там «апокалипсис сегодня», сами переживают психологическую деформацию, превращаются из наблюдателей в участников жуткого эксперимента.
Тематически, с точки зрения актуальной мировой повестки, кино Гарленда попадает в яблочко. Оно не задаёт прямых вопросов, при этом буквально заставляет задуматься. Но в художественном плане кино местами безбожно распадается, даже с учётом ряда запоминающихся эпизодов, удачных сценических решений и затейливого жанрового микса (военная драма, роуд-муви, фильм-катастрофа и элементы других).
События на экране больше напоминают не фиксацию реальных событий, а хорошо проработанную компьютерную игру, где сюжетная часть истории гармонично сочетается с экшеном. Мы ловили себя на сравнениях с Cyberpunk 2077 и Last of Us. Кстати, одного из ведущих персонажей зовут Джоэл, да и внешне у него немало общего с Педро Паскалем из экранизации.
Для отстранённого наблюдения здесь перебор подчёркнутых «красивостей», акцентов на значимых эпизодах. Метафоры становятся выпуклыми, теряют значимость в контексте, хотя по-отдельности выглядят отлично. Будь то крутейшая сцена с участием Джесси Племмонса, вялотекущая перестрелка снайперов, взрыв гранаты в толпе или упомянутый выше фрагмент в магазине.
Особенно далёкой от жизни видится полевая работа фотокорреспондентов, которые лезут под пули, а солдаты в пылу сражения успевают аккуратно, буквально за ручку, вернуть их в укрытие. В частности по этой причине цельность восприятия периодически рушится, особенно в финале.
Впрочем, несмотря на то, что повествованию не хватает стройности, «Падение империи» смотрится бойко и ни разу не скучно. А главное — вызывает дискуссии. Мы больше недели спорили между собой и нашими друзьями о достоинствах и недостатках противоречивой, но очень своевременной картины.
Когда кино вызывает такие дискуссии, это верный признак того, что надо идти и смотреть.
Николай Никифоров, Алексей Графов, Большой Киновски