Прежде всего необходимо задаться вопросом, что изучение философии Фомы Аквинского может дать нам сейчас. На протяжении столетий к философии томизма (другое название философии Фомы) неоднократно возникало недоверие. Со временем в рамках католической доктрины Фома стал рассматриваться скорее не как обязательный философ, а как своего рода образец мышления. Интерес к Фоме поддерживался на протяжении всего двадцатого века. Образцом философа Фома являлся для одного из ведущих философов двадцатого века – Этьена Жильсона. Жильсон именовал философию Фомы как экзистенциальную онтологию, в рамках которой единственной имело место правильное рассмотрение вопроса о бытии, в дальнейшем от которого философия отклонилась.
Эпоха Аквината – это XIII век. Эпоха зрелой схоластики, расцвета средневековых университетов. До этого времени основными авторитетами средневековой философии являлись Августин Блаженный и Боэций, через которого в поле средневековья вводилась логика. В IX веке средним векам стали доступны переводы Иоанна Скота Эриугены, корпус текстов Дионисия Ареопагита и тексты Максима Исповедника. Платонизм и неоплатонизм был известен средним векам через Августина и Ареопагита, но во вторичной обработке, Аристотель же был немного известен через Боэция.
К тому времени в свой расцвет вступила арабская цивилизация, которая во много сохранила достижения античной философии. В культурных центрах Гранады и Кордобы имелись обширные библиотеки, в которых были собраны сочинения по различным наукам. Видными арабскими философами являлись Аль-Фараби, написавший комментарий на метафизику Аристотеля, Ибн-Сина (Авиценна), живший в X-XI веке и Ибн-Рушд (Аверроэс). Интеллектуальные богатства арабов вскоре оказались доступны европейскому средневековью, особенно после того, как в XII веке в Толедо была создана интернациональная переводческая коллегия.
Арабские философы были преимущественно медиками, что обусловило их эмпирическую ориентацию в философии, в отличии от западных философов-теологов. В арабской философии существовало четкое разделение между знанием, полученным из откровения и знанием, получаемым естественным путем. Это разделение возьмет на вооружение Фома Аквинский. Однако вскоре арабская философия подошла к своему закату, философская традиция постепенно угасла, уступив место религиозно-ориентированной мысли.
Арабская философия оказала чрезвычайное влияние на философию европейского средневековья, однако не только они. Другой линией воздействия оказалась еврейская философия, прежде всего труды Моисея Маймонида.
Увлекавшиеся Аристотелем арабы, как бы ввели его в русло философского потока на западе, который до тринадцатого века знал Аристотеля в крайне ограниченном масштабе. Теперь же начался философский бум. Множество новых, переводных текстов пришли в западную Европу.
Фоме, который поступил в неаполитанский университет в возрасте пятнадцати лет, оказался способен освоить и творчески переработать эту громаду новых знаний, которые появились в то время.
Фома Аквинский в процессе создания своей философской системы опирался на определенную иерархию авторитетов. На первом месте для него, как для христианского философа, стояло Священное писание. Затем следовали отцы-церкви – христианские мыслители IV – VIII вв. Следующим авторитетом был Аристотель, которого Фома как правило в тексте называл просто «Философ». Фома не принимал учение Аристотеля без возражений, а творчески осмысливал его, интерпретировал и спорил с ним. Далее следуют арабские философы – Ибн-Сина (Авиценна) и Ибн-Рушд (Аверроэс), которого он называл просто «Комментатор», то есть комментатор Аристотеля. И наконец, уже упомянуты Моисей Маймонид. Эти линии влияния являлись ключевыми для Аквината.
Фома Аквинский родился в 1224/25 году, а умер в 1274. Он родился в замке, в знатном роду графов Аквинских близ Неаполя. Изначально ему был предопределен церковный путь. У Фомы была большая семья, много братьев и сестер, в последующем это сыграет важную роль в процессе его канонизации, где его племянницы сообщат множество важных свидетельств. В юном возрасте Фома поступает в Неаполитанский университет.
Вопреки воли своих родных, Фома решил вступить в нищенствующий монашеский орден – орден доминиканцев. Это решение повлекло за собой курьезные последствия – насильственное возвращение братьями домой, попытка соблазнения и смирение родителей. Вступив в орден и переехав в Париж, он знакомится со своим учителем – Альбертом Великим, с которым он позже переезжает в Кельн, где доминиканцы основали орденскую школу. В 1256 году Фома становится магистром теологии, и начинает преподавать в Парижском университете. В течении трех лет он создает ряд трактов, комментариев, он ведет диспуты, которые также входят в корпус его текстов.
Следуя уставу ордена, который предполагал постоянное передвижение своих членов Фома попадает в Италию, начинает преподавать в Риме. Там он заканчивает первый из своих ключевых трудов – «Сумму против Язычников», там же он начинает писать второй главный труд – «Сумму теологии». Позже он вновь переезжает в Париж. Там он ведет дискуссии с профессорами факультета искусств по поводу философии Аристотеля. В то же время он вел дискуссии с теми философами, которые вообще выступали против Аристотеля или же против нищенствующих орденов. Фома продолжал писать «Сумму теологии», комментарии, другие малые и крупные трактаты, вести преподавательскую деятельность.
Количество текстов, которые написал в это время Фома было колоссально. В 70-е годы Фома отправляется на родину, в Неаполь и там, в конце 1273-го года с ним происходит во время мессы загадочное событие, в результате которого он умолкает и перестает писать. Возможно, это был не только мистический экстаз, но и физический срыв.
После этого по повелению Папы римского, Фома и другие видные католические теологи отправляются на церковный собор в Лион, который был созван по поводу возможного объединения Западной и Восточной церквей. В пути с Фомой приключился, судя по всему, второй удар, едя на осле он ударился головой о ветвь дерева и упал. Его перенесли в келью в монастыре, где он и умер.
Фома начал свою писательскую деятельность в возрасте 27-28 лет, начиная с комментария на пророка Исайю, и за свою жизнь написав тысячи страниц. Фома был задумчивым, добродушным и очень высоким человеком. Он как никто умел концентрироваться, уходить в себя, что позволяло ему продумывать и обрабатывать огромное количество информации. Еще в юности за ним закрепилось прозвище «Молчаливый вол». Фома был искренне глубоко религиозным человеком, он много молился, соблюдал католическую ритуалистику. Фоме часто являлись образы святых, явления Христа, Девы Марии, христианских святых.
При этом, по стилю того времени, Фома скрывал собственное «Я», заменяя его безличными оборотами – «Следует, имеется, доказано и т.д». В этом уникальность Фомы – его мистически ориентированная, визионерская личность, словно сталкивалась с безличным стилем схоластической философии.
Спасибо за внимание!