Найти тему
ОЭЗ «Технополис Москва»

Путешествие на ретро-автобусе в будущее

Оглавление
Посадка на знаменитый 400-й маршрут..
Посадка на знаменитый 400-й маршрут..

Машина времени всегда была заветной мечтой человечества. Вот бы сесть на нее и умчаться в неизведанную эпоху, чтобы разгадать загадки века или просто посмотреть на ход другой истории. Совсем недавно ученые доказали теоретическую возможность путешествий сквозь время, но для жителей Зеленограда это уже обычная практика! Уникальный ретро-автобус возит их из прошлого в будущее по маршруту, который разработал зеленоградский журналист и краевед Павел Чукаев.

Все началось еще в 2019 году, когда в рамках акции Библионочь Объединение библиотек и культурных центров Зеленограда и Павел Чукаев запустили два пеших экскурсионных маршрута по городу. Они сразу приобрели особую популярность у местных жителей. Ведь история города не похожа на историю большинства российских городов.

Путевка в жизнь Зеленограда
Путевка в жизнь Зеленограда

Прошлое Зеленограда

Летопись Зеленограда началась в 1958 году, когда было подписано постановление Совмина СССР «О строительстве нового города в пригородной зоне Москвы, в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги». По началу он так и назывался "станция Крюково "Спутник", и такое название стояло в паспортах его первых жителей. Зеленоградом он стал только в 1963 году.

Изначально Зеленоград строился как наукоград – почти с самого основания здесь развивали микроэлектронику и космические технологии. При проектировании были использованы новые городские стандарты – большое количество зеленых зон, полная социальная инфраструктура, отдаленные от промзоны жилые кварталы.

паспорт с регистрации на ст. Крюково "Спутник"
паспорт с регистрации на ст. Крюково "Спутник"

Имя на карте

По официальной версии именно обилие зеленых рощ и лесов послужили основой для названия наукограда. Хотя до сих пор ходят легенды, что Зеленоград мог стать Панфиловском – в честь героя ВОВ генерала Ивана Панфилова, чья дивизия обороняла последний рубеж Москвы, или даже Шокинградом – в честь основателя Центра микроэлектроники Александра Шокина. Говорят, в первые десятилетия прописку в наукограде могли получить только строители города, сотрудники местных предприятий и их родные, но позже Зеленоград стал открытым для всех.

Старинная усадьба Морозовка  на зеленоградской земле
Старинная усадьба Морозовка на зеленоградской земле

В «доисторические» зеленоградские времена на месте города-спутника стояло больше десятка селений и «пустошей», звавшихся по именам владельцев: Крюково, Матюшкино (позднее Матушкино), Назаровское (Назарьево), Никоново (Никольское), Сарафаново, Елзино, Олабышево (позднее Алабушево), Савилово. Некоторые селенья, как Крюково, упоминаются в летописях с 16 века. Как правило, они входили в поместья разных служилых людей. То же Крюково было подарено некоему полковому голове Ивану Шестову. Его дочери – Ксении удалось удачно выйти замуж – за племянника первой жены царя Ивана Грозного Федора Романова. Благодаря удачному браку. Шестов вошел в так называемую «Избранную тысячу» и в 1551 году получил поместье под Москвой. Правда, в 1584 году писцовые книги отметили здесь «пустошь, что была деревня Крюкова». Но за более чем четыре столетия, зеленоградская земля сохранила свой богатый пласт истории, который дорог местным жителям. Поэтому авторские экскурсии по Зеленограду получили такую востребованность у горожан – всегда хочется больше знать о своем родном крае.

Павел Чукаев - автор ретротура по Зеленограду
Павел Чукаев - автор ретротура по Зеленограду

Путешествие во времени

«Первый тур на ретро-автобусе ЛИАЗ-66 мы запустили в мае 2022 года в рамках акции Библионочь. Это было бесплатное мероприятие с ограниченным количеством мест. Однако желающих оказалось так много, что нам пришлось повторить экскурсию, и теперь она стала уже доброй традицией города», – рассказывает автор маршрута Павел Чукаев.

В маршрут для ретро-автобуса краевед включил различные интересные точки зеленоградского края, которые невозможно было использовать для пешеходных экскурсий, запущенных Павлом в 2019 году.

Никольская церковь - самое старое здание Зеленограда
Никольская церковь - самое старое здание Зеленограда
«Вышло такое путешествие в прошлое города, поэтому экскурсия так и называется – «По Зеленограду на машине времени». С одной стороны, в названии отсылка к ретро-автобусу, с другой – это действительно путешествие между разными временными пластами Зеленограда. Мы посещаем самое старое городское здание – Никольскую церковь, построенную в 1827 году. Место, где она расположена, известно с петровских времен, как погост Николая Чудотворца на Ржавце. Проезжаем мимо Школьного озера, искусственно созданного в 1851 году при строительстве железной дороги Москва – Санкт-Петербург. Отдаем дань памяти погибшим возле монумента «Штыки» на Ленинградском шоссе. Это самая большая братская могила города и последний рубеж обороны Москвы. Именно из этой братской могилы был перезахоронен прах неизвестного солдата, который сегодня покоится у кремлевской стены на Красной площади. Также одной из остановок был НИУ МИЭТ – центр зеленоградского кластера микроэлектроники», – рассказывает Павел Чукаев.

