Найти тему
Privacy for Everyone💙

Как не потерять свои персональные данные из-за маркетплейса

Заказать книгу и потерять свои персональные данные. Нет, это не сюжет серии антиутопичного ТВ-шоу. Так случилось с пользователями онлайн-магазина book24. Если вы любите делать покупки онлайн, то советуем прочитать эту статью, чтобы не повторить печальный опыт других пользователей.

Зачем нужны знания о приватности?

  1. Защита от мошенничества. Утечка данных может привести к краже денег или личных аккаунтов.
  2. Контроль над своими данными. Тренд на осознанность? Тогда предлагаем быть осознанными и в цифровой среде. Вы имеете право знать, какая информация о вас собирается и как она используется.
  3. Улучшение покупательского опыта. Безопасные покупки делают процесс более приятным и комфортным.

Какие персональные данные собирают маркетплейсы?

Когда вы делаете покупки на маркетплейсах, вы предоставляете свои персональные данные на каждом шагу. Подобные платформы для онлайн-покупок обычно собирают следующие персональные данные пользователей:

  • фамилия, имя, отчество,
  • контактная информация (телефон, email),
  • адрес доставки,
  • данные о заказах и платежах,
  • информация об устройствах и браузерах.

Согласно статье 6 GDPR (General Data Protection Regulation, Общий регламент защиты персональных данных Европейского союза), обработка этих данных допускается, если она необходима для исполнения договора, стороной которого является пользователь.

А еще сайты собирают cookie — небольшие файлы с данными, которые хранятся на устройстве пользователя, когда он посещает сайт. Они могут включать в себя геолокационные данные, а также статистическую и аналитическую информацию. Это нужно для того, чтобы сайт сам понимал, где вы находитесь и предлагал подходящие пункты выдачи или делал рассылку с товарами с местного склада.

Как защитить свои данные на маркетплейсе?

На первых порах, чтобы не попасть под горячую руку недоброжелателя, можно использовать эти простые лайфхаки:

  • Оплачивайте заказы банковской картой с лимитом на операции или используйте другие безопасные способы оплаты.

Лимит на операции позволит не потерять большую сумму в случае взлома аккаунта (ну или в случае, когда вы нечаянно заказали всю корзину). Также можно использовать электронные кошельки. Ими могут быть встроенные электронные кошельки в маркетплейсах: WB Кошелек или Ozon Карта. Так вы и защитите данные своих платежных карт, и сэкономите: обычно на оплату такими электронными кошельками действуют скидки.

  • Отслеживайте свои заказы и платежи.

Регулярно проверяйте историю, чтобы вовремя заметить подозрительные транзакции.

  • Удаляйте ненужные аккаунты и данные.

Избавляйтесь от старых профилей и информации, которая больше не нужна, чтобы у мошенников не было соблазна украсть ваши данные с платформы.

  • Регистрируйтесь на маркетплейсах с личной почты.

Не используйте рабочую почту для покупок.

  • Используйте надежные пароли.

Паролем не должно быть ваше ФИО, кличка домашнего животного или дата рождения. Лучше выбирать пароли из случайного набора не менее 12 символов. Например, xqq5r__pJEQFnzx. Не используйте одинаковый пароль для всех аккаунтов и не храните их на бумажных носителях. Лучше используйте специальные сервисы, например, Bitwarden. В нем все логины и пароли хранятся под одним мастер-паролем и заполняются на сайтах автоматически после входа в систему. Больше о надежных паролях рассказали здесь.

  • Двухфакторная аутентификация.

За этим сложным словосочетанием таится простая процедура: сначала вы вводите логин и пароль, а потом дополнительно подтверждаете, что это вы через почту и номер телефона. В таком случае просто отгадать пароль взломщику будет недостаточно.

  • Проверяйте URL сайта.

Адрес должен начинаться с «https://», а не «http://». Всего одна буковка «s» в конце имеет стратегическое значение. Ее наличие, значит, что соединение защищено. Обычно фишинговые сайты не предоставляют безопасного соединения.

Также обращайте внимание на правильность написания названий маркетплейсов в адресной строке. Мошеннические домены могут выглядеть очень похоже, но отличаться на одну букву. Если вместо wildberries.ru увидите что-то вроде wldberries.ru, советуем усомниться я подлинности сайта.

  • Не делитесь лишними данными.

В GDPR есть принцип минимизации данных. Обычно его должны соблюдать те, кто информацию собирает, но и для личного пользования он полезен. При регистрации на маркетплейсе не указывайте лишнюю информацию. Заполняйте только те поля, которые помечены звездочкой. В случае утечки хотя бы что-то останется при вас.

  • Чистите cookie и кэш.

Если вы не сторонник того, чтобы кто-то отслеживал ваши действия на платформе, пусть даже в благих целях, регулярно чистите cookie и кэш.

Кэш – это часть места на жестком диске, предназначенная для хранения файлов браузера, которые, согласно оценкам браузера, могут быть использованы повторно.

Во многих браузерах удалить кэш можно с помощью сочетания клавиш Ctrl+Shift+Delete (для Windows) и Option+Command+E (Mac iOS). После нажатия откроется соответствующее окно. Подробные инструкции по удалению файлов cookie для разных браузеров можно найти по ссылке.

Еще немного советов для тех, кто хочет стать более осознанным в сфере приватности

Каждая платформа имеет свои правила обработки данных. Прежде чем делать покупки, ознакомьтесь с ними.

  • Политика приватности.

Это поможет вам понять, как ваши данные будут использоваться и защищаться. Если в вашем представлении это все еще тридцатистраничный документ мелким шрифтом, который можно читать месяц из-за сложного юридического языка, то спешим вас обрадовать: все немного изменилось. Теперь многие политики приватности написаны простым и понятным языком, чтобы все пользователи поняли, как именно используются их данные. Для примера возьмем Ozon и Wildberries и устроим сравнение их политик приватности. Политика приватности Ozon написана на простом и понятном языке, и пользователю не нужно продираться через сложную юридическую терминологию, чтобы понять, как используются его персональные данные. А вот Wildberries, кажется, не слишком старались сделать документ понятным для восприятия. Политика приватности этого маркетплейса выглядит сложной и непонятной для простого пользователя.

  • Настройки приватности.

Мобильные приложения зачастую требуют большого количества разрешений: камера, геолокация, микрофон, контакты и другие. Вы можете ограничить их до минимального необходимого набора, который обязателен для получения покупок. Если все-таки произойдет утечка данных, маркетплейс не может рассказать слишком много о вас. Подробнее о разрешениях мы писали в этих статьях — для Android и для iOS.

  • Отказ от рассылок.

Если вы не хотите получать рекламные материалы, откажитесь от подписки на рассылки. Это поможет уменьшить количество собираемых данных.

Заключение

Покупки на маркетплейсах могут быть удобными и безопасными, если вы знаете, как защитить свою приватность. Следуйте приведенным выше советам, чтобы сохранить свои данные в безопасности. Помните, что ваша безопасность в интернете зависит от вас. Будьте внимательны и осторожны, и ваши онлайн-покупки будут приносить только радость!

Делитесь этой статьей с близкими, друзьями и коллегами. Вместе сделаем приватность доступнее💙

Материал заботливо подготовлен командой Data Privacy Office. Больше о приватности в нашем Телеграм-канале ПРО Приватность.