Найти в Дзене
Maxin

Одна, но очень веская, причина увидеть Знаменскую церковь в Дубровицах. Или «Подмосковное барокко».

Причину - единственную и неповторимую расскажу сразу - церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах - это и есть причина. Такой второй во всем мире нету. Побывать в этом необыкновенном месте мы решили сразу, как только о нем узнали. Случайно в стриме один человек упомянул, спасибо ему. Но доехали только через два года, ибо неожиданно случилась пандемия сами знаете чего. И вот, как только появилась возможность и обнаружилось свободное время, отправились мы в Подольск. Второй диаметр теперь туда доставляет всех желающих легко, просто и комфортно, но все равно долго, 2 часа. Подольск город небольшой и нами почти совсем не изученный, прошли мы по нему самым коротким путем до Дубровиц. На автобусе же совсем не интересно. От вокзала идем прямо до реки, поворачиваем налево, и направляемся вдоль набережной. Ну как то есть по набережной, тропинка там протоптана, вокруг насаждения растительные, благоустройства не наблюдается. По правую руку виднеется река Пахра, берег с нашей стороны кру
Прекрасное Подмосковное барокко, второго такого нет нигде
Прекрасное Подмосковное барокко, второго такого нет нигде

Причину - единственную и неповторимую расскажу сразу - церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах - это и есть причина. Такой второй во всем мире нету.

Побывать в этом необыкновенном месте мы решили сразу, как только о нем узнали. Случайно в стриме один человек упомянул, спасибо ему. Но доехали только через два года, ибо неожиданно случилась пандемия сами знаете чего.

И вот, как только появилась возможность и обнаружилось свободное время, отправились мы в Подольск. Второй диаметр теперь туда доставляет всех желающих легко, просто и комфортно, но все равно долго, 2 часа. Подольск город небольшой и нами почти совсем не изученный, прошли мы по нему самым коротким путем до Дубровиц. На автобусе же совсем не интересно. От вокзала идем прямо до реки, поворачиваем налево, и направляемся вдоль набережной.

Это по пути встретилось
Это по пути встретилось

Ну как то есть по набережной, тропинка там протоптана, вокруг насаждения растительные, благоустройства не наблюдается. По правую руку виднеется река Пахра, берег с нашей стороны крутой и весь зарос деревьями, кустами и отдыхающими шашлычниками. Народ гуляет, дышит воздухом. Не торопясь дошли до моста через эту самую Пахру, и уже видим ее, то есть ЕЁ - Знаменскую церковь, но пока что только ее знаменитую корону.

Вид с моста на Пахру и мы там немножко
Вид с моста на Пахру и мы там немножко

Подходили специально медленно, чтобы голову не снесло. Смотрели с моста на реку, отвлекались на усадьбу (ох, скольких владельцев после Голицына она пережила до наших дней, и то кое-как, мы внутрь самого дворца не пошли, ничего там интересного нету). Колокольню на тот момент недавно начали строить, только стены, очень некрасиво пока было. История колокольни отдельная - она и раньше, до того как ее взорвали советские деятели, не гармонировала со Знаменской церковью, хотя многие последующие перестройщики и реставраторы пытались привести ее в соответствие...

Ладно, не о ней речь. В другой раз посмотрим, теперь она должна быть уже действующей.

И вот - перед нами церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Стоит красавица, гордо держит голову
Стоит красавица, гордо держит голову
Построена Борисом Голицыным после снятия с него опалы. Он Петра I воспитал, был его “дядькой”, а под раздачу попал из-за своего брата, всем известного Василия, но ненадолго.

Голицынское барокко - это отдельное барокко, не похожее ни на какое другое. Появилось оно под влиянием европейского, занесено сюда европейскими архитекторами (до сих пор идут споры, какими именно), но, когда стоишь рядом и смотришь, никакое оно не европейское, наше, несмотря ни на что.

