Говорят, из каждого путешествия возвращаешься другим человеком. Да что там говорят, я и сама знакома с этим фактом на личном опыте. В понедельник мы с мамой вернулись из отпуска – снова ездили на Дальний Восток. Я побывала там во второй раз, а для мамы этот визит стал шестым по счету.
Впервые она посетила Приморье студенткой, проходила практику на биостанции в поселке Авангард. Следующие три путешествия состоялись в 90-е - ездила в отпуск вместе с папой. Тогда эта территория считалась приграничной зоной и для туристов была закрыта, им оформляли пропуска.
Кажется, я уже рассказывала эту историю. Приглашение оформил поклонник папиного творчества из поселка Славянка Хасанского района. Посетив выставку «Волшебный мир стекла Алексея Зеля», он оставил восторженную запись в книге отзывов, завершив ее припиской: «Приезжайте к нам в гости!» и указал домашний адрес.
Это далеко не единственный подобный случай, адреса указывали и другие посетители персональных выставок Алексея Зеля в разных городах. А вот воспользовался приглашением художник только один раз - уж очень ему хотелось увидеть Дальний Восток своими глазами.
Все, что было в жизни моего отца, так или иначе отражалось в его творчестве. Идея этой статьи родилась у меня, когда мы снова оказались в Славянке и восхищались красотой Приморского края.
СЮЖЕТЫ ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ
Путешествия, жажда приключений и новых впечатлений были еще одной страстью Алексея Зеля, такой же сильной, как любовь к биологии и своему материалу - кварцевому стеклу.
С друзьями, а чаще только вдвоем со своей верной спутницей Ольгой, он побывал во многих уголках нашей (тогда очень большой) страны. Они изучали ее постепенно, с севера на юг от Кольского полуострова до Каракумской пустыни, с запада на восток от белорусского полесья, через Поволжье, Урал, Сибирь и Забайкалье к Сахалину и Дальнему Востоку.
И как в цитате, которую я привела в начале этой статьи – из каждой поездки художник возвращался новым человеком. С новыми мыслями, опытом и знаниями, оригинальными идеями для творчества.
Турпоход заканчивался, а альбом еще долго пополнялся свежими эскизами. Далеко не все из увиденного и задуманного нашло свое отражение в кварцевом стекле. Да и как воплотить все задумки, когда в год Алексей Зеля успевал сделать всего 8-10 работ. Стеклопластика – процесс долгий и трудоемкий.
Помните, я рассказывала о композициях «Поганки» и «Цветущий пень»? Эти стеклянные фигуры были созданы под впечатлением от походов на байдарке по Карелии.
Крупные хрустальные скульптуры «Каракумы весной» (сейчас находится в Калужском «Музее стекла Алексея Зеля») и «Порыв» (в экспозиции Егорьевского историко-художественного музея) создавались под влиянием увиденного в каракумской пустыне.
Совсем неожиданным вам может показаться тот факт, что стеклянный «Аквариум» изначально задумывался как отражение подводного мира сибирских рек и озер. Еще одна вещь, созданная по эскизам на эту тему – корзина «У озера».
Сейчас сложно сказать, какие турпоездки и в каких конкретных деталях проявились в «Бабьем лете», «Русском поле», «Гимне травам» и других произведениях, воспевающих русскую природу. Очевидно одно – они пропитаны впечатлениями, привезенными художником из летних отпусков.
После нулевых Алексей Зеля стал выбираться за границу – появилась возможность поехать куда угодно, были бы средства. Сбылась мечта его детства - как один из его кумиров Чарльз Дарвин художник побывал на Галапагосских островах и даже успел застать там «Одинокого Джорджа», последнюю на земле гигантскую черепаху.
По следам Дэвида Ливингстона открыл для себя Африку – Кению, Зимбабве, Уганду, Ботсвану… Проводил ночи в палатке среди животных в сафари-парках, сплавлялся на рафте по Нилу, поднимался в небо на крошечном самолете над водопадом Виктория, глядел вдаль с обрыва Мыса Доброй Надежды.
Плавал в кратерном озере на Суматре, был на Коморских островах, на Фиджи, на Филиппинах, изъездил Юго-Восточную Азию, пешком пересек Экватор в Эквадоре, кормил с рук лемуров Мадагаскара, сфотографировался с самой большой в мире секвойей и заглянул в «Глаз Йеллоустоуна».
И после всего этого не создал ни одной работы из кварцевого стекла, не нарисовал ни одного эскиза по горячим следам этих заграничных путешествий. Вы спросите, это от того, что Алексей Зеля был патриотом? А я отвечу – «нет».
Он искренне восхищался и радовался всему, что ему удалось увидеть и с нетерпением ждал новых приключений. Он любил Землю всю, не разделяя ее на страны и народы. Только вот импульса к созданию новых произведений эти поездки ему не давали, как это случалось в былые времена их с Ольгой странствий по заповедным уголкам СССР.
Да и вообще, что значит «патриот»? Сейчас немного изменился смысл этого слова, в представлении многих это человек, который только и делает, что бьет себя кулаком в грудь и кричит на всех углах, что он за русских и за Россию.
На самом деле патриот – это тот, кто вкладывает свои силы, свой талант, свои умения и знания во благо своей страны, в ее развитие, в ее будущее, в ее славу. Не нужно спрашивать человека о его патриотизме, все можно понять и без слов по его делам и поступкам.
В этом смысле Алексей Зеля – настоящий патриот. Он побывал во многих странах, но творческое вдохновение приходило к нему только на родине. Художник черпал эту энергию и превращал в чудесные стеклянные композиции, собирал их в коллекцию, бережно сохраняя для всех нас и следующих поколений россиян.
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: