Найти в Дзене
Солнце Севера

«Открытый русский космос»: новое понятие обсуждают церковные иерархи, военкоры и философы

О нашем понятии «Открытый русский космос» написал архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов), посчитав его хорошим вариантом названия Русского мира.

Это породило широкую дискуссию в телеграм-каналах, посвящённых соотношению понятий России-Евразии, Русского мира и Открытого русского космоса. В конце концов, дело непраздное, ведь как корабль назовёшь…

  • Архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов) (ТГ kartezianec) считает, что понятие «Открытый русский космос» подчёркивает русскоцентричность нашей культуры и приглашает присоединиться к нам:

    Наряду с концепцией «Русский мир» удачным мне представляется термин «Открытый русский космос», предложенный в 2022 году рядом молодых представителей донецкой интеллигенции (в реабилитированном значении последнего слова), по крайней мере частью (если не полностью) связанных с евразийским движением.

    Да простят меня авторы термина, как кажется вкладывающие в термин более евразийский концепт равнозначного сожительства различных народностей, мне под Открытым русским космосом видится обозначение того же Русского мира, при этом более современное, более молодежное, а потому привлекательное для соответствующих поколений.

    В именовании «Открытый русский космос» содержится и указание на открытость для всех народов исторической Руси, которые сегодня входят в Русский мир, и приглашение присоединиться, обращённое к единомышленным народам и сообществам по всему миру. В концепте «Русский мир» эта открытость подразумевается, но не именуется.

    В отличие от «Евразии», термин «Открытый русский космос» подчёркивает русскоцентричность, то есть стержневое значение русского (в узком смысле славяно-русского) народа, культуры, истории, языка. Если «Евразия» намекает на производность России и на равноценное объединение её составляющих, то Открытый русский космос (как и Русский мир) семантически русскоцентричен, что является ключевым для сохранения нашей цивилизации. Русский народ, культура, язык — приглашают, зовут. Они безусловно открыты, но именно они являются объединяющим субъектом.

    Наконец, «космос» придаёт устремление в будущее и ввысь, терминологически преодолевая ограничение одного только «упорства в традиции» сочетанием этого упорства «с дерзновенной мечтой и прогрессом», что является важной характеристикой Русского мира (см. цитату Холмогорова в предыдущем посте). И, опять же, терминологически это делает концепт современно привлекательным.

    Не устану, при этом, подчёркивать: Открытый русский космос — это космос, утвердившийся на Православии и могущий сохраниться только в Православии. Православие в нём не навязывается, но должно открыто и принципиально проговариваться в качестве основы для полёта в этот самый космос. Африканская страна, присоединяющаяся к Открытому русскому космосу, вовсе не обязана принять Православие (хотя как священник не могу не сказать, что это для неё желательно и спасительно), но она вполне трезво и без отторжения будет осознавать, что присоединяется именно к православному миру (космосу). Полагаю, что теоретически здесь упомянутые африканцы будут и не против. Намного более охотно ведь присоединяешься к цивилизации, чья вера сильна.

    Утрата веры (для Русского мира-космоса это православная вера), религии как общественного явления, по блестящему анализу Э.Тодда, ведёт, через два хода, к распаду общества и к нигилизму (об этом как-нибудь ещё напишу). Неосознание этой угрозы при рассуждении об Открытом русском космосе, придание ему исключительно секулярного значения, мне представляется серьёзной ошибкой.
  • Философ, офицер ВС РФ Андрей Коробов-Латынцев (ТГ korobov_latyncev) считает, что Открытый русский космос может вобрать в себя всю русскую историю:

    Пока же лишь скажу, что Открытый русский космос претендует на то чтобы стать интегральной парадигмой для нашего государства-цивилизации в эпоху агонизирующего западного глобализма. Такой парадигмой, которая не умаляет значения самобытности русской цивилизации, которая достаточно широка, чтобы непротиворечиво вобрать в себя всю русскую историю и не отрицать однобоко один из ее этапов в угоду другому, и которая поэтому вбирает в себя и концепцию Москва-Третий Рим / Катехон, и Туран как дом народов, и Византию, и Орду, которая уходит от устаревших и никого не (раз)убеждающих споров про право-лево, и которая имеет потенциал для плодотворного диалога между цивилизациями - такого диалога, который в конце концов уведет нас от столкновения цивилизаций к их симфонии и соработничеству на общее благо.
  • Военный корреспондент, философ Глеб Эрвье (ТГ gleberve) считает, что русскость нашего открытого космоса была явлена на Донбассе и может стать основой иного мирового порядка:

    СВО, как волевой транзит к новому миропорядку, нанесла смертельную рану миропорядку старому — неэффективному и опасному для всех его участников из-за нерешаемого противоречия заложенного в системе объединенных наций.

    Мы решили не замахиваться на меньшее, чем побудить к созданию правил игры для миропорядка нового, снимающего накопившийся вал глобальных проблем. Наша идея про человека вообще, а не консервацию между Западом и Востоком. Многополярный мир — история необходимая на тактическом рубеже, но нестабильная и потенциально более опасная, чем мир американской гегемонии.
    И потому, должен закончится установлением нового глобального порядка, на основаниях реальной власти наднациональных организаций и принципов сожительства, синергии, населяющих планету народов. Однако это невозможно без общечеловеческой этики, стоящей выше этнических и религиозных различий.

