Казалось - солнце не взойдёт.
Навеки ночь в застывших звёздах,
навеки лунный снег, и лёд,
и голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли…
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив ещё. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут…
(Отрывок из Ленинградской поэмы О. Берггольц, июнь – июль 1942 г., Ленинград).
12 сентября 1941 года начала действовать «Дорога жизни» — единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.
По «Дороге жизни» проходила эвакуация мирного населения города в тыловые районы СССР, снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, вооружением, боеприпасами, через неё перебрасывались подкрепления. В навигационные периоды перевозки происходили по водной трассе на кораблях из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец, а в период ледостава – по ледяной трассе из Кобоны до Ваганова и Коккорева.
По водной трассе всего было эвакуировано 738 тысяч человек и перевезено 1040 тыс. тонн грузов, а по ледовой дороге – 638 тысяч человек и 575 тысяч тонн грузов. Помимо этого, в Ленинград для обороны города по «Дороге жизни» было доставлено 300 тысяч бойцов. Кроме того, для подачи нефтепродуктов по решению ГКО от 25 апреля 1942 года в рекордно короткие сроки по дну озера был проложен трубопровод длиной 35 км.
«Дорога жизни» подвергалась постоянным жестоким обстрелам тяжёлой вражеской артиллерией и авиацией. Работу «Дороги жизни» прикрывали корабли Ладожской военной флотилии, авиация Ленинградского фронта и Балтийского флота. Благодаря массовому героизму Советских воинов и жителей Ленинграда, «Дорога жизни» сыграла исключительно важную роль в спасении города и прорыве Блокады.
В экспозиции ЦМВС РФ материалы по данной теме представлены в зале №11.