История мощей святого князя Даниила – одна из многих загадок, связанных с его именем.
Как сообщают летописи, благоверный князь Даниил Московский отошел ко Господу 4/17 марта 1303 года в возрасте 42 лет. По примеру своего отца, святого благоверного князя Александра Невского, незадолго до своей кончины он принял иноческий постриг. И завещал похоронить себя в основанной им обители – на братском кладбище – как простого монаха. «И скончался он на Москве в своей отчине, в чернецех и в скиме» – так сообщает о кончине князя Лаврентьевская летопись.
350 лет его святые мощи были сокрыты от верующих. Хотя достоверно известно, что периодически князь Даниил являлся разным людям, посещавшим кладбище Данилова монастыря. «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогда»– так сообщает о кончине князя Лаврентьевская летопись.
Явления святого князя Даниила разным людям впоследствии происходили и при князе Василии Иоанновиче, и при царе Иоанне Грозном… Лишь в 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича Патриарх Никон 30 августа/12 сентября (по старому/новому стилю) в присутствии самого царя, его придворных и собора епископов совершил торжественное открытие мощей святого князя Даниила. Святые останки были торжественно помещены в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Мощи святого князя Даниила почивали в серебряной раке, до Отечественной войны 1812 года, пока французские солдаты не разграбили обитель. В первую очередь, конечно, пропала драгоценная рака.
К началу XX века святые мощи князя были в прекрасной сохранности. Известный московский пастырь архимандрит Даниил (Сарычев, †2006), который в 1920-е годы был послушником в Даниловом монастыре, рассказывал, что епископ Николай Елецкий, участвовавший в то время в переоблачении мощей, говорил ему, что князь Даниил лежит как живой – будто сейчас откроет глаза и встанет. Даже если владыка сказал так с некоторым преувеличением, можно все-таки сделать вывод, что мощи князя были нетленными.
В годы советской власти князь разделил судьбу и своей обители, и всей Церкви. Власти постепенно забирали у монастыря храм за храмом, и даниловские монахи крестным ходом переносили из отобранного храма в другой свою главную святыню – мощи преподобного князя. В октябре 1929 года Троицкий собор передали под склад «Союзхлебу»; в других помещениях монастыря начал работать приемник-распределитель для беспризорных детей и малолетних преступников; а еще год спустя, 6 октября 1930, у членов Даниловской общины отобрали ключи от всех монастырских построек. Тогда мощи святого князя Даниила были перенесены в храм Воскресения Словущего у южной стены монастыря. В этом храме богослужения проходили до 1932 года. Власти не решились тронуть мощи князя Даниила. Хотя в одном из следственных дел 1933 года по даниловской братии говорилось, что к мощам «бывшего князя Даниила» постоянно устраивались паломничества, приезжали даже из других городов.
И вот в один из дней осени 1932 года оказалось, что мощи князя Даниила бесследно исчезли. Примечательно, что это произошло буквально накануне закрытия безбожной властью храма Воскресения Словущего. Причем, по воспоминаниям того же архимандрита Даниила (Сарычева), их увезли ночью. Власти по ночам из храмов мощи не увозили – они не стеснялись делать это и днем. Так что, судя по всему, святые мощи спрятал кто-то из братии или прихожан, чтобы сохранить их.
Дожившие до 1990-х годов прихожане Данилова монастыря передавали разные слухи о возможном местонахождении святых мощей князя. Один из старейших прихожан вспоминал, что тогда говорили, что мощи закопаны «где-то под мостом». Схимонахиня Даниила (Мачкина) утверждала, что мощи были каким-то образом переправлены в Канаду, и недоумевала, почему их не возвращают. Были версии, что мощи князя могли тайно ночью захоронить на расположенном неподалеку Даниловском кладбище.
К настоящему времени в обитель благодаря академику Дмитрию Лихачеву, а также известному лингвисту, профессору Игорю Аничкову и протоиерею Иоанну Мейендорфу из Америки вернулись только несколько частиц святых мощей. Они находятся в раке придела благоверного князя Даниила в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов; в ковчеге слева от святых врат Троицкого собора, а также в иконе преподобного князя в Покровском храме.
В Даниловом монастыре твердо верят, что надо молиться, и князь Даниил, вернувший в свое время после 250 лет запустения свой монастырь на его исконное место и сам указавший людям забытую ими могилу, где он был похоронен, найдет и сейчас способ указать нам, где почивают его святые мощи. Только произойдет это тогда, когда на это будет Божия воля, когда сам князь посчитает это необходимым и когда мы будем этого достойны. Может, князь вернется к своими святыми мощами в самое трудное время.