    Русскость нашего открытого космоса именно в этом. И мы видели её на Донбассе, наблюдая прекрасные коллективы из христиан, мусульман, буддистов, евреев, казахов, славян, марксистов, нацболов, консерваторов, язычников, анимешников(прости, Господи) и иных.
    Людей сплочают общая природа и цель, а не отдельные практики. И русский мир имеет шансы превратить этот опыт совместного органичного бытия в проект мирового масштаба, заняв достойное себя место в истории человечества.

    Но не раньше чем мы поставим соответствующую цель и начнём к ней идти. Об открытом русском космосе, к сожалению, мало говорить. Им ещё предстоит стать.
  • Аналитик и военный волонтёр Роман Алёхин (ТГ Alekhin_Telega) считает, что нужно не создавать новые термины, а приниматься за создание технологии построения Русского мира:

    Что мне не понравилось в рассуждениях, так это опять упор на философию, которая хороша для тренировки мышления и рассуждения в узком круге, но никто не предлагает социальную технологию построения Русского мира.

    Кроме того, есть вопрос и к обоснованию обсуждения какого-то Открытого русского космоса, который нужен, по мнению отца Саввы, является современно привлекательным. То есть, получается, что мы опять создаем термины, упрощающие и делающие модным тот же Русский мир, потому что не можем объяснить Бога и Русский мир молодому поколению. Но это неверный подход и он скорее западный, где Бога подменили все быстрее деградирующими потребностями человека.

    Если мы говорим о построении Русского мира, как о построении своего Дома из своих материалов на основе собственного дизайна, то, как и для строительства дома, для Русского мира нужна не философия, то есть постоянное обсуждение концепции, а социальная технология, в которой будет содержаться и описание материалов, и процедур с ограничениями и допустимыми возможностями.

    В моей картине мира: Бог создал людей и народы разными - со своими особенностями. И любая попытка навязать свои национальные особенности является богоборчеством и приводит к негативным последствиям. При этом, Бог наделили русских национальной особенностью, при которой мы создаем особые империи, в которых сохраняем самоидентичность народов и наций, становясь для них защитой и арбитром. И русский для меня русского - кто, а когда я говорю о чеченце или татарине, то - какой, то есть - "русский чеченец" и т.д.. В последнем случае, "русский" - характеристика, которая как раз и обозначает, что этот человек или социальная группа разделяет ценности русского народа и далее в рамках определения Русского мира, которое выше.

    Нам надо переходить от философии к созданию технологии построения Русского мира и национального государства на основе самодостаточности России и русского народа, как в материальных ресурсах, так и нематериальных. В этом я полностью согласен с отцом Саввой - никакого евразийства или европейства нам не нужно, пора уже начать возрождать каждому русскому свою национальную гордость, а не в рты и другие места заглядывать то одним, то другим.

    Что касается "космоса", то пусть он остается для Роскосмоса и Маска, а не становится подменой Бога и Души русского народа.
  • Философ Никита Сюндюков (ТГ Лаконские щенки hungryphil) оппонирует Роману Алёхину, указывая, что социальные технологии несовместимы с душою русского народа:

    Право, странно читать, как автор сначала рассуждает о «социальных технологиях», а потом внезапно перескакивает к «Душе русского народа». Несовместимые это понятия. Совсем.

    «Социальные технологии» — плод от плода неолиберализма. Их логика предполагают, что народ — суть tabula rasa, та же флешка, на которую можно записать все, что угодно, были бы силы, средства и толика филистерского таланта. Не важно, будет ли на этой флешке «Бог», «космос» или «русский – это состояние души». Все зависит от добрых (или злых) намерений конкретного технолога.

    Чтобы понять это, нужно иметь хоть-какой то вкус к философии. А если же понимать философию как «тренинг мышления», то тогда и будет раз за разом выходить такая несуразица.

    Собственно, этой несуразицей нас потчевали последние тридцать лет. А то и сто с лишним. Большевики ведь тоже пытались социальные технологии внедрить, создать homo soveticus.

    Казалось бы, хватит уповать на эту темную магию, она свой потенциал показала сполна. Русская история раз за разом доказывает, что душе русского человека невозможно быть без Бога, и коли на Бога наложен запрет, то она будет назло всему миру и прежде всего самой себе давиться разного рода квазирелигиозными полуфабрикатами, изготовленными по тем самым «социальным технологиям». Интернационалом там, или прогрессом.

    Это не живой русский космос подменяет Бога, а технология.
  • Понятие «Открытый русский космос» для обозначения только лишь идеологии современной России беспредельно широко. В этом и его сила, и слабость: за широтою можно не увидеть конкретики, но при этом оно может пронизывать и вбирать в себя всё – от пространства до времени, которые, как мы понимаем, тоже русские. Поэтому «Открытый русский космос» - объединяющее понятие, вбирающее в себя все предшествующие и озвученные в репликах концепты, касающиеся нашей цивилизации.

    Нужно только исключить путаницу в понятиях: империя и национальное государство, конечно, - вещи несовместимые и противоположные. Национальное государство - понятие, безбожно сужающее Открытый русский космос до буржуазного вырожденческого государственного образования, в отличие от империи, включающей в себя и цель, и смысл, и возможность включения других народов и пространств.

    И отрадно, что такое понятие, как Открытый русский космос, привечается уважаемым церковным иерархом. Ещё недавно тему космоса пытались противопоставить религии и добиться того, чтобы показывать по телевизору последнего попа, а сегодня мы можем вместе дискутировать о будущем нашей империи, простирающейся на суше, в море, воздухе и бескрайнем космическом пространстве. А это дело, конечно, нуждается в твёрдом основании и освящении.

    В конце концов, Христос через своё человеческое естество освятил весь космос. И сделал это для человека.