Квентин Массейс — нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи.
Родился в 1466 году. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению.
Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции. Позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.
Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри.
Учился живописи Квентин Массейс у Альберта Боутса.
Историю нидерландского возрождения начинают обыкновенно с Квентина Массейса родившегося в Лувене, но работавшего в Антверпене. Он один из самых известных фламандских художников 16 века, принадлежащих к антверпенской школе живописи.
Известный биограф живописцев XVI века Карел ван Мандер рассказывает следующую историю: «Перед великим постом по старому монахи торжественно обходили всех больных города. При этом всем больным раздавали вырезанные из дерева изображения святых. Их было по этому случаю заготовлено огромное количество. В числе больных был и Массейс, он тогда занимался кузнечным делом. Ему тоже достались такие фигурки. Случайно кто-то из посетивших его друзей посоветовал ему заняться раскрашиванием фигурок, чтобы этим святым делом заслужить выздоровление. Это раскрашивание сразу обнаружило его врожденные способности, с тех пор Массейс весь отдался живописи, в которой в самое короткое время добился больших успехов и которой остался верен всю свою долгую жизнь».
О первых годах жизни этого выдающегося мастера известно немного. Родился в Лувене, по легенде в семье кузнеца. Возможно, учителем его был Дирк Боутс. В 26 лет Квентин вступил в антверпенскую гильдию живописцев и открыл собственную мастерскую. Его заказчиками были в том числе и нидерландские религиозные, и португальские монастыри; и датский король, и гуманист Эразм Роттердамский.
В 1491 вступил в антверпенскую гильдию художников и открыл собственную мастерскую. Работал в Антверпене до самой смерти в 1530.
Квентин Массейс,«Меняла с женой», около 1510-1515, дерево, масло, Лувр, Париж71 x 68 см, Лувр, Париж
По-настоящему удивительная картина. С какой стороны не взгляните.
Квентин Массейс,«Меняла с женой», около 1510-1515, фрагмент
А ещё Массейс немного «намудрил» с зеркалом. Чем опять же невольно усложнил судьбу и без того феноменальной картины. Оказавшись чётко по центру переднего плана картины, упомянутое зеркало визуально расширило пространство произведения. И поведало зрителю о существовании третьего героя этой картины.
Стоящий у окна клиент менялы читает Святое Писание. Позади него виднеется колокольня храма. Задумка мастера ясна как день: образ посетителя лавки должен обладать известной духовной возвышенностью и тем самым перекликаться с образом супруги менялы. Оставляя купца единственным антигероем полотна.
«Меняла с женой» - картина Квентина Массейса с морализирующим религиозным подтекстом, содержит важнейший и популярный атрибут в живописи Фландрии и Нидерландов - зеркало. На данной картине этот предмет отразил не только мировоззрение героев, но и историю целой эпохи.
Фламандский художник Квентин Массейс известен жанровыми сценами с морализирующим содержанием, с сатирическим и религиозным акцентом. Он считается основателем антверпенской школы живописи, которая стала ведущей школой живописи во Фландрии в XVI веке. Массейс ввел новые художественные приемы и мотивы, а также нравоучительные предметы. Как и большинство фламандских художников того времени, он уделял большое внимание ювелирным украшениям, окантовке одежды и украшениям в целом. Вызывает особое восхищение мастерское воплощение художником различных текстур, в том числе и на картин «Меняла с женой»: стеклянные сосуды, металлический поднос, блестящие монеты, выраженное зеркало, узорчатые страницы молитвенника, складки на тканях — живописать все это явно доставляет Массейсу истинное удовольствие. Работы Массейса, испытавшего огромное влияние нидерландских мастеров XV века, наполнены покоем и любованием предметным миром.
«Меняла с женой» (1514) - одна из ранних работ мастера и первая его жанровая картина. На оригинальной раме картины надпись: «Пусть весы будут верными, а вес точным».
Из названия картины становится ясной профессия мужчины и его род деятельности на картине. Меняла периода Средневековья — это человек, который занимается обменом монет одного государства на монеты другой страны. Профессия довольно популярная в то время, учитывая, что Антверпен становился богатым зажиточным городом с развивающейся международной торговлей. Португальские и испанские купцы и влиятельные итальянские банкиры развивали свои торговые отношения с Антверпеном, превращая оживленный город в экономическую столицу Европы. Одним из следствий присутствия торговцев со всей Европы, использующих различные валюты, был рост обменных пунктов. Поэтому спрос на обменников также активно увеличивался.
На картине изображены муж и жена, взвешивающие весы с монетами. Статус героев подтверждают кольца на пальцах. Одеяние довольно простое: муж и жена не бедны, но и не слишком зажиточны. Вполне возможно, это бюргеры Антверпена среднего достатка.
На зеленой скатерти лежит куча монет. Мужчина всецело занят своим делом, в то время как его супруга занята духовным времяпровождением.
Жена менялы сидит по левую руку от мужа и читает молитвенник (часослов) в изящном кожаном переплете. Образ Богоматери с Младенцем Христом на всю страницу доказывает религиозную тематику книги. Женщина полностью погружена в свое чтение и даже при быстром взгляде на весы, ее тонкие пальцы продолжают держать страницу в воздухе, а корпус всецело предан книге (даже при взгляде на весы, ее корпус сохранил свое положение — это свидетельствует о том, что она полностью занята своим чтением).
