Найти тему
Большой Киновски

«Падение империи» Алекса Гарленда. Безумие где-то рядом

Чтобы оказаться в «Сердце тьмы» не обязательно отправляться в потаённые закоулки мира — в центральную Африку второй половины 19 века, как у Джозефа Конрада, или во вьетнамские джунгли в разгар войны, как у Фрэнсиса Форда Копполы. Оно прямо здесь.

(Официальный постер фильма «Падение империи»)
(Официальный постер фильма «Падение империи»)

Гражданская война в США (в оригинале фильм так и называется — Civil War). Президент-диктатор подмял конституцию и пошёл на третий срок, Америку захлестнуло насилие. Войска «сепаратистов» идут на Вашингтон, им противостоят сохранившие лояльность силовики.

Фотограф Ли Смит (Кирстен Данст) и корреспондент Джоэл (Вагнер Моура) отправляются в столицу, чтобы попытать профессиональное счастье — взять интервью и сделать снимок президента. К ним присоединяются коллеги, пожилой Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон) и юная Джесси (Кейли Спэйни).

(Кадр из фильма «Падение империи»)
(Кадр из фильма «Падение империи»)

При просмотре «Падения империи» испытываешь весь спектр эмоций — от ненависти и отрицания до принятия и уважения. Зачем Гарленду стилизованные под документалку кадры насилия? Дураку ясно, что война — это катастрофа. Но когда герои заходят в тихий магазинчик уездного города, где продавщица продолжает жить как ни в чём не бывало, восприятие переворачивается.

Гарленд не лезет в политику — каждый видит в его фильме своё. Важны не причины и развитие конкретного конфликта, а поведение людей в условиях войны, скрытые черты, которые она обнажает. Сторонний взгляд режиссёра фиксирует, как другие профессионалы, маститые журналисты, собираются делать то же самое — идти и смотреть (по заветам Элема Климова). Но, заглядывая в бездну, они видят там «апокалипсис сегодня», сами переживают психологическую деформацию, превращаются из наблюдателей в участников жуткого эксперимента.

(Кадр из фильма «Падение империи»)
(Кадр из фильма «Падение империи»)

Тематически, с точки зрения актуальной мировой повестки, кино Гарленда попадает в яблочко. Оно не задаёт прямых вопросов, при этом буквально заставляет задуматься. Но в художественном плане кино местами безбожно распадается, даже с учётом ряда запоминающихся эпизодов, удачных сценических решений и затейливого жанрового микса (военная драма, роуд-муви, фильм-катастрофа и элементы других).

(Кадр из фильма «Падение империи»)
(Кадр из фильма «Падение империи»)

События на экране больше напоминают не фиксацию реальных событий, а хорошо проработанную компьютерную игру, где сюжетная часть истории гармонично сочетается с экшеном. Мы ловили себя на сравнениях с Cyberpunk 2077 и Last of Us. Кстати, одного из ведущих персонажей зовут Джоэл, да и внешне у него немало общего с Педро Паскалем из экранизации.

Для отстранённого наблюдения здесь перебор подчёркнутых «красивостей», акцентов на значимых эпизодах. Метафоры становятся выпуклыми, теряют значимость в контексте, хотя по-отдельности выглядят отлично. Будь то крутейшая сцена с участием Джесси Племмонса, вялотекущая перестрелка снайперов, взрыв гранаты в толпе или упомянутый выше фрагмент в магазине.

(Кадр из фильма «Падение империи»)
(Кадр из фильма «Падение империи»)
(Кадр из фильма «Падение империи»)
(Кадр из фильма «Падение империи»)

Особенно далёкой от жизни видится полевая работа фотокорреспондентов, которые лезут под пули, а солдаты в пылу сражения успевают аккуратно, буквально за ручку, вернуть их в укрытие. В частности по этой причине цельность восприятия периодически рушится, особенно в финале.

Впрочем, несмотря на то, что повествованию не хватает стройности, «Падение империи» смотрится бойко и ни разу не скучно. А главное — вызывает дискуссии. Мы больше недели спорили между собой и нашими друзьями о достоинствах и недостатках противоречивой, но очень своевременной картины.

Когда кино вызывает такие дискуссии, это верный признак того, что надо идти и смотреть.

Николай Никифоров, Алексей Графов, Большой Киновски