Причину - единственную и неповторимую расскажу сразу - церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах - это и есть причина. Такой второй во всем мире нету.
Побывать в этом необыкновенном месте мы решили сразу, как только о нем узнали. Случайно в стриме один человек упомянул, спасибо ему. Но доехали только через два года, ибо неожиданно случилась пандемия сами знаете чего.
И вот, как только появилась возможность и обнаружилось свободное время, отправились мы в Подольск. Второй диаметр теперь туда доставляет всех желающих легко, просто и комфортно, но все равно долго, 2 часа. Подольск город небольшой и нами почти совсем не изученный, прошли мы по нему самым коротким путем до Дубровиц. На автобусе же совсем не интересно. От вокзала идем прямо до реки, поворачиваем налево, и направляемся вдоль набережной.
Ну как то есть по набережной, тропинка там протоптана, вокруг насаждения растительные, благоустройства не наблюдается. По правую руку виднеется река Пахра, берег с нашей стороны крутой и весь зарос деревьями, кустами и отдыхающими шашлычниками. Народ гуляет, дышит воздухом. Не торопясь дошли до моста через эту самую Пахру, и уже видим ее, то есть ЕЁ - Знаменскую церковь, но пока что только ее знаменитую корону.
Подходили специально медленно, чтобы голову не снесло. Смотрели с моста на реку, отвлекались на усадьбу (ох, скольких владельцев после Голицына она пережила до наших дней, и то кое-как, мы внутрь самого дворца не пошли, ничего там интересного нету). Колокольню на тот момент недавно начали строить, только стены, очень некрасиво пока было. История колокольни отдельная - она и раньше, до того как ее взорвали советские деятели, не гармонировала со Знаменской церковью, хотя многие последующие перестройщики и реставраторы пытались привести ее в соответствие...
Ладно, не о ней речь. В другой раз посмотрим, теперь она должна быть уже действующей.
И вот - перед нами церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.
Построена Борисом Голицыным после снятия с него опалы. Он Петра I воспитал, был его “дядькой”, а под раздачу попал из-за своего брата, всем известного Василия, но ненадолго.
Голицынское барокко - это отдельное барокко, не похожее ни на какое другое. Появилось оно под влиянием европейского, занесено сюда европейскими архитекторами (до сих пор идут споры, какими именно), но, когда стоишь рядом и смотришь, никакое оно не европейское, наше, несмотря ни на что.
Белый камень, благо неподалеку добывается, не просто себе камень, а резной, там по стенам совсем нет свободного места, чтобы без резьбы. Первый уровень четырехлепестковый (в плане равноконечный крест, а поскольку у каждого окончания три грани, то получается в итоге 12-ти лепестковый), гульбище с лестничными маршами со всех четырех сторон, даже с алтарной (не знаю, часто ли такое случается с православными храмами, я никогда не встречала).
Сказать, что это красиво, значит ничего не сказать. Даже теперь, после всех испытаний, которые церковь перенесла и пережила, она осталась неотразимой и неповторимой, такой второй точно нигде нет. Менялись хозяева усадьбы несколько раз. Некоторым владельцам было не до церкви (к примеру, М.А. Дмитриев-Мамонов, которому Екатерина вторая усадьбу подарила с широкого царского плеча, так вот ему и дела не было, что птицы залетают сквозь разбитые окна и портят уникальный резной иконостас, а народ потихоньку растаскивает уникальные резные камни для починки своих лачуг). В 19 уже веке немного озаботились сохранением. Но часть скульптур (ох, скульптуры вокруг православного храма - это невообразимая редкость, тем более в 17-18 веках, пойдите, найдите такое) все равно утеряна. Некоторые апостолы поломаны частично, а другие - насовсем пропали.
А потом сменилась власть в стране и во всеобщем переустройстве от нее, Знаменской церкви, отмахнулись совсем. Пытались делать здесь музей, потом забросили и отдали в ведение сначала совхоза, а затем ВНИИ кормления сельскохозяйственных животных. Я не понимаю, совсем не понимаю, ну хотя бы архив, хотя бы просто склад, но почему в этом потрясающе возвышенном здании, пусть им религия мешала, почему животноводство.
Свиней внутри не держали, но относились абсолютно по-свински. Много лет окна были выбиты, уникальные резные ступени и украшения стен и внутри и снаружи разрушались и уничтожались. Удивительно, что Знаменская церковь вообще пережила все невзгоды, выпавшие на ее долю. Ангелы на полукупольном своде не пережили.
