Найти в Дзене
Без цензуры

Байден повторяет за Мишустиным и открывает ФНБ в Америке

Американская администрация Джо Байдена прорабатывает вопрос создания фонда национального благосостояния. Предполагается, что проект будет доработан и оформлен до конца президентского срока Байдена, и уже его практическая реализация придется на правление Камалы Харрис, на победу которой рассчитывают демократы. Интересно, что фонд национального благосостояния США предполагается создать впервые и его основной целью будет прямое инвестирование в реальный сектор экономики США. Преимущественно речь идет о критически важных, а также о новых технологиях. То есть тот самый пресловутый технологический суверенитет американцы хотят обеспечить именно таким способом.

На самом деле, тема весьма эффективная, потому что прямые госинвестиции в проекты, которые, тем более, идут целевым образом, всегда являются самыми результативными, и американцы это прекрасно понимают. А им необходимо, безусловно, восстанавливать свой реальный сектор экономики, который был утрачен еще несколько десятилетий назад, когда строилась "Чимерика". Реальный сектор Соединенных Штатов постепенно деградировал и пришел к тому состоянию, которое есть сейчас. Если смотреть в финансовом плане, то да, у США имеется мощь, но свой реальный сектор они отдали намеренно, причем Китаю, выстраивая тем самым "Чимерику". Но времена меняются. Если США хотят на что-то претендовать в новой системе мироустройства, если хотят создать свой полноценный макрорегион, то без мощного реального сектора экономики, конечно, никуда.

Теперь от Соединенных Штатов перейдем к России. У нас ведь тоже существует Фонд национального благосостояния.

Вообще сама идея суверенных фондов появилась в нулевые годы. Ее автором является Алексей Кудрин. И вот эта система ставила целью не развитие нашей экономики, а наоборот – являлась одним из главных источников оттока капитала. Ведь так называемые лишние нефтегазовые доходы бюджета системные либералы аккуратно, год за годом, складывали в "кубышку", которая носила разные названия (и Стабилизационный фонд, и Фонд национального благосостояния, как сейчас), но, в общем-то, толку от этого для экономики до 2020 года не было вообще. Что это за формулировка такая, лишние нефтегазовые доходы? Которые, к тому же, в то время менялись преимущественно с рублей на доллары. А это означало вывод капитала. Еще и вкладывались в ценные бумаги иностранных государств, в первую очередь США.

И вот 2020 год. Приходит новое Правительство – блок Мишустина и Белоусова. И само целеполагание управления Фондом национального благосостояния начинает меняться. Теперь это перестало быть "кубышкой Кудрина" или "кубышкой Силуанова". Деньги начали вкладываться как раз в наиболее капиталоемкие проекты – развитие реального сектора экономики – но в те, где других денег для инвестиций просто взять будет неоткуда. И за эти 4 года профинансировано суммарно, если считать и покупку "Сбера", 6,5 трлн рублей вот этих самых, уже не лишних нефтегазовых доходов. Теперь они уже называются нефтегазовыми сверхдоходами.

И это абсолютно правильная стратегия. Мы видим эффект. Были запущены большие, действительно, необходимые для нашей страны проекты, и их уже много. Из наиболее актуальных это вторая очередь (второй этап) расширения БАМа и Транссиба, которая в этом году уже завершается. Далее стартует третья очередь, на которую тоже деньги выделены из средств ФНБ. Или же, например, трасса М-12 "Москва – Казань". Это, конечно, не единственное, этих проектов большое количество. Все у нас их знают и, в общем-то, понимают, какую пользу для развития нашей экономики они приносят.

Но здесь иронично следующее. По факту, тому, что нам говорили американцы: что не нужно деньги суверенных фондов вкладывать в экономику, необходимо копить кубышку на черный день – теперь они сами же противоречат, по сути дела, повторяя ту же практику, которую Мишустин начал реализовывать с 2020 года. Будут целевым образом направлять деньги на инвестиции в важнейшие проекты для их уже реального сектора. И никаких вам кубышек, никаких резервов – ничего из этого не требуется. Это им теперь не необходимо. И понятно, что такая логика является абсолютно верной: когда правительство ставит перед собой цель экономического развития, то о резервах речи вообще не должно идти. Государство на то и государство, что ему резервы если и нужны, то в очень ограниченном количестве. Но для России этот резерв составляет примерно 150-200 млрд долларов, не больше. Но он должен храниться в Центробанке, а не быть в "кубышке" Правительства.

Теперь, если развивать мысли далее, та практика, которую Мишустин с Белоусовым начали реализовывать в 2020 году, доказала свои целеполагание и эффективность. Пусть название фонда поменялось, но не поменялись принципы его формирования. До сих пор средства, которые поступают в ФНБ, являются нефтегазовыми сверхдоходами. То есть берется некая цена отсечения и все, что выше нее, направляется в фонд и дальше уже инвестируется целевым образом в проекты развития реального сектора экономики. Однако этих денег уже недостаточно. Это примерно 1,3 трлн в год. Конечно, по сравнению с тем, что было 10 лет назад, мы можем констатировать, что значение существенное, но, тем не менее, проектов много и многие из них поставлены на паузу.

Поэтому необходимо изменить еще и принципы формирования ФНБ так, чтобы он пополнялся не только за счет нефтегазовых сверхдоходов, но из других источников. Какие это могут быть источники? Во-первых, это отказ от перечисления в федеральный бюджет доходов, которые поступают в ФНБ от вложений в ценные бумаги. Практика, действительно, непонятная: капают дивиденды "Сбербанка", других компаний, капают купоны по облигациям – и все это вместо того, чтобы оставаться в ФНБ и дальше вкладываться в экономику (то есть реинвестироваться), по факту направляется в госказну. Речь идет где-то о 500 млрд рублей по этой статье – деньги для вложений приличные.

Далее. Сейчас, как известно, учитывая высокий уровень процентной ставки, доходность облигаций федерального займа тоже высока – 15-16%. Ликвидная часть ФНБ до сих пор почему-то содержится в юанях и в золоте. Что там делают юани, мне непонятно. Золото же – актив, действительно, хороший, но золотой резерв должен формировать Центробанк, а не Правительство. Если перевести эту ликвидную часть из юаней и золота в ОФЗ, то на средний срок можно зафиксировать доходность в 15-16% – достаточно высокую. Это еще дополнительно 700-750 млрд рублей.

И, наконец, третье. Как известно, у нас много различных хороших госкомпаний, которые платят дивиденды, и контрольные пакеты их акций записаны на Росимущество. Деньги опять же поступают в федеральный бюджет, но для бюджета это нестабильный источник доходов. Так бюджет не должен формироваться. Поэтому перевод акций с баланса Росимущества на баланс ФНБ также обеспечит поступление примерно 350-400 млрд рублей в год из акций госкомпаний. Разумеется, помимо "Сбера" у нас их еще много. И таким образом, все вместе три этих источника, которые я сейчас обозначил, могут дополнительно привнести в фонд примерно 1 триллион 650 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем будет проинвестировано из ФНБ в этом году (примерно 1 трлн 100 млрд).

Вот отличный источник дополнительных поступлений, отличный источник дополнительных госинвестиций в экономику на те проекты, которые у нас поставлены на паузу. А то доходит до смешного. Тот же Северный широтный ход уже лет 10-15 достроить не можем. В общем, решение есть. Главное его принять и менять те принципы, которые были заложены еще в либеральные нулевые годы.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!