Найти тему
Путь Востока.

Турция в БРИКС. Мост между БРИКС и коллективным Западом. Помощь России.

Сейчас в СМИ и в сетевых каналах преподносят заявку Туркии в БРИКС, как некую победу глобального Юга над Западным миром. Между тем, не стоит переоценивать значение стран БРИКС в экономическом смысле до тех пор, пока эти страны не создадут финансовую систему альтернативную доллару и не создадут собственный глобальный банк. Пока мы видим, что та же Россия наращивает сотрудничество с МВФ, что со стороны выглядит очень странно, поскольку вроде бы (!?) транзакции в долларах для России закрыты. Но оставим этот вопрос за скобками и поговорим о Турции.

Вопрос дня. Как так может быть, что Турция стремится и к сотрудничеству с ЕС и с БРИКС? Теперь смотрим на первый абзац статьи и читаем про Россию и МВФ. Как- так может быть, что находящаяся под санкциями Россия вдруг принимает инспекторов из МВФ? И какие могут быть вопросы к Турции на этом фоне?

БРИКС для Турции - естественный вектор сотрудничества. Турция это восточная страна или же часть глобального Юга, в историческом, культурном и экономических аспектах она не отделима от глобального Юга. У Турции есть свои проблемы в экономике но есть и преимущества. Турция это индустриальная страна, с развитой промышленностью и интенсивным сельским хозяйством. Она нуждается, как в технологиях с Запада, так и в сырьевых потоках с Востока и в том, числе из таких слабо - развитых в индустриальном плане стран, как Россия.

И вот интересная таблица сравнения ВВП на душу населения в странах БРИКС и стремящихся в БРИКС.

Скрин а вот ссылка - https://worldpopulationreview.com/country-rankings/newly-industrialized-countries
Скрин а вот ссылка - https://worldpopulationreview.com/country-rankings/newly-industrialized-countries

По данным Ассоциации экспортеров машин и оборудования (MAIB) Турции, за 2022 г. экспорт в Россию вырос на 79,9% к аналогичному периоду прошлого года до 1,8 млрд долл. Россия занимает 3-е место по поставкам промышленного оборудования и техники из Турции. В политическом плане это означает, что Турция помогает России преодолеть индустриальную отсталость практически по всем отраслям промышленности, кроме ВПК и авиастроения.

При этом Турция это значимая часть мировой глобальной экономики. Турция — это производственный хаб для международных компаний. Благодаря этому она импортирует многие важные технологические ресурсы из развитых стран, таких как Германия, США, Англия, Италия, Китай, Япония и Южная Корея. Крупнейшие компании: Coca-Cola, Ford Automotive, Toyota, Pfizer Pharmaceuticals, Unilever, Nestle, Huawei и т.д. Импорт технологий в условиях глобальной экономики это нормальный процесс для индустриально развитой страны в рамках международного разделения труда. Обмен ресурсами , товарами и технологиями это нормальный процесс.

В этом плане мы не видим пока серьезных изменений в структуре глобальной экономики, пока всё технологическое ядро находится на коллективном Западе, страны глобального Юга такие, как Китай, Индия, Турция, Иран по сути являются фабриками по реализации технологий и превращения их в товар, а индустриально отсталые страны, Россия, монархии Ближнего Востока, являются поставщиками энергии для всей выше описанной системы экономических отношений.

В качестве иллюстрации промышленной мощи Турции, как страны второго эшелона глобальной экономики можно привести вот такой пример. Турция входит в топ-15 крупнейших автопроизводителей мира и в 5-ку основных европейских. Сегодня эта страна является международным хабом про производству автозапчастей и новых автомобилей для крупнейших международных брендов. В секторе легковых автомобилей лидируют Oyak-Renault, Tofaş, Toyota, Hyundai и Honda, в секторе микроавтобусов — Ford Otosan, Otokar и Karsan, в секторе легких и средних грузовиков — Mercedes-Benz, Ford Otosan, Temsa, BMC и Anadolu Isuzu. В Турции изготавливаются и автобусы местных марок, таких как BMC, Temsa и Otokar. В секторе больших и средних автобусов лидируют Mercedes-Benz, Anadolu Isuzu, MAN, Temsa и Otokar. В отличие от России турки умудрились создать высококонкурентный кластер автокомплектующих второго и третьего уровня для мировых авто - гигантов половина продукции этого кластера также экспортируется.

Тут же напрашивается мысль о том, что такие развитые в индустриальном плане страны, как Турция могли бы в рамках БРИКС стать мостом, между коллективным Западом и странами входящими в БРИКС по обмену технологиями и способами индустриального развития. Помогая встать на ноги той же России в преодолении индустриальной и технической (в том числе и научной) отсталости.

Для стран БРИКС очень важны новые транспортные пути и разумеется Арктика в которой сосредоточены огромные запасы углеводородов. И вот вам пример, как индустриально развитая Турция помогает России преодолеть отставание в судостроении для Арктики.

Турецкая верфь «KuzeyStar Shipyard» в 2022 г. выиграла несколько крупных российских госконтрактов, получив заказ на строительство двух СПГ-ледоколов для «Росморпорта» и плавучего дока под атомные ледоколы для «Росатома».

Это сотрудничество важно в том числе и для Китая, который рассчитывает использовать Северный морской путь, для экспорта своих товаров в Европу.

Турция поддерживает индустриально слабую Россию с помощью поставок оборудования, а Россия направляет в Турцию потоки углеводородов. В этом смысле крипто - колониальный статус России (от которого Москва пытается избавиться), как никогда выгоден Турции. И вот, о чём нам говорит структура экспорта - импорта между Россией и Турцией.

Основными статьями российского экспорта в Турцию в 2023 году стали энергоносители. Поставки нефтепродуктов оцениваются почти в 11 млрд долларов. Трубопроводный природный газ, по данным Международного энергетического агентства, был экспортирован на сумму около 7,6 млрд долларов. Кроме того, значительную долю в экспорте заняли железо и сталь (3,1 млрд долларов), уголь (2,9 млрд долларов), а также пшеница (2,4 млрд долларов).

В свою очередь, Турция поставляла в Россию преимущественно продукцию сельского хозяйства и машиностроения, значительную долю составили автозапчасти (404 млн долларов) и прицепы (275 млн долларов).

Из вышеописанного можно сделать вывод, что во вхождении Турции в БРИКС особо заинтересована Россия, которая на данный момент пытается провести реиндустриализацию и для неё крайне важно иметь альтернативного Китаю партнёра который помог бы России встать на ноги в индустриальном плане. Пока, как мы видим этот процесс идёт с трудом. И отношения с Китаем в этой области совсем не простые.

При этом следует понимать, что у России также есть преимущества. Имея громадный оборот денежных средств за поставки "колониальных товаров", т.е. энергоресурсов, Россия обладает более стабильной финансовой системой и как следствие более устойчивой макроэкономической ситуацией в экономике. На сегодняшний момент ЦБ РФ может сгенерировать любой курс относительно мировых валют, за счёт громадного объёма продаваемых энергоресурсов в том числе и в Турцию и транзитом через Турцию. В этом плане создание энергетической биржи в Стамбуле является весьма привлекательным проектом.

Реальные планы сторон покажут события в Казани в 20-х числах этого месяца. Будем наблюдать. А пока подписывайтесь на канал.