Ладно, я выдохлась, буду теперь только описывать то, что мы имеем на данный момент, всё, что нам осталось. “Театр” на кровле утрачен, вместо ангелов что то такое мелкое (заменили при реставрации в 19 веке). Апостолов по периметру несколько, и то они не целые. Зато восьмериковая резная башня над полусводом возвышается и корону невообразимую на себе несет.
Корона эта много разговоров и критики вызывала во все времена существования этого храма. Но все эти времена пережила. Эта чудесная и поистине очаровательная, такая, казалось бы, не православная часть храма, неповторимая и уникальная, она и по сей день удивляет и поражает. Надо только представить, как она удивляла и поражала людей в 17 и 18 веках.
Отдельное спасибо животноводам (по иронии судьбы), которые сохранили, как смогли (на растопку не пустили), часть оригинального иконостаса, его теперь вернули на законное место.
Интерьер храма я не берусь описывать словами. Это как пересказывать музыку. После того, как мы обошли всю эту потрясающую красоту, (мозг выносящую красоту) снаружи и вошли вовнутрь, в тот момент я, если честно, сначала вышла обратно. Отдышалась и снова вошла. Это такой контраст, что очень трудно сразу воспринять. Там столько информации втиснуто в ограниченное пространство - дышать нечем. На стенах отражено всё, что можно отразить из писания, причем как в росписи, так и в скульптуре. Вы когда сюда доберетесь, сами поймете. Интерьер роскошный, мы залипли здесь на час, чтобы детально всё рассмотреть, но фотографировать нельзя.
Легенда: достоверность того, что купол был изначально расписан подтверждается архивной записью: «в 1827—1828 годах крепостной художник Михайло Пименов, обновляя росписи в Дубровицком храме, упал с лесов и убился насмерть». Простите, архивную запись я конечно не проверяла.
Выйдя уже из храма мы взобрались на смотровую площадку, которая изначально в 18 веке была просто насыпным холмом, виды потрясающие оттуда. Река Десна впадает в реку Пахра очень мило, всё это и построено на крутом холме над местом впадения. И обязательно нужно спуститься от храма на Певческое поле, как раз к тому самому месту, где впадает. Мы спустились и тут запустили дроника. (Тогда можно было и он очень маленький). Ролик покажу обязательно, это просто потрясающе - cмотреть на это великолепие сверху, откуда птицы только могут увидеть.
Хочется сказать еще раз спасибо нынешним реставраторам, потому что воссоздать такую неимоверную красоту из такой разрухи - это большая самоотверженная работа. Я только никак не согласна с голубым цветом интерьера, но мое мнение - это только мое мнение.
Заканчивая свое повествование, расскажу совсем немного истории архитектуры. Никто так и не выяснил точно имя архитектора, спроектировавшего это уникальное чудо. Может быть это был Тессин, может, нет. Над каменной резьбой работали артели итальянских мастеров вместе с российскими мастерами, среди них был и будущий архитектор Санкт Петербурга Доменико Трезини. Отдельно следует рассмотреть картуши с надписями на латинском языке, в обрамлении рельефов и ангелочков, такие штуки в православных храмах почти нигде не встречаются.
Я к чему вела, когда про архитектора начала рассказывать. По одной из версий по проекту Тессина была построена еще одна Знаменская церковь - Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове.
Это конечно просто слова, никто ничего достоверно не знает, но посмотрите сами. Она очень маленькая, сильно изувеченная временем, историей и очень сильно реставраторами, но мне кажется, что корни у этих двух церквей вполне себе одни. Строили ее для Петра Голицына, кто бы сомневался, без Голицыных тут никак.
Как и в Дубровицах, не обошлось здесь без Разумовских. По преданию, именно здесь граф Алексей Разумовский тайно венчался с императрицей Елизаветой Петровной.
Мы специально доехали, чтобы запечатлеть. Такая милота сохранилась и стоит и душу греет всем, кто ее посетит и рассмотрит внимательно. Хоть и плохо ухоженная, к сожалению.
Такой вот получился рассказ о необычном, практически эксклюзивном Подмосковном барокко. Ради него стоит доехать до Дубровиц и потратить время, такого просто больше нигде не существует.
На сегодня всё. Спасибо за внимание, до свидания.
Подписывайтесь, читайте другие статьи, жду комментариев.