Осторожно приближаемся. Корона у нее на голове - царская
Осторожно приближаемся. Корона у нее на голове - царская

Белый камень, благо неподалеку добывается, не просто себе камень, а резной, там по стенам совсем нет свободного места, чтобы без резьбы. Первый уровень четырехлепестковый (в плане равноконечный крест, а поскольку у каждого окончания три грани, то получается в итоге 12-ти лепестковый), гульбище с лестничными маршами со всех четырех сторон, даже с алтарной (не знаю, часто ли такое случается с православными храмами, я никогда не встречала).

Лестницы даже с алтарной стороны
Лестницы даже с алтарной стороны

Сказать, что это красиво, значит ничего не сказать. Даже теперь, после всех испытаний, которые церковь перенесла и пережила, она осталась неотразимой и неповторимой, такой второй точно нигде нет. Менялись хозяева усадьбы несколько раз. Некоторым владельцам было не до церкви (к примеру, М.А. Дмитриев-Мамонов, которому Екатерина вторая усадьбу подарила с широкого царского плеча, так вот ему и дела не было, что птицы залетают сквозь разбитые окна и портят уникальный резной иконостас, а народ потихоньку растаскивает уникальные резные камни для починки своих лачуг). В 19 уже веке немного озаботились сохранением. Но часть скульптур (ох, скульптуры вокруг православного храма - это невообразимая редкость, тем более в 17-18 веках, пойдите, найдите такое) все равно утеряна. Некоторые апостолы поломаны частично, а другие - насовсем пропали.

На это можно смотреть часами
На это можно смотреть часами

А потом сменилась власть в стране и во всеобщем переустройстве от нее, Знаменской церкви, отмахнулись совсем. Пытались делать здесь музей, потом забросили и отдали в ведение сначала совхоза, а затем ВНИИ кормления сельскохозяйственных животных. Я не понимаю, совсем не понимаю, ну хотя бы архив, хотя бы просто склад, но почему в этом потрясающе возвышенном здании, пусть им религия мешала, почему животноводство.

Свиней внутри не держали, но относились абсолютно по-свински. Много лет окна были выбиты, уникальные резные ступени и украшения стен и внутри и снаружи разрушались и уничтожались. Удивительно, что Знаменская церковь вообще пережила все невзгоды, выпавшие на ее долю. Ангелы на полукупольном своде не пережили.

Одна из немногих скульптур, доживши до наших дней. Если я правильно понимаю - это Григорий Богослов
Одна из немногих скульптур, доживши до наших дней. Если я правильно понимаю - это Григорий Богослов
А это Иоанн Златоуст
А это Иоанн Златоуст

Ладно, я выдохлась, буду теперь только описывать то, что мы имеем на данный момент, всё, что нам осталось. “Театр” на кровле утрачен, вместо ангелов что то такое мелкое (заменили при реставрации в 19 веке). Апостолов по периметру несколько, и то они не целые. Зато восьмериковая резная башня над полусводом возвышается и корону невообразимую на себе несет.

Белый камень и резьба и купол с короной сверху
Белый камень и резьба и купол с короной сверху

Корона эта много разговоров и критики вызывала во все времена существования этого храма. Но все эти времена пережила. Эта чудесная и поистине очаровательная, такая, казалось бы, не православная часть храма, неповторимая и уникальная, она и по сей день удивляет и поражает. Надо только представить, как она удивляла и поражала людей в 17 и 18 веках.

Уникальная и неповторимая
Уникальная и неповторимая
Отдельное спасибо животноводам (по иронии судьбы), которые сохранили, как смогли (на растопку не пустили), часть оригинального иконостаса, его теперь вернули на законное место.