Монумент «Штыки»
Монумент «Штыки»

Ретро-автобус

Ретро-автобус марки ЛиАЗ-677, который переносит своих пассажиров в другие эпохи, сам является частью прошлого Зеленограда. Сегодня таких автобусов на ходу – единицы, но когда-то они составляли основу советского парка общественного транспорта. В Зеленограде ЛиАЗ-677 возил пассажиров более 50 лет – до середины 2000-х годов.

 ЛиАЗ-677 - настоящая машина времени!
ЛиАЗ-677 - настоящая машина времени!

Сам автобус, который ласково называли в народе «луноход» за характерную мягкую подвеску на пневмобаллонах, впервые сошел с конвейера подмосковного завода ЛиАЗ в Ликино-Дулево в 1962 году. И, как говорят эксперты, это был прорыв в советском общественном транспорте. Просторный салон на 110 человек (при 25 сидячих мест), пара широких дверей-гармошек, здоровенный 7-литровый двигатель V8, который выдавал 180 лошадиных сил, и первая для автобусов автоматическая трансмиссия, а также гидроусилитель руля от Урал-377, крепкий задний мост RABA-MAN 018.53, пневмоподвеска. «Луноход» выдавал до 70 км/ч – неплохой показатель для городского сообщения. Автобус побил все рекорды живучести – к 1994 году, когда последний ЛиАЗ 677-й сошел с конвейера, его тираж составил без малого 200 тысяч единиц.

Кстати, у автобуса была и экскурсионная модификация – ЛиАЗ-677В. Машина имела всего одну дверь, комфортабельные сиденья для пассажиров и одно специальное – для гида.

-9

«Алабушево»

Летом этого года в маршрут ретро-автобуса была включена остановка «Будущее», точнее – «Алабушево» – самая большая площадка ОЭЗ «Технополис Москва». Ее территория составляет 157 гектаров – это больше половины всей территории ОЭЗ столицы.

Сама особая экономическая зона Москвы зародилась именно в Зеленограде еще в 2005 году. В нее вошли две площадки: «МИЭТ» и «Алабушево». Первый резидент появился в июле 2006-го. Им стал Зеленоградский инновационно-технологический центр (АО «ЗИТЦ»), который специализируется на выпуске электроники и информационно-телекоммуникационных систем. Предприятие работает в ОЭЗ и сейчас. Одним из самых известных проектов первого резидента является аппарат вспомогательного кровообращения «Спутник». Это умный протез левого желудочка сердца — именно здесь чаще всего возникает и развивается сердечная недостаточность. Установка подобной системы для кардиобольных – альтернатива трансплантации.

-10

Сегодня ОЭЗ «Технополис Москва» – это 280 га, шесть промышленных площадок, более 220 высокотехнологичных предприятий, из которых свыше 100 имеют статус резидента и получают пакет налоговых преференций. Они производят важную для страны продукцию – современные лекарственные средства, медицинскую продукцию, включая такое сложное оборудование как аппараты УЗИ и ИВЛ, микроэлектронику, новые материалы, электромобили и беспилотные авиасистемы. Большинство разработок и изделий компаний ОЭЗ столицы не имеют аналогов в стране. Поэтому лозунг особой экономической зоны Москвы – «Здесь производят будущее».

Сейчас на площадке «Алабушево» развернуто масштабное строительство – возводится 14 промышленных объектов. Только до конца этого года планируется сдать более 120 тыс. кв. метров производственных и деловых площадей для высокотехнологичного бизнеса.

Завод "Элта" по производству российских глюкометров открыт в 2024 году
Завод "Элта" по производству российских глюкометров открыт в 2024 году
«У нас давно был взаимный интерес к ОЭЗ «Технополис Москва», как высокотехнологичному центру нашего города. Все сложилось в этом году, когда Объединение библиотек и культурных центров Зеленограда взялось за реализацию проекта ТехноКаникулы, предназначенным для детей сотрудников «Алабушево». Так появилась новая точка на нашем ретро-маршруте. Вышло очень удачно – если раньше ретро-автобус путешествовал только по прошлому Зеленограда, то теперь он посещает и его будущее!», – говорит Павел Чукаев.

По его словам, первая экскурсия с заездом на площадку «Алабушево» прошла очень интересно. Зеленоградцы хорошо знают свой город, но вот территория особой экономической зоны для тех, кто здесь не работает, совершенно незнакома.

Ретроавтобус мчится в будущее
Ретроавтобус мчится в будущее
«Мы рассказываем экскурсантам, как и когда появилась ОЭЗ, каким образом она устроена, какие отрасли здесь развиваются. Курсируем на автобусе по главной улице «Алабушево» – конструктора Лукина, вживую видим предприятия, которые выпускают новейшие технологии и продукцию, посещаем административно-деловой центр (АДЦ). Новая точка маршрута привнесла в экскурсию некую эксклюзивность, и сделала ее более востребованной. Следующее «путешествие во времени», продолжительностью 2,5 часа, запланировано на 5 октября в 11 и 15 часов. Билеты появятся на сайте Объединение культурных центров Зеленограда. И на этом завершим для ретро-автобуса сезон-2024», – заключает краевед.