Умение работать с источником является жизненно необходимым при изучении истории. А при написании научных работ, историк всегда в первую очередь должен изучать исторические источники, поскольку именно оттуда исследователь получает ещё никому не известную информацию для анализа интересующего его события, процесса, личности, и т. д. Например, если историк изучает древних германцев, то ему обязательно следует изучить труд Гая Юлия Цезаря «Записки о Гальской войне», где подробно описывается быт и хозяйство германских племен.
Или мой собственный пример, когда я в процессе написания кандидатской диссертации побывал в четырёх архивах и исследовал более 200 неопубликованных источников, касающихся дворянской повседневности XIX века.
Что касается ЕГЭ по истории, то предполагается, что экзаменуемый должен владеть базовыми навыками работы с источником, то есть уметь извлечь необходимую информацию для выполнения заданий. В заданиях № 6, 13, 14 как раз и проверяется эта способность. В качестве исторического источника (текста) в вопросах могут быть использованы отрывки из летописей, сочинений историков, мемуаров, постановлений, резолюций и т. д. То есть, источники самых разных видов.
К сожалению, чётко определённой литературы, где были бы изложены все возможные тексты для экзамена (так называемый банк текстов), не существует, поскольку материал, который может быть использован в заданиях, настолько огромен и разнообразен, что поместить его в одну книгу или справочник просто невозможно. Однако стоит сказать, что сборники по тренировке с данными заданиями имеются, однако предлагаемые составителями тексты выбраны в произвольном порядке и вероятность того, что они могут быть задействованы на экзамене очень низка. Например в подготовке можно использовать полезное учебное пособие под авторством Р.В. Пазина (История. ЕГЭ. 10-11-е классы. Анализ исторического источника: учебное пособие / Р. В. Пазин. – 12-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Легион, 2022. – 432 с.). Я же на своих занятиях предлагаю ученикам тексты из хрестоматий (очень полезная вещь), из различных вариантов ЕГЭ прошлых лет, а также, когда у меня много времени и позитивное настроение - ищу интересные, но малораспространённые тексты из сборников опубликованных источников (например, журналы "Родина", "Русский архив" и т.д., издававшиеся в XIX веке).
1. Теперь поговорим о самих заданиях. В вопросе под №6 сдающему предлагается прочесть текст, после чего в приведенном ниже списке выбрать верные суждения. Количество верных суждений в задании не указывается (число правильных ответов может варьироваться от 2 до 4). Максимальный балл за данное задание составляет 2 первичных балла.
Задание №13 предполагает также ознакомление с текстом и последующий ответ на три вопроса, которые напрямую касаются прочитанного. 2 первичных балла даются за 3 верных ответа, соответственно 1 балл за 2 верно указанных элемента и 0 баллов за ответ на 1 вопрос или полное отсутствие ответа.
Задание №14 направлено на выявление у экзаменуемого навыков поиска исторической информации на основе предложенного материала. Необходимо найти и выписать конкретную цитату из текста (либо привести её собственными словами, передав содержание цитаты). Критерии оценивания задания в целом тождественны критериям задания №13.
Правильные ответы на задания по текстам предусматривают анализ содержания источников с учетом уже имеющихся у сдающего знаний по истории России. Важнейшим аспектом выполнения является внимательное чтение текста, в процессе которого необходимо обращать пристальное внимание на ключевые слова. Прежде всего, стоит определить период/век, хотя бы приблизительно. Далее следует найти в тексте термины, понятия, события, личностей, которые относятся к данному периоду. Прочтя источник ещё раз, следует окончательно определиться с тем, о чём идёт речь, и уже переходить к поиску верных суждений.
Данный ход работы можно выразить в следующем виде:
Для примера выполним подобное задание с применением аналогичного хода действий:
Прочтите отрывок из документа
«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, — это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдём, умрём вместе с ними!» Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, — как ты скомандовал: «Оставь!» Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1. Описанные в документе события произошли в г. Санкт-Петербурге.
2. Царя, о котором упоминает автор, звали Николай I.
3. Участники выступления, о котором говорит автор, — это петрашевцы.
4. Император помиловал руководителей выступления.
5. Участники выступления пытались предотвратить кровопролитие.
6. Выступление завершилось убийством царя.
Первое что мы делаем, это тщательно читаем текст, определяем век или период посредством поиска ключевых слов. В данном случае это – Сенатская площадь и Милорадович. Поняв, что речь идет о восстании декабристов 1825 года, мы переходим к выбору верных суждений, опираясь на наши знания по истории России. Мы должны понимать, что Сенатская площадь находится в Петербурге, Николай I на тот момент уже взял власть в свои руки, а также мы можем сделать вывод, что участники событий пытались предотвратить кровопролития. Таким образом, правильным ответом будет 125.