Материальное и духовное
На картине прослеживается контраст: мужчина занят материальными денежными делами, а женщина — духовностью. Забота об увеличении дохода менялы противопоставлена стремлению к религиозной созерцательности его жены. Картина отчасти напоминает «Женщину, держащую весы», которую Ян Вермеер написал почти через 150 лет после коллеги Массейса. Главная заложенная мысль художника Вермеера кроется в том, что весы, как и Страшный суд, ожидающий в конечном итоге каждого, взвешивают благие и грешные поступки человека. Мысль Квентина Массейса в его картине с менялой идентична: мужчина взвешивает (оценивает) свою жизнь и поступки, а его жена напоминает ему о духовном мире.
Символика картины
Весы на обеих картинах являются аллегорией взвешивания своих действий, метафорой выбора между добром и злом. Стеклянная утварь в интерьере (кувшин за спинами героев и сосуд на столе) напоминает о бренности жизни и ее скоротечности. Стекло такое же хрупкое, как и человеческая жизнь. Погасшая свеча и фрукты на полке — символы неизбежной смерти и тщетности бытия. Графин с водой и четки, свисающие с полки, символизируют чистоту веры.
Зеркало — важный атрибут
Если взгляд менялы устремлен на весы, то взгляд его супруги говорит о большем: это потухший взгляд человека, который устал от хлопот и трудностей и ищущий радость и надежду в религии (то, что в зеркало и отражено). Зеркало имеет два значения: с одной стороны это символ суетности занятия мужчины, а с другой — в зеркале отражено то идеальное, к чему стремятся герои, и, особенно женщина. Церковный шпиль, спокойное и умиротворенное времяпровождение, чтение молитвенника и никаких насущных жизненных трудностей. Традиционная черта общества Средневековья: надеяться и уповать на жизнь после смерти, на религиозное умиротворение. И только последующая эпоха Возрождения сыграла роль спускового крючка, после которого люди освободились от ортодоксальных оков и начали проживать свою реальную жизнь
/
Живописец Квентин Массейс появился на свет 10 сентября 1466 года в бельгийском городе Лувене. Он был одним из выдающихся художников 16 века. Его живопись находилась в стадии перехода от готики позднего периода к Возрождению. К. Массейс был необычным человеком. Он постоянно совершенствовал себя в духовном и профессиональном плане. Всю свою жизнь художник посвятил искусству. Его гениальные и блистательные работы пользовались огромной популярностью в обществе.
Мальчик вырос в крестьянской семье. Его отец был кузнецом, мать занималась домашним хозяйством. В юности Квентин занимался кузнечным делом, помогая отцу. Ему очень нравилось это занятие, но в жизни он выбрал живопись. В детстве, во время болезни будущего художника, монах подарил ему деревянные фигурки с изображением святых. Квентин был очень рад такому подарку! Друг посоветовал ему раскрасить фигурки, чтобы поскорей поправиться. Он увлёкся этим и произошло чудо: у него обнаружились способности к рисованию. Мальчик любил природу, животных и окружающий мир. Квентин рисовал всё что видел дома и вне его. Он любил тишину и уединение.
Юноша учился у художника А. Баутса. В 1491 году он вступил в гильдию художников Антверпена. Здесь он знакомился с интересными творческими людьми, посещал разные выставки, читал много книг на тему искусства. У него была своя художественная мастерская. Майссес писал красивые пейзажи, портреты, бытовые и жанровые сцены, алтарные полотна. Его творчество не знало границ!
Мастер кисти выполнял портреты на заказ для объединений художников, религиозных организаций, храмов, монастырей и даже самого датского короля. Картина «Мадонна с младенцем» - одна из лучших его работ. Композиция наполнена теплом, любовью, добротой и материнством Вселенной. Поклонники таланта художника боготворили это творение.
Квентин был знаком с известными людьми своего времени: художниками, поэтами, музыкантами. Он обожал творчество Леонардо де Винчи и А. Дюрера. Их художественные произведения его вдохновляли. Работая с И. Патиниром, он испытывал моральное удовлетворение. У коллег были совместные работы. Патинир изображал природу в религиозных темах. В его пейзажах Массейс создал несколько элементов к алтарной композиции «Искушение святого Антонио». Талантливо и одарённо художник написал портреты короля Дании и учёного Эразма Роттердамского. Эти работы ему принесли заслуженный успех.
На Массейса будто снизошёл святой дар. Он так виртуозно, легко и блистательно писал картины, что они «оживали» прямо на глазах. Особый успех он получил в портретном искусстве, передавая «живые», одухотворённые образы людей. Художник писал много религиозных сюжетов. Женщины-Мадонны были одной из его излюбленных тем.
Самая первая его работа из раннего творчества – триптих, посвящённый святой Анне. Алтарное полотно «Оплакивание Христа» было признано одним из лучших божественных и гениальных творений.
Квентин Массейс успешно продолжил традиции художника-новатора Ян ван Эйка. Он ощущал духовную близость с гуманистами.
С огромным усердием мастер кисти работал над гротесковыми псевдо-портретами, отражающими реальность и фантазию, создавал карикатуры. Его жанровые работы носили нравственный и морализующий характер. В своём творчестве он стремился к претворению в искусство синтеза нидерландского и итальянского Возрождения. Его сын Ян продолжил традицию отца, став художником.
Массейс окончил свой жизненный путь 13 июля 1530 года. Его художественные работы известны всему миру.