Мы его ждали, и он прилетел. Готический, романтический и кровавый боевик с Биллом Скарсгардом. Рассказываем об одной из самых громких премьер лета в российском прокате.
Успеху «Ворона» 1994 года, атмосферного боевика в готическом рок-н-ролльном стиле, предшествовала большая трагедия. Ведущий актёр Брэндон Ли был случайно застрелен в конце съёмок. Попытки сделать франшизу «по горячим следам» с разными фронтменами потерпела коммерческую и художественную неудачу. Каждая новая часть выходила всё хуже.
Разговоры о ремейке культовой первой шли с конца нулевых, но дело сдвинулось с мёртвой точки лишь в 20-е. Сменилось несколько режиссёров и кандидатов на главную роль — от Марка Уолберга до Райана Гослинга. Новым постановщиком стал Руперт Сандерс («Белоснежка и охотник», «Призрак в доспехах»), Эрика Дрэйвена / Ворона сыграл Билл Скарсгард, а его подругу Шелли Вебстер — британская певица FKA Twigs.
В основу вновь легла знаменитая серия комиксов Джеймса О’Бара. Создатели настаивают, что отталкивались от оригинала и следовали ему ближе, чем «Ворон»-1994, а потому их фильм не является ремейком. И это правда.
Эрик и Шелли встречаются в рехабе. «Аутсайдеры, мятежные души, изгои», как охарактеризовал персонажей Скарсгард. Молодые люди бегут на свободу, влюбляются, проживают вместе свои лучшие дни, когда тёмное прошлое Шелли настигает их. Они оба убиты «пиджаками-копроратами», приспешниками Дьявола. Девушка уже на пути в Преисподнюю, но Эрик застревает в междумирье, получает шанс отомстить и вернуть возлюбленную.
«Наша история универсальна, ведь каждый любил и испытывал горе […] Фильм задаёт вопрос: а что бы вы сделали для другого человека?», — рассуждает Сандерс.
В данном случае «универсальностью», а точнее поп-культурным миксом, можно охарактеризовать художественный метод режиссёра.
Подростково-мелодраматическая лавстори с отголосками «Сумерек», путь мести в духе азиатского экшена и «Убить Билла», кульминационная сцена под «Джона Уика» с отсылкой к «Пятому элементу». О междумирье (заброшенное железнодорожное депо, залитое водой) сам Сандерс говорит как об оммаже «Сталкеру» Тарковского. А ещё эстетствующий главный злодей напоминает Ганнибала Лектера(харизматичный Дэнни Хьюстон). Он большой любитель оперы и юных пианисток, , правда, их не ест.
Некоторые части гремучего коктейля работают по-отдельности (например, бодрые начальные титры а-ля Дэвид Финчер), но ингредиенты слишком разнятся. Отхлебнуть глоточек любопытно, осушить весь бокал — на весьма специфического клиента. Любовная линия тяготеет к тинейджерам («Если тебе будет трудно любить меня, люби ещё сильнее!»), а крестовый поход Ворона с гипертрофированно жестокими сценами расставляет совсем иные акценты. Это просто разные жанры.
К достоинствам фильма с приличным бюджетом можно отнести продуманное визуальное оформление, костюмы и грим, местами саундтрек. Но всё это также воспринимается не без швов из-за темпоритма повествования. Создателям стоило нагнетать напряжение, развивать удачные находки, а не множить с трудом сочетаемые. Даже исполнитель главной роли Билл Скарсгард отмечал, что поначалу его персонаж предстаёт в слишком хорошей форме для наркозависимого из рехаба.
Меняющийся внутренне и внешне герой Скарсгарда (ранимость, счастье, ожесточение, ярость) — это то, что действительно удалось. Далеко не бесспорный, но выразительный персонаж. При этом есть твёрдое ощущение, что актёр, фанат оригинального комикса, мог сделать для фильма больше.
Новая трактовка «Ворона» не посрамит скептиков, которых ещё до съёмок набралось изрядно. Это ни в коем случае не альтернатива культовой картине с Брэндоном Ли и на самом деле не ремейк. Как говорится — «проделана большая работа», далёкая от цельности, с многочисленными недочётами, но отчего-то запоминающаяся: её образы прописываются в голове.
Николай Никифоров, Большой Киновски