Итак, сезон открыт. Пока занимаемся по КИМам 2024-ого года, новых выпусков ФИПИ нет.
Новые ученики со знаниями и без поголовно рвутся на онлайн занятия. На оффлайне настаивают в основном родители, да и то не все. Некоторые с такой радостью пишут мне, что ребенок согласен заниматься дистанционно, а по-другому никак не хочет, что с трудом удерживаюсь от наставнического тона. Родителей я понимаю: ребенок дома, никуда не пойдет (к чужим людям), и никто опять же не придет домой (чужой, подчеркиваю, человек), к удалёнке все привыкли, тем более, простите, реклама репетиторов на тему «за пять минут научу, как сдать ОГЭ на шестерку, причем удаленно» зашкаливает.
Я пока еще не копалась по виртуальным площадкам, где будут размещать продажи ответов на ОГЭ, в том числе и сочинения (по русскому языку и литературе), но ничуть не сомневаюсь, что они будут и их количество по сравнению с прошлым годом утроится.
Также пока не знаю, предпримет ли, наконец, Минпросвещения хоть какие-то шаги по искоренению проблем слива экзаменационных материалов или вообще пойдет на отмену существующей формы ГИА-9 (по сути, а не буквочки только изменит). Все застыло в каком-то туманном напряжении, надо сказать, довольно нервозном для нынешних девятиклассников и их родителей.
Посреди этой неопределенности школьники дружно записываются на «Сотку» (еще бы, там Ламбу выиграть можно) или на другие, раскрученные рекламой (а, главное, любимыми блогерами), онлайновые школы/курсы. Родители «высказывают поддержку». Доходит до смешного: ученица, с которой мы живем дом в дом, ходим друг к другу на протяжении трех лет, взаимно знаем домочадцев и котов, так вот, при таких условиях эта моя ученица требует занятий онлайн. Ну да, - говорю, - Вера, без проблем, только объясни, зачем это нужно?
В конце концов, я занимаюсь удаленно с ребятами из Севастополя, Саратова, Екатеринбурга, вот еще донецкие добавились. Понятное дело, сидя в Москве,
иначе, чем онлайн, с ними я заниматься не могу. Но Вера-то! Выйти из подъезда, сделать два шага и зайти в другой подъезд… И тут выясняется, Боже мой, что, Наталья Анатольевна, одеваться же надо, краситься, продумывать лук (!!!). Долго, лень! А еще, подозреваю, можно во время урока совершенно спокойно продолжать болтать онлайн со все светом, что категорически запрещает Наталья Анатольевна на очных занятиях. . Ну так она и не увидит. Формат онлайн уроков позволяет еще и не то параллельно делать.
И если я в самом начале испытывала целую палитру эмоций по поводу таких «параллельных» действий, пыталась найти способы это ограничить, то ныне - мне все равно.
Ну не платят мне за шпионские изыскания. Мое дело - математический тренаж, восстановление утраченных (и недополученных) знаний, ориентация в структуре ОГЭ и тд, и тп
Вслушиваться в фоновые звуки - вдруг это звуки боя в игре (или топтание по клавишам, когда как раз не нужно), или всматриваться в отражение, к примеру, очков на ученике - вдруг там мелькнет открытое окно игры, - вместо ведения урока по четкому плану и удерживания ученика в тонусе вопросами и заданиями, - зачем это?
Только офлайн можно фактически контролировать урок. Конечно, есть ребята, которые настроены заниматься, и они будут заниматься с контролем или без. К сожалению, таких единицы, а остальные - это ученики, которые при наличии искушающего фактора обязательно дадут слабину. Поэтому, что бы не говорили, как бы не убеждали, но надо признать: онлайн-занятия ниже качеством очных. Обращаю на это внимание родителей, но почти без надежды достучаться. Ау, родители!
Но нет, не услышат меня. Ведь еще один довод важен - согласны? - онлайн (и особенно групповые уроки) стоит в разы дешевле.
И этот довод, пожалуй, для родителей вполне решающий, времена сейчас нелегкие.
Вообще замечу, что ребята, к которым приглашают репетиторов, в массе своей не сильно прокачаны в учебе, уж простите мне этот геймеровский термин. С какой стороны не ткни - все слабое: знания, желания, упорство, мотивация. Каждый урок - борьба за концентрацию внимания на нужной теме, отработка материала (порой очень жесткая, иначе не срабатывает); радуешься самому малому, что вот, например, предыдущий урок помнит, маленькая победка. Ученик совершенно отстранен, в своем мире, на полном серьезе считает, что наличие репетитора - уже решение всех проблем, напрягаться не нужно. И, к моему ужасу, так начинают считать и родители: если взять репетитора, он все разрулит.
У меня здесь в Дзене есть подборка, посвященная разбору причин, обнуляющих труды репетитора (называется длинно «Почему репетитор работает, а результат нулевой»). Сам репетитор тоже может быть виноват - но это только одна причина из многих. А вот причина, которую туда надо дописать, новшество в современных реалиях: школьник не осознает, что знания не закладываются в мозг ложками или пачками. Что надо проявить усилие и что-то выучить или понять в общей науке, а не только натаскаться по типовым заданиям. ОГЭ отменят/заменят на что-то другое, и натасканный ученик останется ни с чем, или же с очень малым багажом первичных знаний.
Такие тонкости (которые видны репетитору) не видны родителю и, возможно, даже не будут им поняты. Внешне все отлично же: ребенок хотел таких занятий и регулярно с удовольствием занимается, оплата при онлайн ниже, используем цифровые технологии - идем в ногу с веком. А на самом деле удовольствие ученика от занятий прямо связана с возможностью на фоне лекции по предмету сколько угодно и на что угодно отвлекаться, никто не засечет; поэтому не устану повторять, что занятия онлайн для слабых учеников малорезультативны, просто нерациональная трата времени.
А мама Веры рада, что дочка выбирает онлайн. У нее финансовые затруднения. Что ж… Придется с плановой подготовки к ОГЭ, расписанной мною для Веры больше года назад, переходить на судорожную гонку «лишь бы вообще сдать», которая начнется после четырех-пяти месяцев расслабляющих дистанционных «уроков». Вера - ученик слабый, испытание удаленкой не пройдет.
А жаль…