Первая экранизация комиксов Джеймса О’Барра 1994 года имела невероятный успех и оказала немалое влияние на развитие готической субкультуры. Дело было сразу во многих факторах, которые сошлись вместе в нужное время. Нетривиальный сюжет, мрачная атмосфера, великолепный саундтрек, замечательная актерская игра… И множество мистических происшествий, преследующих съемочную группу, которые все-таки привели к трагедии.
После трагической смерти Брэндона Ли, череды несчастий и смертей других актеров, многие на полном серьезе заговорили о некоем «проклятии Ворона». Но это не остановило некоторых деятелей искусства от попыток повторить триумф первого фильма. В итоге мы имеем еще три фильма и сериал, про которые и вспоминать-то не хочется.
Тем интереснее были слухи о готовящихся съемках нового фильма, которые начали появляться еще более десяти лет назад. Но, ничего не происходило. Съемки не начинались, режиссеры менялись с завидной регулярностью, на главную роль утверждали то одного актера, то другого. И вот он – результат многолетнего долгостроя, не имеющий к оригинальным комиксам никакого отношения и являющийся переосмыслением первого фильма.
С самого начала фильма идет жуткий диссонанс, вызывающий внутреннее отторжение. И я сейчас не о том, что Шелли – чернокожая. Я не расист. И если это является видением режиссера – пусть так. Но тот факт, что ее играет рэп-исполнительница без актерского опыта и образования, порой очень сильно бросается в глаза.
Итак, в начале фильма Шелли и Эрик (самое интересное, что их фамилии в фильме не упоминались) даже не знакомы друг с другом. Подруга Шелли присылает ей некое видео, которое попало не в те руки. И там явно не милая съемка с зайками из контактного зоопарка. Теперь все они (Шелли и ее друзья) в опасности и надо срочно куда-то бежать. Убежать удалось недалеко – до первого полицейского, который обнаруживает у Шелли запрещенные вещества и так она оказалась в некоем заведении, которое похоже на смесь рехаба и психиатрической клиники, пациентом которой также является и Эрик, испытывающий проблемы с управлением эмоциями и вспышками агрессии. Очень мило.
В общем, спрятаться не удалось. И очень скоро Шелли обнаружили те, кто начали ее преследовать из-за того самого видео. Эрик помогает ей сбежать. И сам бежит за компанию, потому что там ему надоело. И что делают два пациента, сбежавшие из рехаба? Правильно! Закидываются алкоголем и запрещенными веществами, философствуя о любви, смерти и даже обсуждая совместный суицид.
«Как думаешь, тревожные подростки устроят мемориал в нашу честь?»
Химии между Эриком и Шелли нет ну вообще никакой – два укурыша зависли вместе чисто «по-приколу». Из-за этого еще более непонятны все эти фразы про какую-то там неземную любовь. Какая любовь?! Какие чувства?! Они общались всего несколько дней, ну, может, пару недель – и большую часть этого времени пребывали в измененном состоянии сознания.
И только минут через сорок экранного времени (если не больше), бесконечный наркотрип резко сменяется казнью «влюбленной пары». Никакой кровавой бойни и прочего насилия - их самым гуманным образом задушили пакетиками. И смотрелось все это как закономерный финал для очень «законопослушных людей». И если в старом фильме Шелли выступила против расселения старого дома, начала собирать подписи для петиции, что очень не понравилось негласному королю города и он послал своих «доверенных лиц» разобраться, а их слегка занесло. То здесь Шелли сама пришла к некоему дедушке-меценату и покровителю молодых талантов, являющимся по совместительству чуть ли не слугой дьявола. Вроде как сама виновата – знала, куда шла. В чем несправедливость? За что мстить-то?
Если бы не самая узнаваемая цитата из старого фильма, то и вовсе не уловить связи между ними.
«Когда-то люди думали, что когда кто-то умирает, его душу в страну мертвых уносит ворон. Но иногда... лишь иногда... Ворон приносит эту душу обратно, чтобы восстановить порядок вещей.»
Эрик воскресает и… Что? Бродит по городу, задает какие-то вопросы, снова и снова нарывается на своих убийц. Умирает, снова воскресает, ведет задушевные беседы с современной версией Кроноса (который по своим обязанностям больше похож на Харона) почему-то у железнодорожных путей. Изобилие разной символики и отсылок очень порадует всяких любителей теорий заговоров – там есть где разгуляться фантазии в поиске скрытых смыслов и пасхалок.
Тот самый грим «Ворона» появился только ближе к концу фильма. Ровно тогда же и начинается самое «мясо», когда количество насилия (вроде как оправданного) просто зашкаливает. Такое ощущение, что по мнению создателей фильма просто убить в качестве мести – этого мало, надо еще и расчленить в обязательном порядке. Чего только стоит (осторожно, спойлер!) выход на сцену с отрубленными головами и дальнейшее закидывание оных в зрительный зал. Подобное воспримется на ура только при каком-либо жестко измененном состоянии сознания.
Концовка уже просто добила. Это была Фаталити от режиссера и сценаристов. Зачем их было разделять? Ведь весь смысл старого фильма как раз и был в том, что хоть Там (на том свете, в загробной жизни, в другом мире, в новом воплощении – тут уж каждый сам додумает) они будут вместе. Эдакий готический хэппи-энд. И, зная предысторию комикса Джеймса О’Барра, создавшего комикс после гибели своей невесты, то концовка вполне понятна и оправдана. Но… нет. Внимание: на этот раз жирный спойлер (не жалуйтесь, что я не предупреждала)! Шелли выживает (!) и продолжает «жить за двоих», строит музыкальную карьеру. А Эрик так и остается каким-то не упокоенным мстителем, мечтающим, что когда-нибудь они снова встретятся.
В общем, если бы еще додумать и доработать, то это была бы другая, совершенно новая история, которая была бы воспринята не так категорично, из-за ожиданий точного воссоздания старого фильма и дальнейшего жесткого разочарования. Но это очередное переосмысление, перезагрузка и попытка «натянуть сову на глобус» и затащить в современные реалии историю, которая была уместна и актуальна в свое время и так должна была там остаться, созданная для современного поколения с его клиповым мышлением. Это разрозненное нечто, держащееся только на памяти о старом фильме, не спасла даже игра Билла Скарсгарда, так популярного сейчас, на что наверняка и делали ставки создатели фильма. Хотя, лично я считаю его старших братьев куда талантливее, а Билл еще не скоро выберется из образа Пеннивайза. Но на вкус и цвет…
Кто любит экшен, мистику и боевики – оценят фильм по достоинству. Кто хранит в памяти фильм 1994 года – лучше не смотрите – только зря расстроитесь и потратите время. Превзойти старый фильм так и не получилось.
#кинообзор #кино #киноотзы #ворон