Найти в Дзене
Етти Камни

Петербургская камнерезная школа ч.2

Автор: Антон Ананьев Теперь попробуем разобраться с понятием "школа". В изобразительном искусстве под школой понимают существующее продолжительное время объединение художников, связанных единой традицией и неким стилистическим сходством. Классические художественные школы возникают в Античности, а в период позднего Средневековья и раннего Нового времени становятся базовой матрицей в европейском искусстве, прежде всего в живописи. Отмечается присущие каждой школе общность технических приемов, ориентацию на манеру ведущих мастеров, географическую локализацию явления.
Это определение вполне подходит для описания камнерезного сообщества в Петербурге, но вынуждает постоянно подстраиваться под устоявшиеся искусствоведческие схемы и стилизовать реальность. Поэтому я предложу вам взглянуть на явление как на математическую пропорцию, где имеется произвольный, разнообразный числитель и единый для всех знаменатель. В числителе у нас два или три поколения художников-камнерезов, каждый из которы

Автор: Антон Ананьев

Теперь попробуем разобраться с понятием "школа". В изобразительном искусстве под школой понимают существующее продолжительное время объединение художников, связанных единой традицией и неким стилистическим сходством. Классические художественные школы возникают в Античности, а в период позднего Средневековья и раннего Нового времени становятся базовой матрицей в европейском искусстве, прежде всего в живописи. Отмечается присущие каждой школе общность технических приемов, ориентацию на манеру ведущих мастеров, географическую локализацию явления.

Это определение вполне подходит для описания камнерезного сообщества в Петербурге, но вынуждает постоянно подстраиваться под устоявшиеся искусствоведческие схемы и стилизовать реальность. Поэтому я предложу вам взглянуть на явление как на математическую пропорцию, где имеется произвольный, разнообразный числитель и единый для всех знаменатель. В числителе у нас два или три поколения художников-камнерезов, каждый из которых демонстрирует собственные, крайне индивидуальные представления о том, как следует работать с твердым цветным камнем. В знаменателе - нечто, что позволяет уверенно объединить всех этих художников в рамках понятия "петербургская камнерезная школа". И я полагаю, что этот знаменатель - набор технических приемов, общая ремесленная традиция, сложившаяся под влиянием внешних обстоятельств.

Замечу, что вопрос противостояния ремесла и искусства всегда стоял в Петербурге очень болезненно. Назвать здесь кого-то мастером - это, в зависимости от контекста, откровенное или завуалированное оскорбление. Менталитет предполагает самоидентификацию исключительно как художника. Помню, я как-то раз писал большой текст про камнерезное искусство, где постоянно фигурировали одни и те же лица, описывались схожие процессы и ситуации. Чтоб избежать тавтологии, навязчивого повторения слов, я постоянно тасовал термины "художник", "автор", "мастер", "резчик" и т.д. После публикации один из часто упоминавшихся там героев подошел ко мне и взволнованным голосом, с перекошенным от обиды лицом, обвинил меня в том, что я ни разу не назвал его художником. Он видел в этом чуть ли не умысел, выпад в свой адрес, между тем как я всего лишь пытался создать гармоничный, легко читаемый текст ☝️ Таким образом, я рискую многих задеть, настаивая на том, что основа камнерезной школы в Петербурге это ремесло, но ничего не поделаешь, истина дороже. Ближе к вечеру я продолжу, это будет, наверное, самая занудная для постороннего читателя часть заметок, мне придется на паре примеров разобрать этот самый ремесленный фактор, поговорить об инструменте, технологиях и других подобных вещах. Тот, кому это будет невмоготу, может промотать пост не читая и просто поверить мне на слово.