Озвученный ход работы изобразим в виде схемы:
2. Задания №13-14 имеют практически аналогичный метод выполнения, только объём текста, как правило, в 2-3 раза больше, чем в задании №6. Оба задания взаимосвязаны. Здесь также в первую очередь мы читаем текст, выписываем ключевые слова, а далее отвечаем на вопросы. Разберем примерное задание:
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из сочинения иностранного историка XVIII в.:
«Беглый монах Григорий, или Гришка Отрепьев, который во время своего пребывания в Москве тщательно ознакомился с жизненными обстоятельствами убитого царевича Дмитрия, пришёл к дерзкой мысли выдать себя за этого наследника русского престола. <…> Он отправился в Польшу и нанялся в Брагине на службу к князю Адаму Вишневецкому, уже дав понять на своём пути через Россию, что он царевич Дмитрий. С помощью зловредной выдумки он ввёл в заблуждение вышеупомянутого князя, заставил его поверить в своё самозванство, поэтому князь стал обращаться с ним согласно его мнимому положению. Он (Отрепьев) преуспел в рыцарских упражнениях, выучился латыни, приобрёл познания в истории; обручился с Мариной, дочерью воеводы из Сандомира Георгия Мнишека, и во время сейма в Кракове… был представлен королю… который, хотя и не желал открыто порывать с Борисом, всё же дал понять, что ему не будет неприятно, если польские магнаты за свой собственный счёт поддержат Дмитрия. Обманщик сочинил историю, как он был спасён от козней Бориса и вместо него был убит другой. Он принял католичество и тем самым обеспечил себе поддержку иезуитов и папы.
До России не могли в скором времени не дойти слухи о пребывании царевича Дмитрия в Польше. Борису оказалось не так уж трудно выяснить, кем он был. Царь несколько раз снаряжал в Польшу посыльных, дабы осведомить об этом короля… и поляков, но ему не поверили. <…> Отрепьев из Киева вступил в Россию с 5000 человек, которых Мнишек завербовал и вёл сам. Много народа примкнуло к обманщику. Борис выслал против него войско, но оно было разбито 21 декабря у Новгорода-Северского. Его военачальники всё же одержали победу над Отрепьевым… но самозванство последнего завоёвывало в России всё большее доверие, и многие именитые господа приняли его сторону; мятежный дух возобладал. Тогда Борис впал в такое отчаяние, что принял яд, отчего и скончался…»
Прочитав текст, определяем временной промежуток и выписываем слова-подсказки: Гришка Отрепьев, Смута, Георгий Мнишек и т. д. Сопоставляем век и понятия, понимаем, что текст описывает события Смутного времени. Затем отвечаем на вопросы.
№13. Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные события. Назовите короля, о котором идёт речь в отрывке. Укажите имя, под которым в истории России известен взошедший на трон самозванец, о котором говорится в тексте.
1 – Смута.
2 – Сигизмунд III.
3 – Лжедмитрий.
Следующее задание выполняем так: внимательно читаем текст (в отдельных случаях применяя свои знания по истории), а далее выписываем только те отрывки, которые точно позволяют ответить на поставленный вопрос, стараемся не выписывать слишком много "воды".
№14. Какие обстоятельства, согласно данному отрывку, способствовали осуществлению самозванцем своих планов по захвату российского престола? Укажите любые три обстоятельства.
1. – "Гришка Отрепьев, который во время своего пребывания в Москве тщательно ознакомился с жизненными обстоятельствами убитого царевича Дмитрия".
2. - "Он принял католичество и тем самым обеспечил себе поддержку иезуитов и папы".
3. - "многие именитые господа приняли его сторону; мятежный дух возобладал. Тогда Борис впал в такое отчаяние, что принял яд, отчего и скончался"
Кроме трёх выписанных отрывков, также было бы правильно упомянуть:
4. - "во время сейма в Кракове… был представлен королю… который, хотя и не желал открыто порывать с Борисом, всё же дал понять, что ему не будет неприятно, если польские магнаты за свой собственный счёт поддержат Дмитрия"
Таким образом, стоит отметить, что залог успешного решение данных заданий это постоянная тренировка на чтение и анализ источников. Чем больше Вы будете просматривать и читать источники, хрестоматии, тексты в пособиях для подготовки к ЕГЭ, тем лучше. У вас поменяется восприятие отношения к источнику. Вы перестанете смотреть на него как на обычный текст, а станете воспринимать его как источник информации, который расширит знания по история России.
Так, после каждого пройденного Вами периода всегда, по возможности, читайте исторические документы, отражающие основные этапы, проблемы, деятельность исторических деятелей этой эпохи. Часто, в конце параграфов школьных учебников по истории можно найти отрывок из какого-либо документа. Например, в конце параграфа, описывающего расселение восточных славян, предлагают прочесть отрывок из Повести временных лет. Аналогично можно разобрать источники по другим периодам: Смута, эпоха Гражданской войны и т. д. Я как репетитор всегда стараюсь максимально глубоко погрузить своих учеников в рассматриваемую эпоху. И на самих занятиях, и в качестве домашних заданий я подготавливаю источники (или их фрагменты), которые а) максимально будут полезны с точки зрения информативности, б) вызовут максимальный интерес к периоду и истории в целом.
Также безусловно важными являются ваши знания по истории России, поскольку без предварительного понимания материала тексты не будут давать вам никакой новой информации. Встречающиеся в тексте имена, термины, понятия, события, значение которых Вы не знаете, не позволят Вам выполнить задания успешно. Подытожив вышесказанное, можно сказать, что подготовка к данному формату задания сводится к следующему – практика, ещё раз практики и накопление знаний по истории России.
А если вам пока ещё чрезвычайно трудно даются источники, задания ЕГЭ, связанные с ними, а время на подготовку крайне ограничено, помните, что вы всегда можете обратиться ко мне за бесплатной консультацией, получить мою помощь и поддержку в подготовке.
Для записи на консультации и занятия, связи со мной, переходите по ссылкам здесь:
1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html
2. Группа Вконтакте: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