Интерьер храма я не берусь описывать словами. Это как пересказывать музыку. После того, как мы обошли всю эту потрясающую красоту, (мозг выносящую красоту) снаружи и вошли вовнутрь, в тот момент я, если честно, сначала вышла обратно. Отдышалась и снова вошла. Это такой контраст, что очень трудно сразу воспринять. Там столько информации втиснуто в ограниченное пространство - дышать нечем. На стенах отражено всё, что можно отразить из писания, причем как в росписи, так и в скульптуре. Вы когда сюда доберетесь, сами поймете. Интерьер роскошный, мы залипли здесь на час, чтобы детально всё рассмотреть, но фотографировать нельзя.

Иконостас, часть икон подлинные, чудом сохранились
Иконостас, часть икон подлинные, чудом сохранились
Легенда: достоверность того, что купол был изначально расписан подтверждается архивной записью: «в 1827—1828 годах крепостной художник Михайло Пименов, обновляя росписи в Дубровицком храме, упал с лесов и убился насмерть». Простите, архивную запись я конечно не проверяла.
Вообще то снимать там запрещено внутри, поэтому фоток мало
Вообще то снимать там запрещено внутри, поэтому фоток мало

Выйдя уже из храма мы взобрались на смотровую площадку, которая изначально в 18 веке была просто насыпным холмом, виды потрясающие оттуда. Река Десна впадает в реку Пахра очень мило, всё это и построено на крутом холме над местом впадения. И обязательно нужно спуститься от храма на Певческое поле, как раз к тому самому месту, где впадает. Мы спустились и тут запустили дроника. (Тогда можно было и он очень маленький). Ролик покажу обязательно, это просто потрясающе - cмотреть на это великолепие сверху, откуда птицы только могут увидеть.

Справа та самая смотровая площадка
Справа та самая смотровая площадка

Вышли
Вышли

Хочется сказать еще раз спасибо нынешним реставраторам, потому что воссоздать такую неимоверную красоту из такой разрухи - это большая самоотверженная работа. Я только никак не согласна с голубым цветом интерьера, но мое мнение - это только мое мнение.

Крутой холм и спуск к Певческому полю, дроник снимал
Крутой холм и спуск к Певческому полю, дроник снимал

Заканчивая свое повествование, расскажу совсем немного истории архитектуры. Никто так и не выяснил точно имя архитектора, спроектировавшего это уникальное чудо. Может быть это был Тессин, может, нет. Над каменной резьбой работали артели итальянских мастеров вместе с российскими мастерами, среди них был и будущий архитектор Санкт Петербурга Доменико Трезини. Отдельно следует рассмотреть картуши с надписями на латинском языке, в обрамлении рельефов и ангелочков, такие штуки в православных храмах почти нигде не встречаются.

Ансамбль в Дубровицах, колокольню только строят
Ансамбль в Дубровицах, колокольню только строят

Я к чему вела, когда про архитектора начала рассказывать. По одной из версий по проекту Тессина была построена еще одна Знаменская церковь - Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове.

Знаменская церковь в Перово, Москва
Знаменская церковь в Перово, Москва

Это конечно просто слова, никто ничего достоверно не знает, но посмотрите сами. Она очень маленькая, сильно изувеченная временем, историей и очень сильно реставраторами, но мне кажется, что корни у этих двух церквей вполне себе одни. Строили ее для Петра Голицына, кто бы сомневался, без Голицыных тут никак.

Как и в Дубровицах, не обошлось здесь без Разумовских. По преданию, именно здесь граф Алексей Разумовский тайно венчался с императрицей Елизаветой Петровной.
Мне очень понравилась, но внутри, увы, простецкий новодел
Мне очень понравилась, но внутри, увы, простецкий новодел

Мы специально доехали, чтобы запечатлеть. Такая милота сохранилась и стоит и душу греет всем, кто ее посетит и рассмотрит внимательно. Хоть и плохо ухоженная, к сожалению.

Такой вот получился рассказ о необычном, практически эксклюзивном Подмосковном барокко. Ради него стоит доехать до Дубровиц и потратить время, такого просто больше нигде не существует.

На сегодня всё. Спасибо за внимание, до свидания.

Подписывайтесь, читайте другие статьи, жду комментариев.