Никольский храм села Парфентьево Коломенского района – замечательный образец архитектурного стиля ампир московской школы. Исстари Парфентьево было владением Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, а сохранившаяся церковь была построена в 1835-1847 гг. по проекту известного архитектора Н. И. Козловского. Свои воспоминания о пребывании в Парфентьево оставили генерал Дмитрий Багратион и писатель Борис Пильняк.
По преданию, коломенский Старо-Голутвин монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в память примирения московского и рязанского князей в эпоху междоусобных распрей. В этой обители издавна хранилась чтимая святыня – посох преподобного Сергия, примирителя князей, и икона Богоявления из великокняжеских сеней Дмитрия Донского.
Старо-Голутвин монастырь был основан в живописном месте при впадении реки Москвы в Оку. Н. Д. Иванчин-Писарев в «Прогулках по древнему Коломенскому уезду» так описывал эти места:
«Местоположение Голутвина пленительно, особливо вид впадения Москвы-реки в Оку под самыми стенами обители. Здесь едва возможен отчет в том, что более увлекает, более волнует душу: прелесть этих мест, или воспоминания событий, коих они были свидетелями».
Село Парфентьево расположено неподалеку от Старо-Голутвина монастыря среди пойменных лугов реки Москвы. Писатель Борис Пильняк в своем последнем романе «Волга впадает в Каспийское море» предрек Парфентьеву неожиданную судьбу – полное затопление при строительстве грандиозного канала:
«Умирала Коломна, русский Брюгге… Три года тому назад, в июне, пришли на луга сюда люди, мерили и бурили землю, всматривались в пространство и будущее, вкапывались в юрские и пермские эпохи… ни Бобренева, ни Парфентьева, ни Амерева, ни Сергиевской и многих других деревень больше не будет, ибо земли их уйдут под воду».
Строительство искусственной реки, воды которой омывали бы основание Маринкиной башни коломенского кремля, к счастью, так и осталось в фантазии Пильняка. Писатель упоминал окрестности Коломны и в других своих произведениях: Парфентьево, Чанки, Щурово и Перочи есть в черновиках и в книге 1925 года «Машины и волки».
Борис Пильняк действительно стал очевидцем гибели Парфентьева, но не от воды, а огня. 17 сентября 1923 года он сделал запись в дневнике о своем посещении с. Парфентьево. В то время писатель жил в Коломне и около одиннадцати часов вечера неожиданно услышал удар в набатный колокол, по-видимому, раздававшийся в одном из ближайших к Коломне сел. Вместе с товарищем он поднялся на колокольню стоявшей неподалеку церкви Николы на Посаде и увидел зарево пожара за рекой Москвой – горело Парфентьево. На велосипеде Пильняк доехал до горящего селения, где бесстрашно бросался в огонь, растаскивал бревна горящих крестьянских изб, помогал выгонять скотину. Набат, по-видимому, раздавался в ту ночь с несохранившейся высокой колокольни Никольской церкви.
Другое воспоминание о селе Парфентьево оставил князь Дмитрий Петрович Багратион - дальний родственник героя войны с Наполеоном. В начале 1880-х годов, будучи еще уланским корнетом, Багратион вместе с эскадроном квартировал в селе Парфентьево под Коломной. Князь расположился в избе крестьянина Александра Устинова. Молодому офицеру была выделена небольшая комната с перегородкой и углом для денщика. Дмитрий Петрович запомнил обстановку комнаты в «квартире»: стол, накрытый зеленым сукном, кровать производства Сан-Галли и стену, увешанную охотничьими ружьями, патронташами, трубами, револьверами, саблями и шашками.
Генерал Багратион стал известен как командир 1-й бригады Кавказской туземной конной дивизии – так называемой «Дикой дивизии». Это было необычное военное соединение в русской армии. В его рядах можно было видеть всадников и офицеров множества национальностей: дагестанских воинов, грузинских и армянских князей, персидских, французских, польских, шведских и прибалтийских аристократов. Публицист Н. Н. Брешко-Брешковский писал:
«Дикая дивизия совмещала несовместимое…Такой кавалерийской дивизии никогда не было и никогда, вероятно, не будет».
Дмитрий Петрович Багратион был известен как издатель журнала «Вестник русской конницы». Он даже связался с писателем Львом Николаевичем Толстым, которого просил прислать потрет верхом на лошади и рассказать о предпочитаемом методе верховой езды. Автора «Войны и мира», видимо, не заинтересовало то, что ему написал Багратион, Толстой оставил письмо без ответа.
Никольский храм в Парфентьево был построен по проекту известного московского архитектора Николая Ильича Козловского. Зодчий построил также Ильинскую церковь села Сандыри (теперь в черте города Коломна). Облик этой церкви во многом похож на храм в Парфентьево. До революции в Ильинской церкви хранилась древняя икона Илии пророка, в честь которой ежегодно 20 июля устраивался крестный ход из Успенского собора Коломны в Сандыри. В том же храме почитался образ Божией Матери византийского письма, который, по преданию, был преподнесен в дар кавалерами острова Мальты владельцу Сандырей графу Борису Шереметеву.
В 1936 году был арестован священник Никольской церкви с. Парфентьево. Поскольку служить стало некому, прихожане убедили принять священный сан диакона Василия Горбачева, который был переведен под Коломну в том же году. Принятие сана в разгар гонений на духовенство было едва ли не добровольным исповедническим подвигом. В октябре 1937 года Василий Горбачев был рукоположен в сан священника, но год спустя храм в Парфентьево все равно был закрыт .
Отец Василий Горбачев был переведен в Спасо-Преображенскую церковь села Большие Вяземы, но и здесь прослужил недолго. В феврале 1938 года на праздник Сретения Господня священник был арестован и помещен в можайскую тюрьму. Через четыре дня после ареста священник был расстрелян и погребен в безвестной могиле на полигоне в Бутово.
Возрождение Никольской церкви села Парфентьево началось в 1990-е годы. В советские годы была полностью разрушена высокая ампирная колокольня, утрачено внутреннее убранство храма. В 2001 г. священник Василий Горбачев был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских. Память священномученика Василия – небесного покровителя церкви в Парфентьево – совершается 26 февраля.