Заголовок может показаться чересчур громким, но я всё объясню!
Я уже миллион раз рассказывал о своей любви к британской студии Supermassive Games, которая сегодня практически единолично тащит и развивает жанр «интерактивное кино». Quantic Dream после своего «Детройта» затаилась, и направление совсем скукожилось. Игры Supermassive Games со времён Man of Medan топчутся по одним и тем же граблям, их качество плавает, но The Casting of Frank Stone — удачный релиз, презентующий сильнейшие стороны студии.
The Casting of Frank Stone — не часть антологии The Dark Pictures
После выпуска легендарной Until Dawn эксклюзивно для PS4 (сейчас это уже не эксклюзив) британцы расстались с Sony и начали развивать собственную серию хорроров — The Dark Pictures Anthology для издателя Namco Bandai. Они продолжили делать интерактивные фильмы, привлекая к участию именитых актёров, но бюджеты явно стали скромнее, что на новых играх студии, конечно же, отразилось.
Однако в 2022 году студия выпустила игру The Quarry — тоже хоррор, привычный «подростковый слэшер». Она к The Dark Pictures уже не имела отношения, а издателем выступила 2K, отвалившая на разработку более приличную сумму. И тут мы смогли убедиться, что всё действительно упирается в деньги. В сравнении с эпизодами антологии, игра получилась более масштабной, вылизанной и экспериментальной — по уровню качества и сценаристики она приблизилась к Until Dawn, а местами и превзошла её. Ну и участие Грэхема Резника и Уилла Байлза, сценаристов Until Dawn, сказалось.
Возможно, The Casting of Frank Stone снова вытащил талант Резника, хотя поставили игру Стивен Гросс и Пол Мартин, которые ранее работали над The Devil in Me — худшей частью The Dark Pictures. Но в этот раз всё сложилось! Новую игру Supermassive Games сделали для студии Behaviour Interactive, авторов живого и успешного сервисного кооп-хоррора Dead by Daylight. Собственно, The Casting of Frank Stone — это ориджин главного и важнейшего для лора Dead by Daylight маньяка, Фрэнка Стоуна.
В The Casting of Frank Stone нелинейное повествование
События игры постоянно прыгают между двумя эпохами — и двумя наборами персонажей. В 80-х группа подростков снимает любительский хоррор Murder Mill на сталелитейном заводе близ городка Сидар-Хиллз, где некогда орудовал тот самый Фрэнк Стоун. С виду он обычный работяга, но дел натворил страшных. А в наше время где-то в Британии группа людей собралась в загадочном особняке, чтобы продать некие диковинки его владелице, увлечённой мистицизмом и странными вещицами.
У The Casting of Frank Stone очень долгое вступление, занимающее добрую половину всей игры — это без малого три-четыре часа геймплея. Не считая короткого вступительного эпизода, никакого экшена во вступительной части не происходит — ни ужасов, ни убийств. Долгая экспозиция как в мистических сериалах. Однако пока мы ждём, когда же Фрэнк Стоун начнёт кромсать, игра накручивает интригу и аккумулирует наши решения, чтобы потом как следует стукнуть всем этим нам по голове.
Истории The Casting of Frank Stone это действительно нужно, потому что в этот раз у нас уже не типовой слэшер про маньяка. Фрэнк Стоун — не просто персонаж. Его история и мотивация — это бэкграунд. Для нас он выступает непонятной, неудержимой силой, суть которой сложно понять. Игра перемешивает элементы слэшера с оккультной мистикой, научной фантастикой и психологизмом — она отдаёт и отдельными произведениями Лавкрафта (куда же без Лавкрафта) и внезапно Alan Wake 2. Атмосфера стальная: тематика «проклятых плёнок» — это вообще. В этой истории копаться куда интереснее, чем в более простых сюжетах предыдущих игр Supermassive Games, за исключением, разве что, вездесущей Until Dawn.
Персонажи в The Casting of Frank Stone опять архетипичны, но это не проблема
В принципе-то любые герои любых произведений по-своему архетипичны, но в произведениях Supermassive Games этот момент выражен особенно ярко, прямо как в японских играх.
С первых минут понятно, кто есть кто. Симпатии и антипатии формируются моментально. Впрочем, не стоит забывать, что мы можем немного «подвинуть» характер большинства героев, принимая решения и выбирая строчки в диалогах. Разумеется, всё это приведёт к последствиям и развилкам, которых в The Casting of Frank Stone достаточно, чтобы пройти игру как минимум дважды. И как всегда отдельный кайф — вести нелюбимых героев к гибели. Результат как правило не разочаровывает.
Актёрский состав в этот раз получился скромным — больших звёзд Supermassive Games на главные роли не позвали. Позвали «маленьких», кого-то вы всё равно можете узнать, если активно смотрите сериалы. Но отрабатывает каст на все деньги — очень яркая игра, подчёркивающая образы. Разумеется, при условии, что вы играете на английском. Но можно и на русском — кино всё-таки.
Наличие русской озвучки в любой западной игре сегодня особенно радует, хоть качество перевода в The Casting of Frank Stone и страдает отсебятиной — видно, что переводчикам не хватало контекста, а, может, и времени. Но больше всего меня смутил странный акцент у одной из русскоязычных актрис на главных ролях — в другой ситуации, наверное, было бы норм, но тут получилось чужеродно.
The Casting of Frank Stone — всё ещё интерактивное кино, но «геймплея» стало больше
И не всем игрокам это понравилось! Ходьбы и исследования локаций много — появилось даже «ведьмачье чутьё», помогающее в поисках коллекционных предметов. Эпизоды в особняке ещё и простенькими головоломками в стиле Resident Evil наполнили. И что-то типа сражений есть! Но иногда от брождений туда-сюда и чтения очень длинных записок можно слегка утомиться. Впрочем, сюжет меня достаточно увлёк, чтобы большой проблемой это не стало — иной раз и в газетные вырезки вчитаться было любопытно.
А вот сто раз чинить генераторы было не особо весело, но это отсылка к Dead by Daylight — их тут вообще тьма, фанаты будут довольны. Зато незнакомые с первоисточником и Фрэнком Стоуном игроки получат двойную порцию интриги!
И хотя «интерактивное кино» обычно ассоциируется с QTE — их в The Casting of Frank Stone мало, а упрощены они максимально. Комбинации кнопок выбивать не надо — чаще всего нужно вовремя нажать всего одну. Ну, или не нажать. Игра сохранила заложенную в The Quarry идею: частенько QTE — ещё одна возможность сделать выбор, а не проверка реакции. Порой выгоднее не нажать кнопку вовремя. Мне это направление очень нравится — жанр всё-таки не стоит на месте. Вот бы ещё Supermassive придумали механику для концентрированного тестирования альтернативных решений и веток, без необходимости перепроходить всю игру.
The Casting of Frank Stone — одна из лучших игр Supermassive Games. Но это не значит, что у нас тут шедевр, который нельзя пропускать. Просто на фоне весьма средних игр студии (что не мешает мне их безмерно любить) эта сияет чуть ярче. Не так ярко, как Until Dawn и The Quarry, но на третье место в топ три залетает с двух ног. Традиционные проблемы с местами неровным повествованием, филлерами, порой странными гримасами персонажей (в то время как другие могут быть пугающе реалистичными) и багами освещения никуда не делись. Надеюсь, хотя бы технические проблемы патчами поправят!
Но общее впечатление — кайф, стиль, напряжение, особенно учитывая, что для вселенной Dead by Daylight игра оказывает не просто ориджином первого маньяка, а куда более весомым произведением. Пройти The Casting of Frank Stone — всё равно что посмотреть хороший хоррор-сериал, а большего и не нужно. Немного печально, что жанр упёрся в одни лишь хорроры, зато Supermassive Games работают в чёткой нише и не страдают претенциозностью. Ждём новые эпизоды антологии.
Денис Майоров, Disgusting Men.