Найти тему
NEWS.ru

Весь мед в магазинах -- поддельный и опасен для здоровья? Узнали, как на самом деле

Оглавление

От 60% до 70% меда в российских магазинах сегодня — контрафакт, рассказывают эксперты. Продукт заменяют с помощью специального сиропа, а дешевые марки продают под видом дорогих. Опасно ли это для потребителя и что предпримут власти и бизнес, чтобы решить проблему, рассказывает NEWS.ru.

Что выяснило Роскачество о магазинном меде

1 августа Роскачество представило исследование 16 недорогих брендов меда, в том числе собственных торговых марок ретейлеров. В итоге ведомство указывает, что они все не соответствует обязательным требованиям законодательства. Продукцию производили в Воронежской, Московской, Новосибирской и Новгородской областях. Мед проверяли по 14 параметрам, среди которых качество и безопасность товара. «При выявлении даже одного отклонения от нормативов можно говорить о признаках фальсификации. В тех случаях, когда таких несоответствий выявлено несколько, можно утверждать, что продукция является фальсификатом, а именно смесью меда и сахарных сиропов», — уточняли в Роскачестве.

Результаты исследования показали, что ни одна продукция не соответствует нормативам полностью. В частности, проверялось соотношение фруктозы и глюкозы, содержание пролина и несоответствие нормам по диастазе. Специалисты Роскачества нашли сахарный сироп в продукции торговых марок «Медовая долина» (цветочный), «Каждый день» (гречишный), Spar (цветочный), «Наша Сибирь» (цветочный «Полевые просторы» и «Горный»), «О’кей Daily» (цветочный), «Просто» (разнотравье) и других. Содержание пролина ниже нормативного обнаружили также, в частности, в меде брендов «365 дней», «Медовый край», «О’кей Daily» и «Просто».

Ботаническое же происхождение продукта проверяют по содержанию фермента диастазы, который расщепляет сахар и сахарозу на фруктозу и глюкозу. У меда разного происхождения разное содержание диастазы, то есть этот показатель также может указывать на фальсификацию. Поэтому было определено, что под частью марок продавали мед одного типа (допустим, подсолнечный) под видом более дорогого (к примеру, липового или гречишного).

-2

Сколько в России поддельного меда

В Роскачестве заявляют, что проводят свои проверки регулярно уже девять лет и история с фальсификатом — обычная практика многих компаний. По их оценкам, сегодня в России более 60% меда является поддельным. И проблемы касаются в первую очередь продуктов низкой ценовой категории и собственных торговых марок сетей.

По оценкам Союза пчеловодов России, объем контрафакта на медовом рынке и вовсе достигает 70%. Поддельную продукцию производят с помощью побочных продуктов переработки сахара (например, патоки) или отходов переработки кукурузы, куда добавляют сахар, подсластители, загустители, цветочную пыльцу и т. д. Также владельцы ульев просто могут кормить пчел сахарным сиропом и получаемое после этого похожее на мед вещество продавать в магазинах. Впрочем, об опасности таких продуктов никто не говорит.

Что предпринимают власти и бизнес

Министерство промышленности и торговли России уже уведомило ретейлеров о необходимости усилить контроль за соответствующими товарами в их ассортименте. Ведь согласно нововведениям в закон «О пчеловодстве», которые начали действовать с 1 сентября, медом больше нельзя называть продукцию с сахарно-фруктозным сиропом.

Президент Ассоциации компании интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сообщил NEWS.ru, что объединение уже получило рекомендации министерства и проинформировало всех своих членов о необходимости устранения причин и условий, которые способствовали сложившейся ситуации. И входящие в АКИТ Х5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка»), «Магнит», «Ашан», «Вкусвилл», «Азбука вкуса», Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет» должны будут донести до своих поставщиков требования обеспечить соответствие ГОСТу. Также участников рынка призвали усилить контроль реализуемой продукции, сказал Соколов.

О получении писем Минпромторга также сообщили в Союзе независимых сетей и Ассоциации компаний розничной торговли. Директор Союза Иван Бабухадзе (в его объединения входят региональные магазины) подтвердил РБК, что доля некачественного меда в магазинах сегодня весьма существенная. «Мы будем делать все возможное для борьбы с контрафактным продуктом», — сказал он.

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев заявил NEWS.ru, что АКОРТ направила рекомендации Минпромторга входящим в нее компаниям (а это опять же X5 Group, «Магнит», «Лента», «Азбука вкуса», «Ашан» и другие). По его словам, сети проверят информацию и, если продукция не будет соответствовать ГОСТу, ситуацию обещают исправить. В то же время Караваев подчеркнул, что ретейлеры проводят аудит производителей, «поэтому в крупной сетевой рознице риск столкнуться с фальсификатом, то есть умышленным изменением качества, минимален».

-3

Будет ли борьба с подделками эффективной

Экономист Николай Солабуто в беседе с NEWS.ru заметил: срок жизни такого продукта, как мед, не очень большой, поэтому и риски фальсификаторов быть «пойманными за руку» минимален. И это замотивировало последних подделывать все, что идет в пищу.

«Правительство борется с этим, также вводя коды производителей, но эту работу нельзя делать одномоментно. Коды вводятся сначала для одного класса продуктов, потом для другого. Очередность обуславливается масштабами подделок. Вероятно, такие меры будут применяться ко всем продуктам», — допустил эксперт, воздержавшись, впрочем, от прогнозов о том, помогут ли все эти меры.

Другие эксперты и участники рынка в сегодняшних публикациях тоже пока стараются не делать громких обещаний. Ведь, как написано выше, Роскачество проводит свои проверки и регулярно выявляет нарушения с 2016 года.

Читайте также:

Россиянам рассказали, как правильно хранить мед

Россиян предупредили о фальсификате в продаваемом в магазинах меду

Россиянам рассказали, как правильно выбрать натуральный мед

«Полки завалены суррогатами»: почему подделок продуктов стало больше в разы

Ссылка на сайт ›

Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале