У общества в РФ нет устоявшегося мнения о чаевых, как в других странах. Так, например, мой знакомый китаец рассказал, что в Китае вообще не принято оставлять чаевые. Это может расцениваться как оскорбление (точно не знаю, что он имел в виду).
В Штатах наоборот чаевые официантам считаются "правилом". Работники сферы общепита на них только и живут.
В РФ же пограничная ситуация. С одной стороны, у официантов есть ставка и процент от продаж. С другой стороны, официанты в основном расчитывают на чаевые, потому что на одну ЗП не проживёшь.
Культура чаевых сложилась очень загадочно. Так, у нас не принято оставлять чаевые работниками сетей быстрого питания от слова СОВСЕМ. Вряд ли кто-то хоть раз давал работнику Бургер Кинга на чай после того, как тот примет у тебя заказ. Компании это отлично понимают, поэтому у таких работников приличная ставка.
Курьерам тоже редко оставляют на чай (работал курьером год, знаю о чём говорю). Поэтому курьер только со ставки зарабатывает 250 руб/ч (в среднем). Но у меня редко бывали дни, когда мне оставляли чай за весь день в размере 500 рублей (что довольно много). Но чаевые являются в этой работе приятным бонусом, а не основным средством заработка. Тем более что курьер никак не может повлиять на то, оставят тебе чаевые или нет. У курьера минимальное взаимодействие с клиентом. Зачастую оставят тебе чаевые или нет, зависит именно от настроения самого клиента и его мнения по поводу чаевых.
Оставляет ли он вообще чай или нет?
В то же время владельцы ресторанов рассчитывают на то, что именно чаевые скомпенсируют малую заработную плату. Средняя заработная плата у официантов 100 руб/ч. Это 1200 руб за смену. Учитывая, что официантов постоянно штрафуют за посуду, с них постоянно за что-то списывают, ЗП официантов на деле около 900 руб за смену. Поэтому единственный способ жить (это пожертвования от людей).
То, что я сказал выше относится именно к тому месту, где я работаю, потому что каждый владелец ресторана устанавливает "свои правила". Мой знакомый работает в не очень проходном месте, поэтому его ставка 200 руб/ч. Один официант рассказывал мне, что работал в ресторане, где ставка была всего 75 руб/ч, но у них в ЗП входило 4% от чека гостя. Например, если ты продал блюд за день на 100 000 руб, то тебе в конце дня капнет 4 000. Что очень не дурно!
Владельцы ресторанов жанглируют правилами, надеясь найти оптимальный вариант (остаётся вопрос: Оптимальный для кого?).
Раньше была практика, что чаевые включали в счёт как "10% от сумму заказа". Но от этой практики отказались в пользу гостя. Сейчас любые чаевые это ДОБРОВОЛЬНОЕ желание.
В отличие от курьера официант может повлиять на сумму своих чаевых. Например, когда создаёт максимально комфортную атмосферу для гостя. Быстро выносит напитки, рассказывает про еду, интересуется у гостя его предпочтениями. По сути, гость чувствует себя важным. Это и называется СЕРВИС.
В противном случае - это просто обслуживание.
Конечно, есть люди, которые не оставляют чаевые из принципа. Буду честен...
Я их понимаю... Пока я сам не начал работать в общепите, я скептически относился к чаевым. Почему я должен платить ЗП работнику вместо работодателя? Я до сих пор придерживаюсь такого мнения, но я осознал очень важную вещь. Чтобы такой протест сработал, необходимо всем резко перестать давать чаевые. Тогда официанты поувольняются до тех пор, пока ставка не станет приемлимой.
Но поскольку коллективного сознания у общества нет, а договорится оно не сможет. То такой протест бессмысленен. Официанты будут работать даже за маленькую ставку, надеясь на хорошие чаевые.
Раньше я думал, что чаевые уходят "из моды". Но в последнее время я слышу о том, как парикмахерам стали оставлять чаевые, если тот был вежлив и сделал всё так, как ты и хотел. Баристам кидают чаевые в их баночки. Даже курьерам всё чаще оставляют на чай.
Чаевые обладают более магическим эффектом, чем обычная оплата услуги. Чай - это добровольные пожертвования, которые ты мог и не делать, НО сделал, что в моих глазах (как официанта) поднимает тебя на один уровень с Ганди. Начинает казаться, что все в мире такие бескорыстные и отзывчивые.