Найти тему
Записки артистки балета

Я - Майя

Неделю назад раздался звонок. "Привет. Ты должна это увидеть! 11 сентября пойдешь?"

Речь шла о премьере театра "У Никитских ворот" - спектакле "Я - Майя".

Посмотрев в календаре и поняв, что вечер среды у меня совершенно свободен, ответила: "Иду ".

И вот я около театра. До начала спектакля ещё полчаса, я люблю приезжать заранее. Перед входом стоит Елена Львовна Рябинкина и чём-то разговаривает с известными балетными критиками. Улыбаясь друг другу, здороваемся.

Уже в фойе театра встречаю ещё одну знакомую. "Аня, привет. Ты знакома с Игорем? (Игорь Скрипко - режиссёр спектакля). Пойдём познакомлю".

Узнав, что я артистка балета, Игорь просит не судить артистов строго, ведь они не балетные, а драматические актёры.

Никита Сюсюкин, Наталья Корецкая. Фото - М.Брацило
Никита Сюсюкин, Наталья Корецкая. Фото - М.Брацило

Спектакль начинается фрагментом балетного спектакля. Да, движения чуть угловатые. Но мы же помним, что это не артисты балета. К тому же танец в спектакле второстепенен. Арабески, поддержки, бег... главная героиня подворачивает ногу и падает... Это было сыграно настолько естественно, что не было и тени сомнения, что это не постановка. Пожалуй, единственное что меня смутило - как можно было оттанцевать практически весь первый акт и не почувствовать, что в пуанте что-то есть и тебе мешает. Тем более когда этим "что-то" оказывается гвоздь. Золотой гвоздь.

Почему именно золотой? Этот вопрос стоит задать Марку Розовскому. Спектакль поставлен по его пьесе «Букеты и веники». 

"Я -Майя" - спектакль-посвящение Майе Михайловне Плисецкой, чье 100-летие со дня рождения будет отмечаться в следующем году.

Марк Розовский был знаком с Майей Плисецкой. Но его пьеса не о звезде русского балета. Она о судьбе юной балерины, для которой жизнь Майи Плисецкой стала примером верности искусству и мечтам.

Рита - ведущая солистка "Золотого балета". (Видимо поэтому и гвоздь золотой). Получив травму, она оказывается "за бортом" театральной жизни. Впадает в депрессию, из которой выйти Рите помогает безымянный поклонник (Александр Чернявский) и подаренная им книга "Я, Майя Плисецкая...". Увлекшись книгой, Рита начинает ассоциировать себя с великой балериной, убеждая себя и окружающих, что она - Майя.

Ксения Некрасова, Александр Чернявский. Фото - М.Брацило
Ксения Некрасова, Александр Чернявский. Фото - М.Брацило

Роль Риты играет Ксения Некрасова - молодая актриса, служащая в театре всего год. За ее плечами Институт музыки театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена и Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Ксения уверенно танцует на пуантах, видимо сказывается хореографическая подготовка.

Но вернемся к спектаклю. Зная балетную жизнь изнутри, я конечно не могла не обратить внимание, на некоторые нестыковки. Назовем их так. Об одной я уже написала. Другая: я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы ведущую балерину приказом хореографа и даже директора труппы, переводили в кордебалет. Такого не бывает даже в небольших труппах, где артист сегодня танцует ведущую партию, а завтра партию корифейскую (возможно и кордебалетную, хотя в этом сомневаюсь). Но он все равно остается солистом. Были и другие более мелкие "ошибки".

Сцена из спектакля. Фото - М.Брацило
Сцена из спектакля. Фото - М.Брацило

Майя Михайловна присутствует на сцене в строчках книги, фрагментах выступлений, которые показываются на белых полотнищах, а так же в виде голограммы (работа видео-художника Михаила Купрыгина). Звучит и "голос" балерины, созданный ИИ Евгением Лукашвичем с при помощи нейросетей. Но он очень отличается от настоящего голоса Плисецкой.

Майя Плисецкая о руках в балете

"Я — Майя" — режиссерский дебют актера театра «У Никитских ворот» Игоря Скрипко. Надо сказать в целом дебют удачный. Однако он вряд ли оказался бы таким без команды, участвующей в создании этого спектакля. И речь не только об актерах, создавших интересные образы.

Сцена из спектакля. Фото - М.Брацило
Сцена из спектакля. Фото - М.Брацило

Мне очень понравилось световое оформление спектакля, созданное художником по свету Евгением Братяковым. Очень интересно и точно подобраны Евгенией Шульц костюмы: начиная балетными и заканчивая повседневной одеждой. Понравились хореографические номера, поставленные балетмейстером Анастасией Радьковой. Танец на вечеринке в клубе, дуэт Вари и Павлика в исполнении Ирины Шкабары и Никиты Сюсюкина, фрагмент балета в финале спектакля.

Сцена из спектакля. Фото - М.Брацило
Сцена из спектакля. Фото - М.Брацило

Говоря об актерских работах в первую очередь хочется сказать о Наталье Корецкой. Она невероятно хороша в роли Эльзы Антоновны - педагога-репетитора труппы. В небольшом танце Корецкая мне очень напомнила Майю Плисецкую. Мне довелось танцевать с Майей Михайловной в одном из ее спектаклей, на одной сцене. Когда я пришла в театр в Большом еще шли "Анна Каренина", "Дама с собачкой".

Наталья Корецкая. Фото - М.Брацило
Наталья Корецкая. Фото - М.Брацило

Кстати, так получилось, что буквально накануне просмотра спектакля, я прочитала несколько совершенно противоположных отзывов: позитивный и негативный. И ко многому была готова. Но... Ничего из того, что было написано в отрицательном отзыве я не увидела. И это при том, что настроена я была скорее скептически. Слишком часто в спектаклях и фильмах о балете присутствуют штампы и клише.

Но мне спектакль понравился. Смотрела на одном дыхании.

Конечно, сколько людей, столько и мнений. Всем все нравится не может. И этот спектакль не исключение. Однозначно у него будут как поклонники, так и противники.

-7

Ну а мне остается добавить, что кроме уже перечисленных актеров, в спектакле заняты: Ирина Уханова (Света), Роман Богдановский, Роберт Захарян, Александра Клюшина, Светлана Лапина (артисты балета).